Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучений теоретических аспектов бюджетирования, и изучение методологии постановки системы бюджетирования в организации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
рассмотреть методологические основы бюджетирования, понятие, функции и принципы бюджетирования, основные этапы бюджетного процесса;
ознакомиться с классификацией бюджетов;
ознакомиться с организацией бюджетного управления и системой контроля за выполнением бюджетов;
обобщить полученные в ходе исследования теоретические знания и применить их на практике.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации…………………………………………4
1.1 Основные понятия бюджетирования…………………………………….4
1.2 Основные виды классификации бюджетов……………………………..6
1.3 Роль бюджета в управлении организацией……………………………...7
1.4 Основные этапы составления бюджета предприятия…………………..9
1.5 Управление процессом бюджетирования предприятия………………11
Глава 2. Практическая часть
2.1. Задание к расчетной части курсовой работы по бухгалтерскому (управленческому) учету…………………………………………………………...15
2.2. Расчетная часть задания………………………………………………...17
2.3. Ведомости учета и распределения затрат……………………………..23
2.4. Синтетические и аналитические счета………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы……………………………………….55
Гибкий бюджет
– это связывающее звено между
плановым бюджетом и достигнутыми фактическими
результатами Он составляется после
анализа влияния изменения
Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.
Отклонение фактической прибыли от бюджетной прибыли в зависимости от объема продаж рассчитывается по формуле:
Прот = (Кф - Кс) * Зумд,
где Кф, Кс – количество реализованной продукции по гибкому и
статическому бюджету,
Зумд– запланированная величина удельного маржинального дохода.
Если организация
не имеет возможности
1.3. Роль бюджета в управлении организацией
Бюджет позволяет
руководству организации
1. Планирование
будущих хозяйственных
2. Координация.
Качественно составленный
3. Информационное
обеспечение каждого
4. Мотивация составления бюджета является мощным средством симулирования руководителей всех подразделений предприятия, если каждое подразделение принимает активное участие в разработке бюджета и знает, что ожидают от него для осуществления бюджета исходя из интересов предприятия в целом.
5. Управление
– в процессе реализации
6. Контроль осуществляется
для оценки качества бюджета.
Он основан на определении
размера отклонений
При составлении отчетов должны учитываться следующие принципы:
· своевременность
– поступление информации об отклонениях
как можно быстрее после
· точность – информация должна быть достаточно точной, неточная информация приведет к принятию нерациональных решений;
· соответствие информации уровню компетенции пользователя;
· информация в
отчетах для каждого уровня должна
освещать в большей степени
· адресность, т.е. информация должна предоставляться менеджерам, имеющим полномочия на ее получение.
7. Оценка –
бюджет позволяет руководству
организации объективно
1.4. Основные этапы составления бюджета предприятия
В ходе составления бюджета предприятие должно пройти следующие этапы.
1. Цель составления
бюджета деятельности
2. Определение факторов, ограничивающих достижение поставленной цели. Примером фактора может являться объем выпуска продукции. На величину объема влияют такие факторы, как покупательский спрос на продукцию, выявленный на основе изучения рынка данного продукта; потенциальные производственные возможности предприятия, определенные на основе комплексного анализа деятельности предприятия.
3. Подготовка
программы бюджета. Например, программа
сбыта должна содержать объем
и ассортимент сбыта, который
определяется исходя из
4. Первоначальная
подготовка бюджета в
Бюджет должен
составляться подразделениями, которые
задействованы в его
Для структурных подразделений каждого уровня целесообразно формировать бюджет с учетом следующих функциональных бюджетов:
· фонда оплаты труда – отражаются затраты на оплату труда; на его основе определяются платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости и т. д.);
· материальных
затрат – предусматривается
· потребления энергии – включаются затраты на электро- и тепловую энергию, воду, пар и т. п., что необходимо для технологического процесса. На его основе рассчитывается потребность в средствах на платежи по определенному виду энергии;
· амортизации – включаются затраты на текущий и капитальный ремонт, реновацию, амортизационные отчисления. По данному бюджету можно судить об инвестиционной политике подразделения, организации в целом. Средства, указанные в данном бюджете, могут быть использованы в качестве оборотных средств организации;
· прочих расходов – отражаются прочие расходы (командировочные, транспортные и т.п.). Такой бюджет позволяет оценивать структуру финансовых расходов организации, выявлять резервы по наименее важным финансовым расходам.
На основе этих бюджетов производственных подразделений формируется сводный, комплексный бюджет организации, который полностью охватывает всю базу финансовых расчетов организации.
Сводный бюджет дополняется следующими функциональными бюджетами:
· бюджет погашения кредитов и займов – отражаются операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей;
· налоговый бюджет – отражаются все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет, а также в бюджеты других уровней, во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости и т. д.)
5. Обсуждение
и координация бюджета с
6. Характеристика
и анализ сводного бюджета
организации. На основе
Составляющими сводного бюджета являются:
· исходные прогнозируемые данные;
· производственная программа;
· баланс прибылей и убытков;
· баланс организации;
· отчет о движении денежных средств.
Сводный бюджет организации состоит из доходной и расходной частей. Бюджет организации является оптимальным, если доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основе сметы продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников, остатков средств на балансовых счетах.
Расходная часть отражает такие статьи затрат, как: налоги в бюджет, заработная плата, платежи во внебюджетные фонды, затраты сырья и материалов, оплата электроэнергии, выплаты по кредитам с учетом процентов, прочие расходы.
Если доходная часть меньше расходной части, то имеет место дефицит бюджета. В этом случае необходимо пересмотреть расходную часть бюджета. На основе учета мнений ведущих специалистов организации могут быть разработаны различные походы, уменьшающие расходы. При пересмотре статей затрат следует учитывать приоритетность следующих статей:
· заработная плата работников в расчете на производственную программу;
· платежи во внебюджетные фонды;
· затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы;
· оплата потребляемых энергоресурсов;
· выплаты налогов в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.
7. Окончательное
принятие бюджета. Утверждение
бюджета осуществляется на
После утверждения обобщенный бюджет направляется во все центры ответственности организации. Принятый бюджет служит основанием для исполнения бюджета руководителями всех центров ответственности.
1.5. Управление процессом бюджетирования предприятия
Система управления бюджетированием представляет комплексную систему, основными элементами которой являются следующие центры ответственности5:
· по доходам, основными функциями которого являются принятие решений по управлению маркетингом и коммерции (формирует смету продаж на основе прогноза сбыта, заключает договоры контракты и т.п.);
· по расходам, основными функциями которого являются задачи управления производственным процессом и его техническим обеспечением (формирование бюджета закупок сырья материалов, комплектующих с учетом производственной программы, формирование бюджета текущего и капитального ремонта оборудования и т. п.);
· по прибыли, основными функциями которого является управление финансами и экономикой (прогноз прибылей и убытков, формирование налоговых и страховых платежей и т. п.);
· по инвестициям, основными функциями которого являются управление техническим развитием, решение кадровых вопросов.
Система управления включает несколько уровней управления.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов.
Высший уровень – комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена управления организацией, также может включать внешних консультантов. Комитет является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации.
Второй уровень включает отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (производственный, снабжения, маркетинга, планово-экономический, финансовый и т.д.).
Третий уровень – отделы, участвующие в подготовке бюджета (бухгалтерия, отдел главного механика, отдел главного энергетика, технический отдел, производственные цеха).
С учетом статей затрат организации между этими уровнями существует тесная взаимосвязь, которая отражена в таблице 1.
Таблица 1
Бюджет по статье затрат |
Подразделение, ответственное за формирование бюджета |
Согласующие подразделения |
Утверждение бюджета |
Срок утверждения |
Материальные затраты |
Планово-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Фонд оплаты труда |
Планово-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, снабженческая служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Потребление энергии |
Планово-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, служба главного энергетика |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Амортизация |
Планово-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, службы главного механика и энергетика |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала периода |
Прочие расходы |
Планово-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, службы главного механика и энергетика |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала периода |
Погашение кредитов |
Финансовая служба |
Финансовая служба, бухгалтерская служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала периода |
Налоги и платежи |
Финансовая служба |
Финансовая служба, бухгалтерская служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |