Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 07:29, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении видов бюджетных систем в управленческом учете.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть значение и необходимость бюджетирования и планирования в управленческом учете;
2. рассмотреть понятие бюджетирования и виды бюджетов;
3. изучить основные принципы разработки бюджетов организации;
4. рассмотреть бюджетирование и контроль;
5. планирование в системе бухгалтерского управленческого учета.
Введение………………………………………………………………..3
1. Обзор литературных источников по проблемным вопросам бюджетирования и планирования в управленческом учете……………….4
2. Бюджетирование, планирование и значение в управленческом учете…...5
2.1. Значение и необходимость бюджетирования и планирования в управленческом учете……………………………………………………...5
2.2. Понятие бюджетирования…………………………………………………9
2.3.Виды бюджетов и принципы их разработки……………………………....10
2.4. Бюджетирование и контроль……………………………………………….18
2.5. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета……….21
Выводы и предложения…………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………..…27
Бюджетирование (от англ. budgeting) - это процесс согласованного планирования работы и управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей.
Бюджетирование непосредственно связано с управлением затратами и управленческим учетом, является его составной частью. Экономически эффективная деятельность любого предприятия возможна только в случае, если имеются четко заданные напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов, С помощью бюджетов производства, затрат, себестоимости произведенной и реализованной продукции и определяются такие параметры.
2.3.Виды бюджетов и принципы их разработки
1. Генеральный бюджет
В зависимости от поставленных задач различают общие (генеральные), гибкие и статические бюджеты.
Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям) план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании планов различных подразделений предприятия, называемых частными бюджетами.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
1. Операционный бюджет. Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации. Операционный бюджет включает в себя бюджетный отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты, расходов (см. рис. 1.).
Рис. 1. Общий бюджет.
Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объем реализации определяет высшее руководство организации, которое формирует свое решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляются бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных потоков, но и потребностей в ресурсах в натуральном выражении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.
1. Бюджет продаж. Планирование продаж зависит не только от производственных возможностей, но и от возможностей сбыта на рынке. При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, ценовую политику, общее состояние экономики, наличие ограничений со стороны государства, и др.
В бюджете продаж отражаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, их количество, цена за единицу и сумма, на которую планируется осуществить продажу. Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризует уровень деятельности организации.
2. Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне. Объем производства в натуральных единицах рассчитывается следующим образом:
Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года — запас готовой продукции на начало периода.
Для определения общих затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из материальных, трудовых затрат и накладных расходов. Следовательно, следующий этап подготовки генерального бюджета — составления частных бюджетов: бюджета использования материалов, бюджета трудовых затрат, бюджета накладных расходов.
3. Бюджет, закупки (использования) материалов. В бюджете закупок определяются сроки закупки и количество сырья, материалов, полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных заданий. При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов на начало и на конец планируемого периода.
Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:
— запасы материалов на начало отчетного периода;
— потребности в материалах для выполнения производственного бюджета (определяются производственным бюджетом).
Количество материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом: материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции минус запасы материалов на начало периода.
Умножая количество единиц материалов на их закупочную стоимость, получают бюджет закупки материалов.
4. Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, рассчитанное путем умножения количества единиц продукции (работ, услуг) на норму затрат труда в часах на единицу. Денежное выражение трудовых затрат определяется путем умножения необходимого рабочего времени на различные часовые ставки оплаты труда.
6. Бюджет общепроизводственных расходов. Этот бюджет представляет собой подробный план предполагаемых производственных расходов, который в момент совершения не могут быть сразу включены в себестоимость конкретного носителя затрат (затраты да содержанке и эксплуатацию оборудования, амортизация основных средств общеотраслевого назначения и т. д.). Этот бюджет имеет две цели:
- объединить все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию,
- собрать данные для исчисления нормативов общепроизводственных расходов на предстоящий учетный год.
6. Бюджет себестоимости реализованной продукции. В основе составления этого бюджета лежит формула расчета: себестоимость реализованной продукции = запас готовой продукции на начало периода + себестоимость произведенной за планируемый период продукции — запас готовой продукции на конец периода. В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции слагается из материальных трудовых затрат и общепроизводственных расходов. К моменту составления бюджета себестоимости реализованной продукции все данные уже имеются.
7. Бюджет, коммерческих расходов. Этот бюджет представляет собой подробный план расходов, связанных со сбытом продукции в будущем периоде. За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.
8. Бюджет административных расходов. В нем представлен план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом продукции, но необходимых в будущем периоде для поддержания деятельности предприятия в целом. В основном это постоянные затраты. Разработка такого бюджета необходима для целей контроля этих расходов и получения информации к подготовке бюджета денежных средств.
9. План прибылей и убытков. Составление операционного бюджета завершается разработкой плана прибыли и убытков. На основе подготовленных текущих бюджетов разрабатывается прогноз прибылей и убытков, который в общем виде выглядит следующим образом: выручка от реализации продукции — себестоимость реализованной продукции = валовая прибыль — операционные (административные, коммерческие расходы) = прибыль от основной деятельности.
1. Бюджет денежных средств — это план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В процессе подготовки общего бюджета смета денежных средств разрабатывается после того, как все операционные бюджеты и план прибылей и убытков уже завершены. В бюджете денежных средств суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях формирования общего бюджета. В целом этот бюджет отражает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого его разрабатывают. Следовательно, могут быть запланированы периоды наименьшего и наибольшего наличия денежных средств. Большое сальдо на счете денежных средств свидетельствует, что средства использованы с наименьшей эффективностью. Низкое сальдо означает, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Поэтому необходимо тщательное планирование денежных средств.
Смета денежных средств состоит, из двух частей:
1. Ожидаемые поступления средств. Для их определения используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит за наличные, продаже акций, активов, возможные займы.
2. Ожидаемые платежи. Эти, данные
берут из различных
С помощью бюджета денежных средств достигаются две цели:
— показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухгалтерского баланса;
— выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки, что имеет важное значение в управлении финансовыми ресурсами.
При подготовке бюджета денежных средств особое внимание следует уделять времени фактических поступлений средств или платежей, а не времени исполнения хозяйственных операций. Некоторые статьи затрат (например, амортизация) но требуют расхода денежных средств. Это также необходимо учитывать.
2. Прогнозный бухгалтерский
Генеральный бюджет показывает руководству, как его планы скажутся на финансовом положении организации. В процессе обсуждения проекта генерального бюджета может быть изменена кредитная политика предприятия в отношении покупателей; введена скидка за быструю оплату счета или изменены условия предоставления отсрочки платежа.
Первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. После корректировки планов действий предприятие в целом и его отдельных структурных подразделений вносятся изменения в генеральный бюджет и вновь анализируется влияние планов предприятия на его финансовое состояние. В этом смысле процессы планирования и составления бюджета сливаются в один процесс управления.
2. Статистический бюджет
Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, т. е, в нем доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, с учетом определенного запланированного уровня реализации.
Сравнение статического бюджета с фактически достигнутыми результатами проводится вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. Возможности более детального анализа деятельности предприятия статический бюджет не предоставляет. В этих целях используется гибкий бюджет.
Гибкий бюджет — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня активности, а для определенного его диапазона. Таким бюджетом предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они рассчитываются.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Поскольку постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных производится на четырех уровнях.
Информация о работе Бюджетирование и планирование в управленческом учете