Британо-американская модель бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Рассмотрим основные черты британо-американской модели. Основные ее принципы разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому её называют ещё британо-американо-голландской. Для этой модели не характерна жёсткая регламентация учёта. Основная идея — ориентация учёта на информационные запросы инвесторов и кредиторов.

Файлы: 1 файл

реф бу США текстред.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учёт, как  и политика, и идеология, не знает  национальных границ. Учётные технологии экспортируются и импортируются, что  доказывает сходство существующих систем учёта в разных странах. Это позволяет  провести классификацию национальных систем учёта.

Факторы, определяющие уровень развития бухгалтерского учёта,  взаимосвязаны. Так, в большинстве стран, имеющих жёсткое правовое регулирование экономической деятельности, банки или правительство исторически рассматривались в качестве основных кредиторов, в то время как в странах общеправовой направленности в обеспечении финансовых запросов бизнеса больше полагались на расширение акционерной собственности и рынков ценных бумаг.

Таким образом, если считать идею влияния «окружающей среды» на систему бухгалтерского учёта правильной, можно ожидать, что в странах с похожими социально-экономическими условиями и системы учёта имеют много общего. Бухгалтерский учёт осуществляется хозяйствующими субъектами всего мира. Главной его функцией является аккумуляция финансовой информации. Однако сведения бухгалтерского учёта могут служить различным целям. Так, в некоторых странах,  например в США,  такая информация направлена на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов.  В большинстве стран Южной Америки на первое место может быть поставлено предоставление достоверной информации государственным органам, осуществляющим контроль за надлежащим исполнением налогового законодательства. В некоторых странах система бухгалтерского учёта формируется исходя из приоритета макроэкономических целей.

Несомненно одно, целью  бухгалтерского учёта различных  стран мира является стандартизация отражения операций компании, независимо от её типа, а также от того, кто является пользователем информации.

 

 

Многие исследователи отмечают, что в мире не существует и двух стран с идентичными системами учёта. Однако в странах с похожими социально-экономическими условиями системы учёта имеют много общего. В связи с этим можно выделить несколько моделей бухгалтерского учёта: 

— британо-американскую, 

— континентальную,

— южноамериканскую,

— азиатскую,

— исламскую.

 Рассмотрим основные черты  британо-американской модели. Основные ее принципы разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому её называют ещё британо-американо-голландской. Для этой модели не характерна жёсткая регламентация учёта. Основная идея — ориентация учёта на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В странах, использующих эту модель, как правило, хорошо развиты рынки ценных бумаг, где большинство компаний и находят дополнительные источники финансовых ресурсов.

К странам с британо-американской моделью учёта относятся: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия,  Пакистан,  Панама,  Папуа-Новая Гвинея,  Пуэрто-Рико,  Сингапур,  США,  Танзания,  Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

Система учета США в нашей стране известна как GAAP (General Accepted Accounting Practice), или общепринятые учетные принципы, которые, по сути, выполняют роль учетных стандартов. Изначально к системе GAAP США относились документы, охватывающие вопросы учетной политики и техники бухгалтерского учета.

Американская система развивалась  достаточно длительное время в условиях конкурентной капиталистической экономики. Соответственно, понятие финансового учета выросло там из внутрифирменного учета на малых предприятиях, при их превращении в крупные акционерные общества. При их развитии не существовало единой концепции учета. Таким образом, развитие шло постепенно, и все понятия разрабатывались по мере возникновения потребности в них. Так произошло, например, с понятием амортизации, которое вошло в круг понятий бухгалтеров и предпринимателей лишь с появлением крупных капитальных сооружений, таких как железные дороги, когда возникла проблема распределения их стоимости на период времени, в течение которого они используются.

В американской учетной теории выделяются три периода развития:

Неформальный период : до начала 30-ых годов нашего века;

Период решения проблем;

Возникновение FASB: Financial Accounting Standards Board (Совет по стандартам бухгалтерского учета) в 1973 г. и развитие концептуальной основы финансового учета.

Принципиальное различие российской и американской учетных систем можно заметить сразу, как только мы чуть более внимательно присмотримся к их определению. В общепризнанном американском определении финансового учета говорится, что «Финансовый учет — процесс, заканчивающийся приготовлением финансовой отчетности относительно предприятия в целом, которая используется как внешними, так и внутренними пользователями... Эта отчетность обеспечивает последовательную и непрерывную выраженную в денежном измерении историю экономических ресурсов и обязательств предприятия и экономической деятельности, которая изменяет эти ресурсы или обязательства». Определение же бухгалтерского учета по российской традиции несколько отличается: «Бухгалтерский учет — это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования (обязательствах),  и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица)».

 Основное различие можно выделить  в том, на что обращено основное внимание определяющего. В первом случае, учет — это процесс, приводящий к результату (финансовой отчетности), правильное представление которого и является целью учета. Основным является не сам процесс, а именно результат. Во втором случае учет рассматривается как система, в которой все ее составляющие равноценны, а цель системы определяется отдельно.

Ситуация с США отличается с одной стороны большей простотой: законодательной базой для общего регулирования финансового учета и отчетности служат буквально несколько законов, прежде всего законы о ценных бумагах и фондовых биржах. Однако не только и не столько законы и подзаконные акты регулируют финансовый учет в США. В каждом отчете аудитора присутствует упоминание того, что предоставленная отчетность соответствует GAAP — Generally Accepted Accounting Principles — общепринятым принципам учета. Однако не только не существует единого документа или набора документов, в которых были бы сформулированы эти принципы, не существует даже единого общепринятого определения того, что же это такое. Определение того, является ли данный конкретный принцип  общепринятым или нет, до сих пор не самая элементарная задача. Даже критерии отнесения данного правила к общепринятым не устоялись. Собственно требования SEC являются лишь поднабором GAAP.

В системе GAAP выделяется четыре уровня документов:

1) уровень А:

— положения по стандартам финансового учета (выпущенные FASB),

— интерпретации (изданные FASB),

— мнения (опубликованные APB),

— исследовательские бюллетени по бухгалтерскому учету (опубликованные AICPA);

2) уровень В:

— технические бюллетени (выпущенные FASB),

— отраслевые руководства по бухгалтерскому учету и аудиту (опубликованные AICPA),

— разъяснения (опубликованные AICPA);

3) уровень С:

— общие мнения рабочей группы, практические бюллетени (опубликованные AICPA);

4) уровень Д:

— комментарии по бухгалтерскому учету (опубликованные AICPA),

— руководства по применению (изданные FASB),

— учетная отраслевая общепризнанная практика.

Основу GAAP составляют документы  уровня А, которым отдается предпочтение при возникновении разночтений и разногласий.

В процесс разработки стандартов в США в настоящее  время вовлечены несколько профессиональных организаций: Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board - FASB); Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC); Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants - AICPA); Американская бухгалтерская ассоциация (American Accounting Association - AAA); Комитет по стандартам учета бюджетных организаций (Governmental Accounting Standard Board - GASB).

Основой, на которой базируются принципы, являются цели учета. Можно  сказать, что цели учета в России и США достаточно сильно различаются. Если выделять главное требование, предъявляемое к отчетности, то можно сказать, что если в США главное требование — разумность и полезность информации для принятия пользователем коммерческих решений, то в России главное требование — соблюдение различных правил ведения учета, предоставление формально правильной информации контрольного характера. И это различие целей нельзя упускать из виду, так как применение одинаково называющегося и определяющегося принципа может быть совершенно различным в приложении к различным целям.

Хотя это может показаться странным, но базовые принципы учета  декларированные в новой российской системе и в американской практически совпадают, хотя, конечно, не дословно и значимость их разная. Но существует важная проблема иерархического соподчинения целей, принципов и конкретных методик, которую необходимо учитывать.

В США цели учета и  отчетности носят главенствующий характер. Им подчинены принципы, которым в  свою очередь подчинены методики учета. В России задачи и принципы учета также являются основой, но если конкретная методика, предписанная законодательством, противоречит задачам или даже принципам бухгалтерского учета, то приоритет все равно отдается этой методике, а не принципам. Особенно к большим проблемам это ведет в случаях, когда применение данной методики противоречит конкретным обстоятельствам хозяйственной деятельности.

В США существуют три  основные организационно-правовые формы  хозяйственной деятельности: единоличное (частное) владение, товарищество, корпорация.

Бухгалтеры рассматривают каждую из этих форм в качестве экономической единицы отдельно от владельца.

Единоличное владение — это фирма, создаваемая одним человеком, что даёт возможность собственнику полностью контролировать хозяйственную деятельность. В юридическом смысле единоличный владелец является таким же хозяйственным субъектом, как и частное лицо, которое отвечает личным имуществом по всем обязательствам. Таких фирм в США очень много, но это малый бизнес.

Товарищество — это фирма, создаваемая двумя (и более) совладельцами, которые делят между собой прибыль или убытки товарищества в соответствии с заранее оговоренной формулой. Любой участник может передать свою долю другой стороне, и в случае необходимости личное имущество каждого из них может быть взыскано для уплаты по обязательствам товарищества.

Корпорация — это фирма, юридически независимая от собственников, вклады которых представлены в виде акционерного капитала. В США акционеры не могут прямо контролировать операции корпорации. Они выбирают совет директоров, который руководит хозяйственной деятельностью корпорации с целью извлечения прибыли в пользу акционеров. Акционеры отвечают за убытки корпорации только в пределах своего вклада, а если акционер продаст свои акции, то это не приведёт к ликвидации корпорации.

Все задачи финансового учёта в Соединенных Штатах подробно освещаются в Письме о задачах финансовой отчётности. В соответствии с этим документом финансовая отчётность должна:

— быть полезной настоящим и потенциальным кредиторам для осуществления рациональных капиталовложений и принятия решений о кредитах;

— быть понятной тем, кто разбирается в хозяйственно-экономической деятельности предприятия и изучает информацию об этой деятельности;

— предоставлять данные об экономических ресурсах предприятия, требованиях к ним и влиянии хозяйственных операций и событий, которые непосредственно меняют ресурсы и требования к ним;

— обеспечивать информацией о финансовых результатах деятельности предприятия в течение определённого периода;

— помогать пользователям оценить суммы, распределение во времени и вероятность предполагаемого притока денежных средств по дивидендам и процентам, а также выручку от реализации или погашения ссуд или ценных бумаг.

Отчётность предприятий  США составляется на определённый момент времени. Между датами составления отчётности хозяйственные операции регистрируются на счетах и затем обобщаются для составления новой отчётности. Для того чтобы правильно отразить операции на счетах, бухгалтер должен решить три проблемы:

1) когда произошла  операция — проблема признания;

2) какова стоимостная  оценка операции — проблема оценки;

3) на каких счетах  записать операцию — проблема классификации.

Эти проблемы решаются в  процессе учётного цикла. Регистрация  хозяйственных операций производится в три этапа:

— анализ по первичным документам;

— запись в журнал операций или главный журнал (книгу первоначальной записи);

— перенос в Главную книгу.

Обычно фирма США  для регистрации имеет несколько  журналов и Главный журнал.

Процесс переноса из Главного журнала в Главную книгу называют разноской, и выполняется эта процедура в следующей последовательности:

— в Главной книге находят дебетуемый счёт;

— проставляют дату совершения операции и в графе «Справка о проводке» записывают номер страницы журнала, с которой перенесена данная запись;

— в графе «дебет» пишут сумму, зафиксированную в журнале, и одновременно выводят сальдо после каждой операции;

— повторяют такую же процедуру по кредиту счёта.

Главная книга состоит  из счетов активов, обязательств, капитала, доходов, расходов. Она может вестись в виде книги, файла, папки и т.д. Все хозяйственные операции записываются на соответствующие счета Главной книги. А поскольку такие записи недостаточно информативны о произошедших операциях, то ведутся журналы операций, где по мере осуществления операций производят их регистрацию с подробным описанием их сущности и корреспонденции счетов.

Информация о работе Британо-американская модель бухгалтерского учета