Безналичный и наличный денежный обороты и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

В современной экономической науке трактовка понятия «денежного оборота» в отличие от понятий «финансы», «кредит», «скорость обращения денег», определения по которым сложились давно, вызывает множество дискуссий, которые касаются сущности этих понятий, их взаимосвязи, сфер использования и пр.
В большинстве литературных источников под денежным оборотом понимается совокупность всех денежных платежей в народном хозяйстве. Основным недостатком такого определения является тот факт, что оно содержит только количественную сторону денежного оборота, т.е. его результативный аспект. Суть же его как движения денег в процессе воспроизведения остается без внимания.

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

- Закон от 22 мая 2003 г.  № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт»;

- постановление Правительства  РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке  осуществления наличных денежных  расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт  без применения контрольно-кассовой  техники»;

- приказ Минфина России  от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об  утверждении Единого плана счетов  бухгалтерского учета для органов  государственной власти (государственных  органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными  внебюджетными фондами, государственных  академий наук, государственных  (муниципальных) учреждений и  Инструкции по его применению»;

 

- приказ Минфина России  от 31 декабря 2010 г. № 199н «Правила  обеспечения наличными деньгами  организаций, лицевые счета которым  открыты в территориальных органах  Федерального казначейства»;

- Инструкции по применению  Плана счетов бухгалтерского  учета бюджетных учреждений, утвержденной  приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н

- О порядке составления  и предоставления годовой, квартальной  и месячной отчетности об исполнении  бюджетов бюджетной системы РФ. Приказ Минфина РФ от 21.08.2007, №82н;

- Положение о порядке  ведения кассовых операций с  банкнотами и монетой Банка  России на территории Российской  Федерации, утвержденное Банком  России от 12.10.2011 № 373-П;

- О предельном размере  расчетов наличными деньгами  и расходовании наличных денег,  поступивших в кассу юридического  лица или кассу индивидуального  предпринимателя. Указание ЦБ  РФ от 20.06.2007 №1843-У.

Основными нормативными документами, регулирующими аккредитивные расчеты  в Российской Федерации, являются:

- Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России от 19.06.2012 № 383-П;

- Гражданский кодекс РФ (ст. 867—873).

Для отражения операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства, а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предусмотрен группировочный счет 020100000 «Денежные средства учреждения».

В соответствии с п. 70 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов [3]:

- 020110000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

- 020120000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

- 020130000 «Денежные средства в кассе учреждения».

С 01.01.2012 действует новое  Положение о порядке ведения  кассовых операций с банкнотами и  монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России от 12.10.2011 № 373-П (далее — Положение  № 373-П). В связи с этим с указанной  даты утрачивает силу Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом Банка России от 04.10.1993 № 18. Учреждения бюджетной сферы, как и другие юридические лица Российской Федерации, при осуществлении операций с наличными средствами с 01.01.2012 руководствуются нормами Положения № 373-П.

Порядок приема, выдачи наличных денег, а также документального  оформления кассовых операций, содержащийся в Положении № 373-П, по сравнению с прежним порядком почти не изменился. Но одни вопросы работы с наличными средствами теперь более регламентированы, а в решении других — учреждениям предоставляется больше самостоятельности.

Новый порядок ведения  кассовых операций не содержит требований к технической укрепленности  и оборудованию сигнализацией помещений  касс, рекомендаций по обеспечению  сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, а также порядок проведения ревизии кассы и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического количества наличных денег определяются юридическим лицом (учреждением) самостоятельно [5].

Таким образом, в новом  Положении № 373-П отсутствуют  указания:

- о проведении в учреждениях проверки порядка ведения кассовых операций соответствующими финансовыми органами;

- о проведении проверки технического состояния касс, а также обеспечении условий сохранности денег и ценностей (ранее такая проверка проводилась органами внутренних дел, а также соответствующими финансовыми органами);

- о плановой и внеплановой ревизии кассы (раньше ревизия должна была проводиться в сроки, установленные руководителем учреждения, при смене кассиров — внезапная ревизия кассы; не реже одного раза в квартал — проверка наличия дубликатов ключей от кассы).

В Положении № 373-П не говорится  о том, что в кассе запрещено  хранить какие-либо ценности (в том числе денежные средства), не принадлежащие учреждению. Также отсутствует норма о том, что полученные по чеку наличные средства должны расходоваться на цели, указанные в корешках чековых книжек.

Как и прежде, кассовые операции в учреждениях ведутся кассиром или иным штатным работником с  установлением ему соответствующих  должностных прав и обязанностей, с которыми он должен быть ознакомлен под роспись (п. 1.6 Положения№ 373-П), [5]. В отличие от прежнего порядка, отсутствуют нормы о заключении с кассиром договора о полной материальной ответственности.

Кассовые операции, проводимые учреждением, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001), расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием  в них подтверждающих документов, таких как расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета и т. п. Данные формы документов применяются учреждениями в соответствии с приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [4].

Первичные кассовые документы, так же, как и сводный документ — Кассовая книга (ф. 0504514), могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации. При втором варианте требуется распечатка на бумажном носителе.

В случае ведения Кассовой книги с применением технических  средств должны обеспечиваться защита информации, сохранность и неизменность данных. Контроль за ведением Кассовой книги по-прежнему осуществляет главный бухгалтер, а в его отсутствие — руководитель учреждения. Внесение исправлений каким-либо способом в кассовые документы не допускается, [5] Хранение названных документов должно обеспечиваться в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле.

Порядок приема наличных денег прописан в гл. 3 Положения № 373-П, согласно которой юридическое лицо проводит прием наличных денег, в том числе от работников, по приходным ордерам [5]. Кассир при получении приходного ордера проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а в их отсутствие — наличие подписи руководителя и их соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном ордере. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом таким образом, чтобы их вноситель мог наблюдать за его действиями. После этого кассир должен сверить сумму фактически принятых наличных денег с суммой, указанной в приходном ордере [16].

Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере, в отношении выплат заработной платы, стипендий и иных социальных выплат — в расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости.

Перед выдачей наличных денег кассир проверяет наличие в кассовых документах подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (в их отсутствие — наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся у него образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, а также иную информацию. Кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и сначала передает расчетно-кассовый ордер получателю наличных денег, который, в свою очередь, указывает в нем получаемую сумму и подписывает его.

Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам с 2012 г. не может превышать 5 рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) [5].

После выдачи наличных средств кассир подписывает расходный кассовой ордер.

Бюджетные учреждения, как и прежде, обязаны хранить денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных средств в кассе на счетах в банках или лицевых счетах в финансовых органах, за исключением дней, установленных для выплаты заработной платы, стипендий, иных социальных пособий. До 2012 г. лимит остатка кассы устанавливался обслуживающими банками или финансовыми органами по согласованию с руководителями учреждений ежегодно и при необходимости пересматривался. Теперь учреждения самостоятельно устанавливают лимит остатка кассы, утверждая его внутренним распорядительным документом. В новом положении в отличие от прежнего не указана периодичность пересмотра лимита остатка кассы.

Таким образом, согласно Положению  № 373-П бюджетные учреждения, как и другие юридические лица, самостоятельно обеспечивают порядок ведения кассовых операций, который в целом состоит в следующем:

1. Внесение в Кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных и расходных кассовых ордеров (т. е. полное оприходование в кассу наличных денежных средств).

2. Недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных Положением № 373-П (в дни выдачи заработной платы, стипендий и иных аналогичных выплат). Прежний порядок ведения кассовых операций допускал только хранение наличных средств в кассе сверх установленного лимита, термин «накопление» в данном аспекте не употреблялся.

3. Хранение на банковских счетах свободных денежных средств, за исключением случаев, указанных в п. 2 Положения № 373-П.

 

 

 

    1. Нормативное регулирование аудита денежных средств

 

 

Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки –  установление законности, достоверности  и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете.

Основными законодательными и нормативными документами, регулирующими  аудит бухгалтерский учет денежных средств являются:

- Трудовой кодекс РФ. Федеральный  закон от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (ТК РФ);

- Инструкции по применению  Плана счетов бухгалтерского  учета бюджетных учреждений, утвержденной  приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (Приказ №174н):

- О порядке составления  и предоставления годовой, квартальной  и месячной отчетности об исполнении  бюджетов бюджетной системы РФ. Приказ Минфина РФ от 21.08.2007, №72н (Приказ №72н);

- Положение о порядке  ведения кассовых операций с  банкнотами и монетой Банка  России на территории Российской  Федерации, утвержденное Банком  России от 12.10.2011 № 373-П (Положение 373-П);

- О предельном размере  расчетов наличными деньгами  и расходовании наличных денег,  поступивших в кассу юридического  лица или кассу индивидуального  предпринимателя. Указание ЦБ  РФ от 20.06.2007 №1843-У (Указание №1843).

Основными направлениями  при проведении аудиторской проверки являются:

- обеспечение условий  хранения и сохранности наличных  денег и других ценностей в  кассе и при доставке их  из банка;

- соблюдение установленного  порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получение  по ним денег;

- соблюдение правил документального  оформления операций по приходу  и выдаче денег из кассы;

- соблюдение лимита наличия  денег в кассе;

- своевременность и полнота  оприходования полученных из  банков наличных денежных средств  и выручки;

- своевременность и полнота  сдачи денег из кассы на  лицевой (банковский) счет учреждения;

- состояние учета кассовых  операций, ведения кассовой книги  и книг аналитического учета  денежных документов, бланков строгой  отчетности;

- соблюдение предельного  размера расчетов наличными деньгами.

Информация о работе Безналичный и наличный денежный обороты и их значение