Безналичные денежные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:59, реферат

Описание работы

Безналичные расчеты между юридическими лицами осуществляются через кредитные организации, их филиалы и структуры Банка России. Операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут производиться с использованием:
корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

Файлы: 1 файл

Безналичные расчеты.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

 

БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ

 

Безналичные расчеты  между юридическими лицами осуществляются через кредитные организации, их филиалы и структуры Банка  России. Операции по перечислению денежных средств через кредитные организации  могут производиться с использованием:

корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных  организациях, осуществляющих расчетные  операции;

счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Денежные средства со счета списываются по письменному  распоряжению его владельца (платежное  поручение, аккредитив, чек и т.п.) на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Средства могут списываться и без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.

В настоящее время  используются следующие формы безналичных  расчетов, утвержденные Положением Банка России от 3.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации": расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов, которые клиенты банков выбирают самостоятельно, предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Банки не вмешиваются  в договорные отношения клиентов. Проблемы по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме  возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных  документов на бумажном носителе, а  в установленных случаях - в электронном  виде. Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках  документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Расчетный документ должен содержать:

распоряжение плательщика  о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств (платежные поручения);

распоряжение получателя средств на списание денежных средств  со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (платежные требования или инкассовые поручения).

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или  с использованием электронно - вычислительных машин. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.

Расчетные документы  на бумажном носителе заполняются с  применением пишущих или электронно - вычислительных машин шрифтом черного  цвета, за исключением чеков, которые  заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Печати и штамп банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.

Расчетные документы  должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

вид платежа;

наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

наименование и местонахождение  банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер  корреспондентского счета или субсчета;

наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

наименование и местонахождение  банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер  корреспондентского счета или субсчета;

назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

очередность платежа;

вид операции;

подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Исправления, помарки  и подчистки, а также использование  корректирующей жидкости в расчетных  документах не допускаются.

Расчетные документы  действительны к предъявлению в  обслуживающий банк в течение  десяти календарных дней не считая дня их выписки.

В банк предъявляется  необходимое количество экземпляров  этих документов. Второй и последующие  экземпляры расчетных документов могут  быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно - вычислительных машин. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от суммы. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного  в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).

Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, по платежным поручениям, а получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.

Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.

Отозванные платежные  поручения возвращаются банками  плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки  банков, подтверждающие факт их приема к исполнению, перечеркиваются банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.

 

Расчеты платежными поручениями

 

Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В соответствии с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей.

Платежные поручения составляются на бланке (ф. N 0401060) и принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности этих средств, а также в том случае, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку. При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная  оплата платежных поручений из картотеки, при этом банк использует платежный  ордер (ф. N 0401066). На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.

При осуществлении частичной  оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым  произведена оплата, помещается в  документы дня банка, последний экземпляр служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.

Банк обязан информировать  плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после  обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Расчеты по аккредитивам

 

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку осуществить такие платежи. Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные.

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк - эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или  предоставленного ему кредита сумму  аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк - эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка - эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или  отменен банком - эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка - эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка - эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие данные:

наименование банка - эмитента;

наименование банка, обслуживающего получателя средств;

наименование получателя средств;

сумма аккредитива;

вид аккредитива;

способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

способ извещения плательщика  о номере счета для депонирования  средств, открытого исполняющим  банком;

полный перечень и  точная характеристика документов, представляемых получателем средств;

сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), и требования к оформлению указанных документов;

условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

В основной договор могут  быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Платеж по аккредитиву производится в безналичном  порядке путем перечисления суммы  аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив (ф. N 0401063), в котором указывает:

вид аккредитива (если не указано, что аккредитив безотзывный, он считается отзывным);

условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

номер счета, открытый исполняющим  банком для депонирования средств  при покрытом (депонированном) аккредитиве;

срок действия аккредитива  с указанием даты (число, месяц  и год) его закрытия;

полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;

наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых  открывается аккредитив, номер и  дата основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучатель и место назначения (при оплате товаров).

При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в  открытии аккредитива.

Если платеж по аккредитиву  должен быть произведен против реестра  счетов без акцепта уполномоченного  плательщиком лица, в аккредитив могут быть включены следующие дополнительные условия:

отгрузка товаров в  определенные пункты назначения;

представление документов, удостоверяющих качество продукции, или  актов о приемке товаров для  отсылки их через исполняющий  банк и банк - эмитент плательщику;

Информация о работе Безналичные денежные расчеты