Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа
Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.
Цели и задачи бюджетирования
Процесс бюджетирования
Состав операционных бюджетов
Состав финансовых бюджетов
Технология составления и контроля бюджетов организации
Заключение
Список литературы
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
какой товар выпускать;
в каких объемах он будет реализован (с разбивкой на определенные промежутки времени);
какую установить цену товара;
какой процент
продаж будет оплачен в текущем
месяце, какой в следующем, стоит
ли планировать безнадежную
В общем случае организация в текущем периоде уже выпускает несколько видов товара. Подчиняясь стратегическому плану, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида товара.
На объем продаж товаров влияют следующие факторы:
макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства товаров по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
ценовая политика, качество товаров, сервис;
конкуренция;
сезонные колебания;
объем продаж предшествующих периодов;
производственные мощности организации;
относительная прибыльность товара;
масштаб рекламной кампании.
Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на товары осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния организации.
Переходя
к вопросу об оплате реализованного
товара, отмечаем, что все проданные
товары могут быть оплачены следующими
видами платежей: предоплата, оплата по
факту получения товара и продажа
товара в кредит, т.е. с временной
отсрочкой платежа. Лучшим вариантом
прогнозирования характера
1 период |
2 период |
… |
N период | |
Предоплата (оплата в месяце, предшествующем отгрузке) |
7 % |
5% |
… |
0% |
Оплата в месяце отгрузки |
65% |
75% |
… |
80% |
Оплата в следующем за отгрузкой месяце |
25% |
15% |
… |
17% |
Безнадежная задолженность |
3% |
5% |
… |
3% |
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
бюджет составляется с учетом спроса на товар, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть товара оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.
Одновременно
с бюджетом продаж целесообразно
составлять бюджет коммерческих расходов,
хотя на блок-схеме составления
Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:
расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;
в бюджет коммерческих
расходов включают расходы по хранению,
страховке и складированию
Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).
Он опирается
на бюджет продаж, учитывает производственные
мощности, увеличение или уменьшение
запасов, а также величину внешних
закупок. Для расчета объема товаров,
которые должны быть произведены, используется
следующая универсальная
ТМС + Планируемый объем = Планируемый + ТМС
Готовых
товаров производства объем
на начало периода товаров продаж на конец периода
где ТМС
готовых товаров на начало периода
и на конец периода – запас
на складе готовых товаров на начало
и конец периода
Необходимый
объем выпуска товаров
Как правило, запас готовых товаров на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.
Одновременно
с бюджетом производства следует
составлять бюджет производственных запасов.
Он должен отражать планируемые уровни
запасов сырья, материалов и готовых
товаров. Бюджет подготавливается в
стоимостном выражении и
Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение плановых показателей прямых затрат организации на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.
Методика составления данного бюджета исходит из следующего:
все затраты подразделяются на прямые и косвенные;
прямые затраты на сырье и материалы – затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;
бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;
объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.
В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.
Бюджет прямых
затрат на оплату труда – это
количественное выражение плановых
показателей затрат организации
на оплату труда основного
При подготовке
бюджета прямых затрат на оплату труда
учитывают, что он составляется исходя
из бюджета производства, данных о
производительности труда и ставках
оплаты труда основного
Если в организации накопилась задолженность по оплате труда или организация подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.
Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат организации, связанных с производством товара за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.
Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.
Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом товара. К управленческим расходам относят затраты на содержание аппарата управления организацией (отдела кадров, бухгалтерии, отдела труда и заработной платы и др.), отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров в натуральном или стоимостном выражении.
Состав финансовых бюджетов
К числу финансовых бюджетов относятся:
прогнозный отчет о прибылях и убытках;
бюджет денежных средств;
прогнозный баланс.
Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формированию основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках организации.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль при расчете оттока денежных средств в бюджете денежных средств.
Прогнозный
отчет о прибылях и убытках
составляется на основе данных, содержащихся
в бюджетах продаж, себестоимости
реализованных товаров и
Наиболее
ответственным этапом здесь является
оценка себестоимости. Для того, чтобы
сделать процесс оценки себестоимости
адекватным процессу оперативного финансового
планирования, необходимо построить
модель себестоимости, с помощью
которой происходит автоматический
пересчет себестоимости в зависимости
от изменения факторов потребления
ресурсов и цен. Вся совокупность
потребляемых организацией ресурсов представляется
в виде стандартного набора, который
может расширяться в
Таблица 3.15 Модель оценки себестоимости в виде расходных коэффициентов
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
. . . |
Продукт N | |
Ресурс 1 |
C11 |
C12 |
C13 |
C1N | |
Ресурс 2 |
C21 |
C22 |
C23 |
C2N | |
Ресурс M |
CM1 |
CM2 |
CM3 |
CMN |
Таблица 3.16 Модель оценки себестоимости в виде цен ресурсов
Ресурс 1 |
Ресурс 2 |
Ресурс 3 |
. . . |
Ресурс М | |
Цена ресурса |
p1 |
p2 |
p3 |
pN |
С помощью представленных данных расчет себестоимости производится следующим образом:
Плановый
отчет о прибылях и убытках
содержит в сжатой форме прогноз
всех прибыльных операций организации
и тем самым позволяет
Информация о работе Бюджетирование в системе анализа хозяйственной деятельности предприятия.