Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:27, курсовая работа
Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.
Введение
1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемых источников
2.2 Нормативный уровень
Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством. Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами. Структура каждого стандарта включает:
- введение (общие положения);
- определения;
- содержание;
-
необходимые пояснения (
- дату вступления в действие.
В
первой части ПБУ — введении указывается,
что данное ПБУ устанавливает
методологические основы формирования
в бухгалтерском учете
Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его цели и задачи.
Во второй части Положения даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.
Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Разработанные
и внедренные на сегодняшний день ПБУ
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Положения по бухгалтерскому учёту
№ ПБУ | Название документа | Соответствующий международный стандарт [40] |
ПБУ 1/98 | «Учетная политика организаций» | МСФО 1 |
ПБУ 2/94 | «Учет доходов (контрактов) на капитальное строительство» | МСФО 11 |
ПБУ 3/2000 | «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | МСФО 21 |
ПБУ 4/99 | «Бухгалтерская отчетность организации» | МСФО 1 |
ПБУ 5/01 | «Учет материально-производственных запасов» | МСФО 2 |
ПБУ 6/01 | «Учет основных средств» | МСФО 16 |
ПБУ 7/98 | «События после отчетной даты» | МСФО 10 |
ПБУ 8/01 | «Условные факты хозяйственной деятельности» | МСФО 10 |
ПБУ 9/99 | «Доходы организации» | - |
ПБУ 10/99 | «Расходы организации» | - |
ПБУ 11/2000 | «Информация об аффилированных лицах» | МСФО 28 |
ПБУ 12/2000 | «Информация по сегментам» | МСФО 14 |
ПБУ 13/2000 | «Учет государственной помощи» | МСФО 20 |
ПБУ 14/2000 | «Учет нематериальных активов» | МСФО 38 |
ПБУ 15/2001 | «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» | МСФО 23 |
ПБУ 16/2002 | «Информация по прекращаемой деятельности» | МСФО 35 |
ПБУ 17/2002 | «Учет расходов на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские |
МСФО 28 |
ПБУ 18/2002 | «Учет расчетов по налогу на прибыль» | МСФО 12 |
ПБУ19/2002 | «Учет финансовых вложений» | МСФО 39 |
ПБУ 20/2003 | «Информация об участии в совместной деятельности» | МСФО 31 |
Из
перечисленных положений
Допущение
непрерывности деятельности означает,
что организация будет
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Допущение
временной определенности факторов
хозяйственной деятельности означает,
что факты хозяйственной
Требование
полноты указывает на необходимость
полноты отражения в
Требование своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Требование приоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требование
рациональности указывает на необходимость
рационального ведения
2.3 Методический уровень
Как
было сказано в предыдущем параграфе,
ПБУ хотя и дают базовые правила
бухгалтерского учета, основные понятия,
относящиеся к отдельным
Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня — методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и другое. В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Требования нормативных документов первого и второго уровней конкретны и однозначны, они обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.
Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению . Остановимся на этом документе более подробно.
План
счетов бухгалтерского учета представляет
собой упорядоченную
Таким образом, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации.
Он
является единым и обязательным к
применению в организациях всех отраслей
народного хозяйства и видов
деятельности (кроме банков и бюджетных
учреждений) независимо от подчиненности,
формы собственности и
В основу построения Плана счетов положены следующие подходы:
а) преемственность в построении плана счетов;
б) строгая иерархия счетов и субсчётов;
в)
сочетание государственного регулирования
учета и предоставления хозяйствующим
субъектам максимально
г)
относительная независимость
В основу Плана счетов положены принципы:
1)
универсальности и
2)
раздельного ведения счетов
3)
группировки счетов по
4)
обособленного отражения
5)
двузначного кодового
План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. Счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной, последовательности – в порядке увеличения ликвидности.
Все
синтетические счета имеют
Субсчета,
предусмотренные в Плане