Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковских операций. Важную роль в решении этих задач играют безналичные расчеты.
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Содержание и организация безналичных денежных расчетов………….5
1.1 Сущность и значение безналичных расчетов.…………………………..5
1.2 Основы организации безналичных расчетов…………………………..8
1.3 Формы безналичных расчетов ………………………………………....12
2. Учет безналичных расчетов……………………………………………..16
2.1 Порядок и учет расчетных операций по счетам клиентов…………...16
2.2 Порядок и учет расчетных операций в кредитной организации…….21
3. Перспективы развития безналичных расчетов…………..……………..25
3.1 Дистанционное банковское обслуживание……………………………25
Заключение…………………………………………………………………..31
Библиографический список………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее востребованный и распространенный на сегодняшний день вид дистанционного банковского обслуживания в мире - интернет-банкинг. В США почти все крупнейшие кредитные организации оказывают услуги интернет-банкинга, а количество пользователей насчитывает порядка 80 млн   человек.

В Европе число потребителей услуг интернет-банкинга в настоящее время -около 100 млн человек, и ожидается, что к 2014 году этот показатель превысит отметку в 110 млн.[7]

Многих пользователей  интернет-банкинга беспокоит проблема защиты персонального аккаунта от несанкционированного доступа. Конечно, вероятность взлома при соблюдении элементарных правил безопасности невелика. Кроме того, для обеспечения максимальной безопасности в рамках системы дистанционного облуживания используются и одноразовые динамические пароли, и электронная цифровая подпись (ЭЦП), и надежно защищенные пакеты ключей доступа.

 На сегодняшний  день среди наиболее распространенных  услуг интернет-банкинга выделяют  следующие. Во-первых, проверка балансов  по счетам и предоставление  информации по банковским продуктам (кредиты, депозиты и т.д.). Во-вторых, заявки на оформление кредитов, открытие депозитов, получение банковских карт, открытие расчетных счетов и т.д. В-третьих, осуществление денежных переводов - как внутренних (между счетами клиента и на другие счета в пределах одного банка), так и внешних (на счета других финансовых организаций), и конвертация валют, онлайн-консультации с квалифицированными сотрудниками, оплата всевозможных услуг.

Кредитные организации, развивая интернет-банкинг, преследуют вполне прагматичные цели: удовлетворить растущий спрос со стороны клиентов, уменьшить долю снятия наличных в банкоматах и за счет этого увеличить остатки на карточных счетах клиентов, наконец, получить дополнительные комиссионные доходы. Наличие интернет-банкинга уже становится важным фактором неценовой конкуренции.

В России существуют банки  с успешными проектами дистанционного обслуживания. Это, например, интернет-банк «Альфа-Клик», активными пользователями которого, по данным Альфа-Банка, являются более 1 млн. человек. В Ситибанке более 80% финансовых банковских операций осуществляется через дистанционные каналы обслуживания - в среднем 260 тыс. онлайн-операций в месяц. Сбербанк к 2014 году намерен вывести 70% платежей из операционных касс в удаленные каналы самообслуживания - банкоматы, платежные терминалы и интернет-банкинг, и уже ввел повышенные комиссии за оплату коммунальных услуг через операционистов.

Объем рынка и количество пользователей интернет-банкинга будут  расти: через два-три года объем  рынка вырастет примерно в 3-3,5 раза. Опережающими темпами будут расти платежи ЖКХ, погашение кредитов, услуги по покупке железнодорожных и авиабилетов, билетов в кино, театр и т.д. Кроме того, достаточно перспективным является такой сегмент платежей, как мгновенные денежные переводы, в том числе между клиентами разных банков.[9]

Второй по популярности вид услуг дистанционного банковского  обслуживания - мобильный банкинг. Данное направление дистанционных банковских услуг очень перспективно и несет  в себе принципиально важное качество - мобильность. Поэтому кредитные организации США и Европы продолжают инвестировать в развитие мобильных услуг, понимая, что в скором времени население, особенно молодежь, будет рассматривать наличие мобильного банкинга как обязательный критерий выбора той или иной финансовой организации.

Кстати, западный опыт свидетельствует  о том, что одна из основных причин, по которым клиенты меняют банк, - это доступность интернет-банкинга и мобильного банкинга.

«Мобильный банк»- это SMS-сервис, позволяющий получать на мобильный телефон информацию обо всех операциях по карте: состояние текущего счёта, последние операции по карте и даже информацию о минимальных платежах, в случае если клиент захочет взять кредит. Кроме того, с помощью «мобильного банка» можно проводить различные платежи и переводить деньги со счета на счет (правда, такая услуга действует не во всех банках). Причем, «мобильный банк» при желании легко заблокировать, например, если карта будет утеряна.[18]

Такое средство коммуникации, как смартфон в ближайшем будущем будет доминировать если не во всех, то во многих областях человеческой жизни. Банкинг не является в данном случае исключением. Бесконтактные платежи на основе NFC-технологии, позволяющие оплачивать многие продукты и услуги, стали реальностью. Кроме того, использование смартфона с инсталлированным приложением для мобильного банкинга - новый и перспективный канал системы "Клиент - Банк".

В настоящее время  выделяют несколько направлений  развития мобильного банкинга. Первое - экстерриториальность и непрерывность работы системы, которые предполагают возможность для клиента управлять счетами вне зависимости от его местонахождения и времени суток. Второе направление - общедоступность: технологические средства, позволяющие осуществить доступ к системе, должны быть достаточно широко распространены и приемлемы по цене. Третье - многовариантность каналов доступа: в системе банкинга должна быть предусмотрена возможность использования разных каналов в любой их комбинации. Четвертое - интерактивность обслуживания, которая предусматривает возможность проведения финансовых операций в режиме самообслуживания. Еще одно перспективное направление развития мобильного банкинга - возможность проведения операций в режиме реального времени.

«Мобильный банк» удобен во многих отношениях. Правда, немало зависит от самого банка и предоставляемых им услуг. Есть банки, которые до сих пор ограничиваются лишь рассылкой SMS об операциях по счету и не дают клиенту дистанционно управлять счетами. А ведь возможности у «Мобильного банка» действительно огромные. И это не только различные платежи и блокировка услуг, некоторые банки предлагают даже сервисы по покупке и продаже валюты, перечислению денег на произвольные реквизиты и многое другое. К примеру, Сбербанк позволяет осуществлять перевод денежных средств с одного счета карты Банка на другой, рассылает информационные и рекламные сообщения банка и его партнеров и даже даёт возможность переводить средства в благотворительный фонд.[7]

Наряду с многочисленными  преимуществами дистанционное банковское обслуживание имеет некоторые недостатки. Основной недостаток  обусловлен именно особенностями такого обслуживания, то есть тем, что банковские операции выполняются клиентом удаленно, без непосредственного общения со специалистами банка. Именно поэтому возникает проблема верной идентификации клиента при дистанционном выполнении им банковских операций. Причем эта проблема существует как для кредитных организаций, так и для клиентов. Для банка нужны гарантии того, что удаленные операции осуществляет именно тот человек, которому банк предоставил на это право. Клиент должен  быть уверен, что никто кроме него (по злому умыслу или по ошибке) не сможет распоряжаться его счетами в банке.

В настоящее время  прикладываются большие усилия для устранения недостатков дистанционного банковского обслуживания. Существует несколько наиболее распространенных технологий защиты при листанционном банковском обслуживании. Один из самых эффективных способов обеспечения информационной безопасности - это система «открытых - закрытых ключей». Это система, при которой ключ есть у клиента и у банка, вместе они образуют некий единый ключ, который авторизуется в системе. И только при наличии обеих «половинок» система пропускает пользователя. Ключи, код передаются клиенту, хранятся на каком-либо информационном носителе - на флешке, на почте или на специальных чиповых карточках.

Также достаточно эффективны технологии генерируемых кодов. Это  может быть, например, карточка кода, который генерируется по запросу клиента, или статическая карточка кодов, когда у клиента на руках уже есть некое множество цифр, и в определенной комбинации они используются для авторизации.

Так же следует использовать ключевые носители типа eToken или смарт-карт. Использование ключевого носителя типа еToken или смарт-карты исключает возможность доступа к хранящимся в них сертификатам и ключам. Они рассчитаны лишь на три попытки подбора PIN-кода, после чего - конечно, в случае неверного указания PIN-кода - доступ к совершению операций будет заблокирован.[9]

Не смотря на свои недостатки дистанционное банковское обслуживание,  имеет огромный ряд преимуществ, как для банка, так и для  клиента. Именно поэтому каналы дистанционное  банковское обслуживание  нашли  воплощение в современной жизни  и постоянно развиваются.

 

Заключение

 

Организация безналичных  расчетов продолжает совершенствоваться, безналичные расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства. Мировой  опыт в организации безналичных  расчетов свидетельствует о непременном  вытеснении из платежного оборота наличных денег, частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов и их не состыковка, приводит к  серьезным затруднениям  в практической работе. Развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам  способствует со стороны Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных технологий в организации осуществления безналичных расчетов.

Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются: обострение кризисных явлений в экономике страны, неплатежеспособность и банкротство предприятий, нарастание политической и социальной напряженности, несовершенство программно- технического обеспечения, не достаточно активное обновление правовых норм  в области  безналичных расчетов, не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка.

Для улучшения осуществления  организации безналичных расчетов рекомендуется: ускорение перехода к совершенным  программным системам, скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов, предоставление выхода на мировой уровень, широкое использование клиринга, активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления % за остатки на расчетных и текущих счетах. Кроме этого необходимо предложить клиентам целый ряд дополнительных услуг, связанных, например, с трастовым управлением средствами клиента, агентскими услугами на рынке ценных бумаг, консультационными услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента, совершенствование нормативной базы, упрощение  процесса осуществления расчетов.

Таким образом, несмотря на все трудности при осуществлении  безналичных расчетов можно отметить, что в стране наблюдаются  тенденции для успешного развития расчетов и приближению к мировым стандартам.

 

Библиографический список

 

  1. Гражданский кодекс № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г
  2. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”. № 395-1 от 2 декабря 1990 г. 
  3. Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»                                     
  4. Положение «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» № 302-П от 26.03.2007
  5. Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П от 03.10.2002 г.
  6. Положение «О порядке осуществления наличных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»
  7. «Национальный Банковский Журнал» под.ред. Оксана Дяченко , №9, 11.09.2011 г
  8. Банковское дело: учебник/под ред. О.И Лаврушина.-М.:КНОРУС,2009г
  9. Дистанционное банковское обслуживание: учебник/ под ред.-М.: КноРус 2010г
  10. Платежная система России и принципы ее организации:учебник/под ред. Березина М.П. .-М.: Финансы.,1998
  11. Общая теория денег и кредита: учебник/ под редакцией Е.Ф. Жукова.- М.: Юнити, 1995
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник/ под редакцией Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити,1997
  13. Банковское право России: Учебное пособие/под ред Братко А.Г.. – М.: Юрид. лит., 2003
  14. Деньки, кредит, банки: Учеб. пособие/ В.А. Челноков – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
  15. Деньги, кредит, банки./ Под ред. Борискина А.В., Тарабцева А.А., - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2004.
  16. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Под ред. О.Г. Семенюты. – ростов н/Д: Феникс, 2005.
  17. www.garant.ru
  18. www.wikipedia.org
  19. www.rbc.ru
  20. www.cbr.ru

 

 

Приложение 1

1 Порядок отражения  в бухгалтерском учете операций  по перечислению юридическим  лицом денежных средств со  своего банковского счета на  счета физических лиц, являющихся  клиентами одного банка, согласно  реестру 

1.1 Списание денежных  средств со счетов юридических лиц в банке плательщика:

а) для перечисления на счета физических лиц, открытые в  другом банке:

Д-т счета юридического лица

К-т корреспондентского счета 

б) для перечисления на счета физических лиц в том  же банке 

Д-т счета юридического лица

К-т счета физического лица (текущие счета физических лиц, счета по учету вкладов, счета для расчетов с использованием банковских карт). .

2 Порядок отражения  в бухгалтерском учете операций  по аккредитивам 

2.1 Перечисление суммы  аккредитива (покрытия) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива в тот же день:

Д-т счета "Текущие  счета физических лиц"

К-т корреспондентского счета.

2.2. Открытие покрытого  (депонированного) аккредитива в  банке-эмитенте: Д-т счета N 90907 "Выставленные  аккредитивы"

К-т счета N 99999.

2.3. Открытие непокрытого  (гарантированного) аккредитива в  банке-эмитенте:

Д-т счета N 99998

К-т счета N 91404 "Гарантии, выданные банком".

2.4 Банк-эмитент обязан  не позже рабочего дня, следующего  за днем возврата суммы неиспользованного, отозванного полностью или частично покрытого (депонированного) аккредитива, зачислить ее на счет плательщика, с которого были перечислены денежные средства в счет покрытия по аккредитиву:

  Д-т корреспондентского  счета 

  К-т счета "Текущие счета физических лиц".

2.5 Отзыв (полный или  частичный) или изменение условий  аккредитива: 

а) по покрытому (депонированному) аккредитиву 

 Д-т счета N 99999

 К-т счета N 90907 "Выставленные  аккредитивы" 

б) по гарантированному аккредитиву 

 Д-т счета N 91404 "Гарантии, выданные банком"

 К-т счета N 99998.

3. В исполняющем банке 

3.1. Открытие аккредитива  в исполняющем банке: 

а) зачисление поступивших  от банка-эмитента денежных средств  по покрытому (депонированному) аккредитиву:

Д-т корреспондентского счета

К-т счета N 40901 "Аккредитивы  к оплате"

б) поступление от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива:

Д-т счета N 91305 "Гарантии, поручительства, полученные банком"

К-т счета N 99999.  

3.2. При сомнении в  правильности указания реквизитов аккредитива:

а) в случае покрытого (депонированного) аккредитива поступившие  от банка-эмитента денежные средства зачисляются  на счет сумм до выяснения:

Информация о работе Безналичные расчеты