Безналичные расчеты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, т.к. в настоящее время Россия пользуется банковскими технологиями, которые были созданы в результате достаточно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что позволило значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Сущность и значение безналичных расчетов 15
2.2. Основы организации безналичных расчетов 17
2.3. Формы безналичных расчетов 21
2.3.1. Платежное поручение 22
2.3.2. Расчеты аккредитивами 23
2.3.3. Расчеты чеками 25
2.3.4. Расчеты по инкассо 28
3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Нормальный) 2 - копия.docx

— 119.37 Кб (Скачать файл)

упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участников расчетов. Главный регулирующий орган платежной системы – ЦБ РФ. Согласно вышеуказанному закону, в нем среди трех

его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

- установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

- координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 №14 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно этому положению организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих правилах:

- при многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиями остается право свободного выбора  форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.

- средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.

- все платежи со счетов предприятий осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством

Принцип осуществления расчетов по банковским счетам.  Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка. Для этого все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы.

Принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей может быть:

- хронологическая – претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа;

- целевая – в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи.

С 1929 г. до середины 1987 г. в бывшем СССР действовала в различных модификациях целевая очередность платежей. В июле 1987 г. было установлено, что все платежи со счетов объединений, предприятий и организаций, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Но временами календарная очередность нарушалась не только банками, но и властными структурами управления. И поэтому с 1 июля 1992 г. календарная очередность платежей была отменена Положением о безналичных расчетах от 9 июля 1992 г. №14, и плательщикам предоставлено право по их усмотрению определять очередность платежей с их счетов. Но уже 10 июля того же года постановлением Верховного Совета РФ установлено, что платежи в республиканский бюджет и во внебюджетные фонды вносятся в первоочередном порядке. В октябре 1993 г. Президент РФ  установил первоочередность платежей в бюджет и за товары и услуги.

Указами Президента РФ от 23 мая и 9 августа 1994 г., а также 24 января 1995 г. введена очередность платежей, обеспечивающая первоочередные выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

 

Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения:

- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина и т.д. Платеж может осуществляться:

- до  начала торговой операции (авансовый  платеж);

- немедленно  после совершения торговой операции;

- через  определенный срок после совершения  торговой операции;

- на  условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства  или с письменным оформлением  векселя).

Учреждения банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки

 

  Принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

           Принцип имущественной ответственности по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. 

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,3% суммы за каждый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др.

 

2.3. Формы безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов в России регламентируются Положением "О правилах перевода денежных средств" от 19.06.2012 г. № 383-П.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

- расчетов  платежными поручениями;

- расчетов  по аккредитиву;

- расчетов  инкассовыми поручениями;

- расчетов  чеками;

- расчетов  в форме перевода денежных  средств по требованию получателя  средств (прямое дебетование);

- расчетов  в форме перевода электронных  денежных средств.

 

2.3.1. Платежное поручение

Платежное поручение представляет собой документ определенной формы, передаваемый клиентом в банк как поручение перечислить определенную сумму на счет указанного лица в срок, предусмотренный законом, договором банковского счета или применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Содержание платежного поручения и предъявляемых вместе с ним расчетных документов и их форма, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

При несоответствии платежного поручения указанным требованиям банк может уточнить его содержание. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно по получении поручения. При неполучении ответа в срок, предусмотренный законом или установленный банковскими правилами, банк имеет право не исполнять поручение или возвратить его плательщику (ст. 864 ГК РФ «Условия исполнения банком платежного поручения»).

Банк принимает платежные поручение при наличии средств на счете плательщика, снимает деньги со счета и отправляет вместе с платежными поручениями в расчетно-кассовый центр (РКЦ). РКЦ снимает с корреспондентского счета банка деньги и переводит на корреспондентский счет банка, где обслуживается клиент в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. Деньги, поступившие на корреспондентский счет банка, зачисляются на счет получателя.

Банк вправе привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента ст. 865 ГК РФ «Исполнение поручения».

Платежные поручения (см. Приложение 1) заполняются в четырех экземплярах. На первом ставятся подписи и печать клиента-плательщика (он хранится в документах операционного дня банка-плательщика). Второй и третий экземпляры отправляются в банк-получатель, четвертый возвращается плательщику с банковской отметкой и выпиской со счета, подтверждающей списание денег.

При поступлении денег банк-получатель выдает своему клиенту выписку, подтверждающую получение денег, и платежное поручение отправителя (третий экземпляр). Банк-получатель оставляет у себя второй экземпляр и хранит его в документах операционного дня.

Платежное поручение принимается к исполнению в течение 10 дней со дня оформления. По требованию плательщика банк обязан незамедлительно информировать его об исполнении поручения.

Банк может принять платежное поручение при отсутствии наличных средств на счете плательщика, если это оговорено предварительно или в договоре за дополнительное вознаграждение.

 

2.3.2. Расчеты аккредитивами

Сегодня нельзя представить финансовую кредитную систему без аккредитивов (см. Приложение 2), которые выступают в качестве механизма кредитования и средства платежей.

При расчетах по аккредитиву (ст. 867 ГК РФ «Общие положения о расчетах по аккредитиву») плательщик дает поручение банку (эмитенту) либо открыть аккредитив и произвести платежи получателю, либо передать эти полномочия другому банку (исполняющему).

Существуют два вида аккредитивов: безотзывный и отзывной. При расчетах могут быть использованы покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные) аккредитивы.

Отзывной аккредитив (ст. 868 ГК РФ «Отзывной аккредитив») может быть изменен или аннулирован банком плательщика без согласования с получателем средств; однако если платежи произведены, то вопрос об отзыве или изменении аккредитива рассматривать нельзя.

Необходимо отметить, что такую форму аккредитива можно применять с партнерами тогда, когда между ними существует определенная форма доверия. В остальных случаях следует использовать безотзывный и желательно подтвержденный аккредитив. Безотзывный аккредитив не может быть изменен и аннулирован без согласия получателя средств (ст. 869 ГК РФ «Безотзывный аккредитив»). Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента.

При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент заблаговременно перечисляет сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. Эта форма дает уверенность в исполнении взаимных обязательств, устраняет риск неплатежей, но она связана с отвлечением денежных средств плательщика на сверхнормативное время.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив можно использовать при наличии корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком. Он открывается в исполняющем банке, что дает последнему право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий исполнение аккредитива не производится (ст. 870 ГК РФ «Исполнение аккредитива»).

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

- по истечении срока аккредитива;

- по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;

- по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если

 

такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

О закрытии аккредитива исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент (ст. 873 ГК РФ «Закрытие аккредитива»).

Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов. Порядок осуществления расчетов в той или иной форме регулируется законом, а также изданными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Однако имеют место случаи представления фиктивных документов при открытии аккредитива, использования подставных фирм для списания и обналичивания средств.

Платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации, начиная с 1 января 1998 года, должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 0011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»):

Информация о работе Безналичные расчеты населения