Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:07, реферат
Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) — в течение одного года, бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.
Другие внебюджетные средства — это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм.
Проблемы регулирования внебюджетной деятельности учреждений, финансируемых из бюджета.
В Бюджетном кодексе РФ дано определение понятию «бюджетное учреждение» - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Помимо бюджетных ассигнований учреждения могут иметь дополнительные источники финансирования и получать внебюджетные средства. Проведенный в
работе анализ исторического развития учета внебюджетных средств учреждений в России позволил сделать вывод о том, что в последнее время внебюджетная деятельность учреждений является одним из основных источников их финансирования.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений (в том числе, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы) БК РФ относит к неналоговым доходам бюджета. Всего Бюджетный кодекс (статья 41) определяет четыре основных вида доходов бюджета в зависимости от источников поступления:
налоговые доходы,
неналоговые доходы;
безвозмездные поступления;
обособленно учитываемые доходы целевых бюджетных фондов. Экономическая классификация доходов бюджета Российской Федерации
(ЭКД), которая является группировкой
доходов бюджетов всех уровней
и состоит из статей доходов,
объединяющих их конкретные
1) 1000000 Налоговые доходы
2) 2000000 Неналоговые доходы
3) 3000000 Безвозмездные перечисления, в том числе:
3020000 Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы
4) 4000000 Доходы целевых бюджетных фондов
5) 5000000 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, в том числе: 5020000 Рыночные продажи товаров и услуг
5030100 Безвозмездные поступления
текущего характера по
То есть доходы от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, безвозмездные перечисления в бюджетные учреждения,
финансовая помощь бюджетов других уровней по-разному квалифицируется БК и ЭКД.
Необходимо установить строгое соответствие содержания классификационных групп доходов бюджета и положений БК РФ о доходах бюджета. Для бюджетных учреждений экономическая классификация именно неналоговых доходов имеет первоочередное значение. Поскольку ЭКД характеризует виды доходов бюджета, она, в том числе, характеризует и основные направления внебюджетной деятельности учреждений. Единые принципы классификации внебюджетных источников должны найти отражение в бухгалтерском учете внебюджетных средств. Анализ законодательных и нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, исследование существующих точек зрения на современную бюджетно-правовую систему позволили сделать вывод о тенденциях и противоречиях в законодательном и нормативном регулировании операций со
средствами от предпринимательской деятельности. Государство, стремясь усилить влияние на финансовую деятельность созданных им учреждений, с одной стороны, делает шаги к сближению правовых режимов поступающих в распоряжение учреждений бюджетных и внебюджетных средств и видит своей целью полный контроль над доходами от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений; с другой стороны, пытается разграничить обязательства учреждений, возникающие в результате осуществления деятельности за счет бюджетных ассигнований и за счет внебюджетных источников, и заинтересовано в сохранении элементов самофинансирования учреждений. На наш взгляд нужен поиск компромиссов и таких бюджетно-правовых механизмов, которые позволили бы исключить нецелевое использование бюджетных средств, но в тоже время сохранить деловую активность бюджетных учреждений для обеспечения их дополнительными источниками финансирования. Организация бухгалтерского учета внебюджетных средств учреждений
Осуществление процессов привлечения, планирования и эффективного расходования внебюджетных средств невозможно без их структурирования и классификации. Действующие нормативные акты, регулирующие бюджетный учет, не дают четкого определения целевых средств и средств от предпринимательской деятельности, нет определенности в отнесении для целей бухгалтерского учета тех или иных поступлений к целевьм средствам или доходам учреждений. Как доказано в работе, основное отличие целевых и предпринимательских средств лежит в определении их источников и направлений использования, а также зависит от лица, устанавливающего эти направления.
Средства от предпринимательской деятельности классифицируются в соответствии с видами деятельности. Основным классификационным признаком для группировки целевых средств служит источник их поступления (бюджет, юридическое или физическое лицо, внебюджетные фонды).
Рекомендовано объединить субсчета учета кассового поступления и расходования средств 110 «Целевые средства и безвозмездные поступления» ст. 115 «Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов» в один синтетический субсчет по учету целевых средств учреждения с введением дополнительной аналитики по предложенным основным классификационным группам целевых средств (целевые средства из бюджета-распорядителя и бюджетов других уровней, безвозмездные перечисления, средства государственных внебюджетных фондов).
Для обеспечения одного из принципов бюджетной системы РФ - принципа общего покрытия расходов, в соответствии с которым все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в конце года величина начисленных фактических расходов списывается с кредита соответствующих субсчетов в дебет субсчетов учета источников целевых средств. Однако в настоящее время не существует строгой взаимосвязи между субсчетами фактических расходов и субсчетами источников целевых средств. Предложено отказаться от использования субсчетов 227 «Расходы за счет средств родителей на содержание детского учреждения» и 272 «Средства родителей на содержание детского учреждения» (нет необходимости в строгом обособлении операций по учету этих средств, информация о них может быть раскрыта на уровне аналитики в составе средств и расходов по предпринимательской деятельности). Поскольку в соответствии со статьей 118 БК РФ бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, субсчет 273 «Заемные средства» также можно исключить из Плана счетов бюджетных учреждений.
Учитывая необходимость перехода в будущем к единому плану счетов бюджетного учета, предложено установить взаимосвязь между бюджетной классификацией и нумерацией субсчетов учета средств и расходов в бюджетных учреждениях, а также применить многоуровневую нумерацию субсчетов с учетом принадлежности к бюджету того или иного уровня, в которой номер субсчета должен иметь несколько разрядов, причем первый будет указывать на объект учета, второй — на принадлежность к бюджету. Один из разрядов номера субсчета можно заменить кодом ЭКД, тогда возможно достичь тесной «увязки» бухгалтерских субсчетов и кодов ЭКД, а следовательно -отражения содержания классификационных групп доходов бюджета в бухгалтерском учете.
Определение сущности и методов оценки доходов и расходов -фундаментальные проблемы теории учета. Доходы отчетного периода бюджетного учреждения должны быть отражены на соответствующем счете при выполнении одновременно двух условий:
услуга должна быть оказана, работа выполнена, товары, продукция, изделия, должны быть реализованы, а излишки материальных ценностей проданы (то есть, переданы покупателю). Должен произойти переход права собственности (как у коммерческих предприятий);
оплата от покупателя должна быть получена (как у доходов бюджета).
Поэтому счет «Доходы», предназначенный для учета доходов, подразделяется на два синтетических субсчета:
«Доходы будущих периодов» (для отражения доходов методом «начисления»);
«Доходы отчетного периода» (для отражения доходов методом «по оплате»).
Кредитовый оборот по субсчету «Доходы будущих периодов» не позволяет судить о величине начисленных доходов в конкретном отчетном периоде, поскольку наряду с начисленными доходами здесь находят свое отражение суммы поступивших от заказчиков средств, не относящихся к доходам отчетного
периода. Такие средства в работе рекомендовано относить в кредит субсчетов по учету авансов полученных, сохранив существующий способ отражения доходов в бюджетных учреждениях на двух синтетических субсчетах при переходе к единому плану счетов бюджетного учета. К счету «Доходы» предложено открывать субсчета «Доходы оплаченные» и «Доходы начисленные». Такие наименования в большей степени отражают содержание соответствующих объектов учета. После поступления оплаты за выполненные услуги, сданные работы отгруженные товары суммы начисленных доходов должны переноситься с дебета субсчета «Доходы начисленные» в кредит субсчета «Доходы оплаченные».
К недостаткам существующего порядка учета доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений можно отнести отсутствие группировки доходов в соответствии с целями и видами предпринимательской деятельности. В бюджетных учреждениях, на наш взгляд, наиболее приемлемым является деление доходов (и начисленных, и оплаченных) на доходы от платной деятельности и прочие доходы. Основным классификационным признаком является наличие связи дохода с расходами, благодаря которым он получен. К категории «доходы от платной деятельности» предлагается относить доходы от реализации продукции, работ, услуг, по которым определяется себестоимость:
доходы от оказания услуг, осуществляемых в соответствии с профилем учреждения;
доходы, получаемые от деятельности обособленных подразделений, отделов, участков, не связанные напрямую с основной деятельностью учреждения;