Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:54, реферат
В современной экономической науке трактовка понятия «денежного оборота» в отличие от понятий «финансы», «кредит», «скорость обращения денег», определения по которым сложились давно, вызывает множество дискуссий, которые касаются сущности этих понятий, их взаимосвязи, сфер использования и пр.
В большинстве литературных источников под денежным оборотом понимается совокупность всех денежных платежей в народном хозяйстве. Основным недостатком такого определения является тот факт, что оно содержит только количественную сторону денежного оборота, т.е. его результативный аспект. Суть же его как движения денег в процессе воспроизведения остается без внимания.
- Закон от 22 мая 2003 г.
№ 54-ФЗ «О применении
- постановление Правительства
РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке
осуществления наличных
- приказ Минфина России
от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об
утверждении Единого плана
- приказ Минфина России
от 31 декабря 2010 г. № 199н «Правила
обеспечения наличными
- Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н
- О порядке составления
и предоставления годовой,
- Положение о порядке
ведения кассовых операций с
банкнотами и монетой Банка
России на территории
- О предельном размере
расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег,
Основными нормативными документами,
регулирующими аккредитивные
- Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России от 19.06.2012 № 383-П;
- Гражданский кодекс РФ (ст. 867—873).
Для отражения операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства, а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предусмотрен группировочный счет 020100000 «Денежные средства учреждения».
В соответствии с п. 70 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов [3]:
- 020110000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
- 020120000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
- 020130000 «Денежные средства в кассе учреждения».
С 01.01.2012 действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России от 12.10.2011 № 373-П (далее — Положение № 373-П). В связи с этим с указанной даты утрачивает силу Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом Банка России от 04.10.1993 № 18. Учреждения бюджетной сферы, как и другие юридические лица Российской Федерации, при осуществлении операций с наличными средствами с 01.01.2012 руководствуются нормами Положения № 373-П.
Порядок приема, выдачи наличных денег, а также документального оформления кассовых операций, содержащийся в Положении № 373-П, по сравнению с прежним порядком почти не изменился. Но одни вопросы работы с наличными средствами теперь более регламентированы, а в решении других — учреждениям предоставляется больше самостоятельности.
Новый порядок ведения кассовых операций не содержит требований к технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс, рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, а также порядок проведения ревизии кассы и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического количества наличных денег определяются юридическим лицом (учреждением) самостоятельно [5].
Таким образом, в новом Положении № 373-П отсутствуют указания:
- о проведении в учреждениях проверки порядка ведения кассовых операций соответствующими финансовыми органами;
- о проведении проверки технического состояния касс, а также обеспечении условий сохранности денег и ценностей (ранее такая проверка проводилась органами внутренних дел, а также соответствующими финансовыми органами);
- о плановой и внеплановой ревизии кассы (раньше ревизия должна была проводиться в сроки, установленные руководителем учреждения, при смене кассиров — внезапная ревизия кассы; не реже одного раза в квартал — проверка наличия дубликатов ключей от кассы).
В Положении № 373-П не говорится о том, что в кассе запрещено хранить какие-либо ценности (в том числе денежные средства), не принадлежащие учреждению. Также отсутствует норма о том, что полученные по чеку наличные средства должны расходоваться на цели, указанные в корешках чековых книжек.
Как и прежде, кассовые операции
в учреждениях ведутся кассиром
или иным штатным работником с
установлением ему
Кассовые операции, проводимые учреждением, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001), расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием в них подтверждающих документов, таких как расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета и т. п. Данные формы документов применяются учреждениями в соответствии с приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [4].
Первичные кассовые документы, так же, как и сводный документ — Кассовая книга (ф. 0504514), могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации. При втором варианте требуется распечатка на бумажном носителе.
В случае ведения Кассовой
книги с применением
Порядок приема наличных денег прописан в гл. 3 Положения № 373-П, согласно которой юридическое лицо проводит прием наличных денег, в том числе от работников, по приходным ордерам [5]. Кассир при получении приходного ордера проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а в их отсутствие — наличие подписи руководителя и их соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном ордере. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом таким образом, чтобы их вноситель мог наблюдать за его действиями. После этого кассир должен сверить сумму фактически принятых наличных денег с суммой, указанной в приходном ордере [16].
Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере, в отношении выплат заработной платы, стипендий и иных социальных выплат — в расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости.
Перед выдачей наличных денег кассир проверяет наличие в кассовых документах подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (в их отсутствие — наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся у него образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, а также иную информацию. Кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и сначала передает расчетно-кассовый ордер получателю наличных денег, который, в свою очередь, указывает в нем получаемую сумму и подписывает его.
Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам с 2012 г. не может превышать 5 рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) [5].
После выдачи наличных средств кассир подписывает расходный кассовой ордер.
Бюджетные учреждения, как и прежде, обязаны хранить денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных средств в кассе на счетах в банках или лицевых счетах в финансовых органах, за исключением дней, установленных для выплаты заработной платы, стипендий, иных социальных пособий. До 2012 г. лимит остатка кассы устанавливался обслуживающими банками или финансовыми органами по согласованию с руководителями учреждений ежегодно и при необходимости пересматривался. Теперь учреждения самостоятельно устанавливают лимит остатка кассы, утверждая его внутренним распорядительным документом. В новом положении в отличие от прежнего не указана периодичность пересмотра лимита остатка кассы.
Таким образом, согласно Положению № 373-П бюджетные учреждения, как и другие юридические лица, самостоятельно обеспечивают порядок ведения кассовых операций, который в целом состоит в следующем:
1. Внесение в Кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров (т. е. полное оприходование в кассу наличных денежных средств).
2. Недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных Положением № 373-П (в дни выдачи заработной платы, стипендий и иных аналогичных выплат). Прежний порядок ведения кассовых операций допускал только хранение наличных средств в кассе сверх установленного лимита, термин «накопление» в данном аспекте не употреблялся.
3. Хранение на банковских счетах свободных денежных средств, за исключением случаев, указанных в п. 2 Положения № 373-П.
Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете.
Основными законодательными и нормативными документами, регулирующими аудит бухгалтерский учет денежных средств являются:
- Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (ТК РФ);
- Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (Приказ №174н):
- О порядке составления
и предоставления годовой,
- Положение о порядке
ведения кассовых операций с
банкнотами и монетой Банка
России на территории
- О предельном размере
расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег,
Основными направлениями при проведении аудиторской проверки являются:
- обеспечение условий
хранения и сохранности
- соблюдение установленного
порядка хранения чековых
- соблюдение правил
- соблюдение лимита наличия денег в кассе;
- своевременность и полнота
оприходования полученных из
банков наличных денежных
- своевременность и полнота сдачи денег из кассы на лицевой (банковский) счет учреждения;
- состояние учета кассовых операций, ведения кассовой книги и книг аналитического учета денежных документов, бланков строгой отчетности;
- соблюдение предельного
размера расчетов наличными
Информация о работе Безналичный и наличный денежный обороты и их значение