Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
В современных условиях особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковских операций. Важную роль в решении этих задач играют безналичные расчеты.
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Содержание и организация безналичных денежных расчетов………….5
1.1 Сущность и значение безналичных расчетов.…………………………..5
1.2 Основы организации безналичных расчетов…………………………..8
1.3 Формы безналичных расчетов ………………………………………....12
2. Учет безналичных расчетов……………………………………………..16
2.1 Порядок и учет расчетных операций по счетам клиентов…………...16
2.2 Порядок и учет расчетных операций в кредитной организации…….21
3. Перспективы развития безналичных расчетов…………..……………..25
3.1 Дистанционное банковское обслуживание……………………………25
Заключение…………………………………………………………………..31
Библиографический список………………………………………………...33
Физическое лицо может выступать в качестве чекодателя или чекодержателя. В случае, если физическое лицо является чекодателем, чек оплачивается обслуживающим его банком плательщиком за счет денежных средств чекодателя, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Чеки, выпускаемые банками, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо с участием физических лиц осуществляются на основании инкассовых поручений. Инкассовые поручения применяются при осуществлении безналичных расчетов физическими лицами при наличии текущего счета:
1. для взыскания по исполнительным документам, в случае их предъявления через обслуживающий банк - банк-эмитент;
2. в случаях, предусмотренных основным договором, при условии предоставления обслуживающему банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Развитие безналичных расчетов физическими лицами имеет большую значимость, которая заключается в следующем:
Физические лица осуществляют расчетные операции с различными организациями и предприятиями, при этом каждая организация обязана иметь хотя бы один расчетный счет в банке. Причем количество расчетных счетов не ограничено: их можно открывать сколько угодно и в любом количестве банков.
Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
Предприятие заключает с банком договор, именуемый «Договор о расчетно-кассовом обслуживании», в котором определяются права и обязанности сторон. За свои услуги банк берет вознаграждение, которое при проведении банковских операций списывается с расчетного счета клиента, по тарифу, установленному банком. Такая плата за банковское обслуживание является расходом организации (так называемым операционным расходом). Причем, комиссия банка не взимается за перечисление налоговых платежей.
Банк, в котором открыт счет предприятия, контролирует соблюдение предприятием кассовой дисциплины.
Списать средства с расчетного счета клиента банк может только по распоряжению клиента, за исключением требований налоговой инспекции: налоговые недоимки и пени списываются в безакцептном порядке; кроме этого, право на безакцептное списание имеют организации энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения.[6]
Для списания средств с расчетного счета предприятие предъявляет в банк платежное поручение установленной формы в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Число экземпляров платежного поручения определяется банком. На первом экземпляре должны быть две подписи заявленные в карточке с образцами подписей, и оттиск печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени предприятия, документы подписываются лицами, уполномоченными предприятием. Если предприятие собирается снять средства с расчетного счета, то необходимо заполнить лист чековой книжки. Когда чековая книжка выдается юридическому лицу, банк делает отметку о выдаче этой книжки в карточке. В чековой книжке не допускаются никакие исправления.
Банк имеет право знать, сколько наличных денег предприятие собирается получать в банке и когда. Это связано с тем, что банк должен подготовить соответствующее количество наличности к тому моменту, когда предприятию, например, понадобятся крупные суммы на выплату заработной платы. Поэтому организация заполняет так называемый кассовый план, где указывает, в какие дни она собирается сдавать наличность и в каком количестве, а в какие дни — получать и в каком количестве. Сроки и периодичность подачи кассового плана определяются банком. Схема проводок представлена в Приложении 1.
2.2 Порядок и учет расчетных операций в кредитной организации
Безналичные расчеты могут быть организованы как между клиентами одного банка, так и между клиентами разных банков. Формы и используемые документы могут быть одни и те же, но при расчетах между клиентами разных банков возникают проблемы межбанковского взаимодействия. В настоящее время в России не существует единой налаженной сети межбанковских расчетов. Вместо этого параллельно действуют несколько различных систем проведения платежей между кредитными учреждениями как общероссийских, охватывающих всех участников расчетных операций, так и локальных, в которые входят только некоторые из них. Эти системы классифицируются следующим образом.
Расчеты через учреждения Центрального банка России, его расчетно-кассовые центры (РКЦ):
Организация безналичных расчетов осуществляется либо по централизованной, либо по децентрализованной схеме. Децентрализованные корреспондентские отношения со счетами «лоро-ностро» коммерческие банки используют для прямых расчетов с постоянными корреспондентами по операциям клиентов, имеющих, как правило, стабильные связи.
1. Отражение в бухгалтерском учете кредитных организаций (филиалов) операций по счетам "ЛОРО", "НОСТРО", осуществляемых в один день.
1.1. В банке-корреспонденте.
1.1.1. При зачислении средств на счет "ЛОРО":
Д-т расчетного, текущего, бюджетного (далее - счет клиента), корреспондентского счета (субсчета), счета по хозяйственно-финансовой деятельности кредитной организации (филиала)
К-т 30109 "Корреспондентские счета кредитных организаций-корреспондентов"
1.1.2. При списании средств со счета "ЛОРО":
Д-т 30109 "Корреспондентские счета кредитных организаций-корреспондентов"
К-т счета клиента, корреспондентского счета (субсчета), счета по хозяйственно-финансовой деятельности кредитной организации (филиала)
1.2. В банке-респонденте.
1.2.1. При отражении операций по зачислению средств через счет "НОСТРО":
Д-т 30110 "Корреспондентские
счета в кредитных
К-т счета клиента, корреспондентского счета (субсчета), счета по хозяйственно-финансовой деятельности кредитной организации (филиала)
1.2.2. При отражении операций по списанию средств через счет "НОСТРО":
Д-т счета клиента, корреспондентского счета (субсчета), счета по хозяйственно-финансовой деятельности кредитной организации (филиала)
К-т 30110 "Корреспондентские
счета в кредитных
2. Отражение в бухгалтерском учете кредитных организаций (филиалов) операций при несовпадении даты списания средств (со счета клиента, со счета по хозяйственно-финансовой деятельности) с датой отражения по счетам "ЛОРО" и "НОСТРО".
2.1. В банке-отправителе платежа.
2.1.1. В банке-респонденте или банке-корреспонденте.
В день списания средств со счетов клиентов:
Д-т счета клиента, корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала)
К-т 30220 "Средства клиентов
по незавершенным расчетным
Платежи по хозяйственно-финансовой деятельности кредитной организации (филиала) осуществляются в день наступления ДПП.
2.1.2. При получении
подтверждения (выписки) в
в банке-корреспонденте:
Д-т 30220 "Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям"
К-т 30109 "Корреспондентские счета кредитных организаций-корреспондентов"
в банке-респонденте:
Д-т 30220 "Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям"
К-т 30110 "Корреспондентские
счета в кредитных
Под внутрирегиональными расчетами понимают межбанковские расчеты, выполняемые между их участниками, расположенными на территории одной республики, края, области, а под межрегиональными расчетами – межбанковские расчеты, выполняемые между их участниками, расположенными на территориях различных республик, краев, областей.
Система централизованных межбанковских расчетов организуется Центральным банком, так как расчетные операции по переводу денежных средств между коммерческими банками осуществляются посредством корреспондентских счетов, открываемых в структурных подразделениях Центрального банка. По корреспондентским счетам балансового счета № 30101 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России» открываются отдельные лицевые счета каждому коммерческому банку. Все банки производят операции в пределах кредитового сальдо на корреспондентском счете, т. е. за счет финансовых средств, реально существующих в момент совершения расчетной операции.[4]
Банк России еще в 1992 г. приступил к реформированию системы безналичных расчетов и методов их осуществления, планируя создание единой автоматизированной системы межбанковских расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени, причем предполагается, что наряду с государственной системой расчетов будут функционировать негосударственные расчетные и клиринговые палаты, в первую очередь обслуживающие операции на финансовых и товарных рынках.
3. Перспективы развития безналичных расчетов
3.1 Дистанционное банковское обслуживание
Почти все крупные российские банки предоставляют своим клиентам возможность оценить все преимущества дистанционного банковского обслуживания.
Дистанционное банковское обслуживание - это общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий дистанционного банковского обслуживания используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк, Интернет-Банк, Система ДБО, Электронный банк, Интернет-Банкинг, on-line banking, remote banking, direct banking, home banking, internet banking, PC banking, phone banking, mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking. На сегодняшний день это возможность обеспечить конкурентоспособность кредитной организации. В дистанционные каналы обслуживания выводится максимальный спектр банковских услуг. При этом важнейшим вопросом функционирования дистанционного банковского обслуживаняе остается обеспечение безопасности проведения финансовых операций.[18]
Банк будущего - это банк с набором уникальных технологий, позволяющих клиенту совершать финансовые операции из любой точки мира, в любое время суток и любой день недели, оперативно, эффективно и безопасно. В настоящее время российский рынок дистанционного банковского обслуживания развивается стремительными темпами. Уверенный рост рынка будет обусловлен, как распространением банковских продуктов среди населения, так и развитием сервисов дистанционного обслуживания.
За последние несколько лет в этой области произошел качественный сдвиг: наиболее дальновидные банки стали применять интернет-банкинг, мобильный банкинг и другие виды дистанционное банковское обслуживание во всех аспектах своего бизнеса. Отношение российских банков к электронным каналам обслуживания существенно изменилось: кредитные организации начали активно работать в сфере расширения функциональности систем, выходить на новые сегменты рынка. Среди них особо выделяются ВТБ24, Альфа-Банк, Сбербанк и некоторые другие, то есть, как правило, речь идет о крупных кредитных организациях.[7]
Дистанционное банковское
обслуживание развито в большей
степени в крупных городах, где
уровень автоматизации
В этой сфере популярностью пользуются пополнение счета мобильного телефона, платежи за интернет и услуги ЖКХ. Все более востребованными, по оценкам участников рынка, становятся внешние переводы, пополнение электронных кошельков.