1. Проверка обеспечения
условий хранения и сохранности
наличных денег и других ценностей
в кассе и при доставке их
из банка. Данный этап представляет
собой инвентаризацию наличных
денег, денежных документов, бланков
строгой ответственности в кассе.
В случае обнаружения недостачи
денежных средств в кассе аудитор
руководствует Трудовым кодексом
РФ.
Согласно статье 238 Трудового
кодекса работник обязан возместить
работодателю причиненный им прямой
материальный ущерб.
В соответствии с действующим
законодательством кассир несет
полную материальную ответственность
за сохранность всех ценностей, находящихся в кассе,
и ущерб, причиненный учреждению.
Далее аудитор проверяет
как обеспечиваются условия, обеспечивающие
сохранность денежных средств.
По этому этапу аудитор
руководствуется Положением о порядке ведения
кассовых операций с банкнотами и монетой
Банка России на территории Российской
Федерации, утвержденное Банком России
от 12.10.2011 № 373-П, в котором даны единые
требования для обеспечения надежной
сохранности наличных денежных средств
и ценностей.
- Контроль за правильностью документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Здесь аудитор также руководствуется Положением №373-П, которое регламентирует ведение и записи в кассовой книге.
- Проверка соблюдения установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получение по ним денег. Положение № 373-П содержит требования к порядку хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег, а именно:
- все записи в чеке
производятся от руки чернилами
или шариковой ручкой черного
или синего цвета;
- сумма, проставленная
в денежном чеке цифрами, должна
совпадать с суммой, указанной
прописью;
- наличие на денежном
чеке росписи лица, на имя которого
выдан чек, в получении денег
и данных его документа, удостоверяющего
личность.
Наличные денежные средства,
полученные учреждением, должны расходоваться
строго на цели, указанные в чеке.
- Проверка целевого использования наличных денежных средств. Данный этап аудиторской проверки денежных средств также регулируется Приказом №85. Данный документ регламентирует состав и содержание заявки на получение наличных денег. Данная заявка составляется бюджетными учреждениями в двух экземплярах, на ее основании аудитором проверяется целевое использование денежных средств [11].
5. Проверка соблюдения
лимита наличных денег в кассе.
Учреждение имеет право хранить
наличные денежные средства в
пределах лимитов, установленных
обслуживающими банками (органами
казначейства). Лимит остатка наличных
денежных средств в кассе устанавливается
всем предприятиям ежегодно, независимо
от организационно-правовой формы
и сферы деятельности, имеющим кассу
и осуществляющим налично-денежные расчеты
[6].
- Проверка соблюдения действующих правил расчетов наличными деньгами. Данный этап проверки регламентируется Указанием № 1843-У. Согласно ему, расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в рамках одного договора, заключенного между ними, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб [7].
- Проверка своевременности и полноты возврата денег в банк. Денежная наличность сдается непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при учреждениях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков [8]. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждениями банков или через специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
- Проверка полноты и своевременности оприходования наличных денег. В данном случае аудитор проверяет соблюдение закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов». Прием в кассу денежных средств от физических лиц может производиться по бланкам строгой отчетности – квитанциям без применения контрольно-кассовых машин либо приходным кассовым ордерам с чеками контрольно-кассовой техники.
- Проверка правильности отражения кассовых и банковских операций на счетах бюджетного бухгалтерского учета. Данный контроль производится аудитором с помощью первичных кассовых и банковских документов и регистров, где указывается корреспонденция счетов (по кассовым операциям счет 210.4 «Касса»).
Таким образом, наличный и безналичный
денежный обороты образуют единый денежный
оборот страны.
Безналичное
денежное обращение – движение безналичных
денег, обслуживающее оборот товаров и
услуг в экономике.
Налично-денежное
обращение – это движение
наличных денег (серебряных и золотых монет, разменных
монет, казначейских билетов, банкнот.
Роль безналичного и наличного
денежного оборота определяется
его местом и влиянием на процесс общественного
воспроизводства.
При учете и аудите этой области
следует руководствоваться документами,
регламентирующими ведение кассовых
и банковских операций и наличных денежных
расчетов.