Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:38, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть состав бухгалтерской отчетности. Задачи - изучить особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия.
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..……..3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ………………………………………...…..…4
Глава 2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ …………………………………………………………….…..…13
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..…21
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ……………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…….
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ………………………………………...….
Глава 2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ …………………………………………………………….…..…13
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..…21
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ОТЧЕТНОСТИ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что составление годового отчета является одной из наиболее сложных и важных задач для бухгалтерской службы организации. Бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации. Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа. Бухгалтерская отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Объектом исследования является отчетность организаций на стадии создания. Предметом исследования - состав бухгалтерской отчетности.
Цель данной работы - рассмотреть состав бухгалтерской отчетности. Задачи - изучить особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия.
Глава 1. Основные понятия, элементы и функции бухгалтерской отчетности
Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно вышеназванного закона, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период [2].
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как:
отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
5
Первым отчетным годом
для вновь созданных
В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).
Также бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и обязательств организации. Это необходимо для того, чтобы проверить, что все хозяйственные операции отражены в учете и все остатки по счетам бухгалтерского учета, которые будут отражены в годовом балансе, сформированы правильно. После необходимо провести реформацию баланса - это процедура закрытия бухгалтерских счетов, на которых учитываются финансовые результаты.
Данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, представляют собой особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период.
В состав бухгалтерской отчетности входят следующие формы:
бухгалтерский баланс (форма № 1);
6
отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
отчет об изменениях капитала (форма № 3);
отчет о движении денежных средств (форма № 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
отчет о целевом
использовании полученных
пояснительная записка;
итоговая часть аудиторского заключения [3].
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
Составление бухгалтерской отчетности основывается на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ;
- Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации";
- Приказе Минфина РФ "О формах бухгалтерской отчетности организации";
- Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности организации.
7
Эти документы определяют принципы формирования бухгалтерских данных, регламентируют состав и структуру отчетности, порядок оценки ее показателей, правила ее представления.
В бухгалтерском учете шахматный бухгалтерский баланс и главная бухгалтерская книга являются основой для составления различных форм отчетности.
Известный венецианский математик, францисканский монах Лука Пачоли в 1494г. в специальном "Трактате о счетах и записях", посвященном теории бухгалтерского учета, сформулировал основное бухгалтерское уравнение: Активы = Обязательства + Капитал [10].
В развернутом виде эта формула выглядит следующим образом:
Активы + Расходы = Обязательства + Капитал + Доходы.
Учетные системы всех стран мира основаны на использовании этого уравнения. Оно положено в основу бухгалтерской отчетности предприятий разных стран мира. Таким образом, пять элементов информации формируют бухгалтерскую отчетность организации: ее активы, обязательства, капитал, расходы и доходы.
Активы - ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.
8
Обязательства - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.
Капитал компании - представляет
собой оставшуюся долю собственных
активов предприятия после
Доходы - это увеличение
экономических выгод
Расходы - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [6].
Элементы отчетности признаются, только если они удовлетворяют критериям признания, то есть существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будет получена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.
Отчетность организаций
классифицируют по видам, периодичности
составления и степени
9
составлять отчетность на основе данных всех видов учета: бухгалтерского (синтетического и аналитического), статистического, оперативного.
Показатели финансово-
-оперативная;
-бухгалтерская;
-статистическая.
Оперативная отчетность составляется на основании данных оперативного учета, которые собираются на определенную дату за короткие промежутки времени. С показателей оперативной отчетности руководители различных структурных подразделений организации осуществляют управление производством. Формы оперативной отчетности не регламентируются на уровне государства и разрабатываются самой организацией в зависимости от нужд управления [9].
Бухгалтерская отчетность является систематизированным сводом информации об имуществе, обязательствах, капитале и финансовых результатах деятельности предприятия. Эта отчетность составляется на основании данных бухгалтерского учета и ее формы регламентированы законодательными и нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Статистическая отчетность составляется на основании данных статистического, бухгалтерского и оперативного учета и является обобщающей отчетностью деятельности организации.
10
Бухгалтерскую отчетность делят на следующие группы:
по периодичности составления:
промежуточная;
годовая.
Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерской отчетностью [15].
По степени обобщения отчетных данных:
первичная;
сводная (консолидированная).
Первичную отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно. Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представленным организациями, входящими в холдинг. Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Главной задачей бухгалтерской отчетности (индивидуальной и консолидированной) является обеспечение гарантированного доступа заинтересованными пользователями к качественной информации о деятельности организации и/или информации о группе организаций, входящих в корпоративную семью. Для решения этой задачи бухгалтерская отчетность должна быть составлена по определенным правилам в соответствии с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
11
По объему сведений, содержащихся в отчетах, отчетность делят на:
-внутреннюю;
-внешнюю.
Внутренняя отчетность необходима для получения информации о каком-либо участке деятельности и составление ее вызвано потребностями самого предприятия. Внешняя отчетность необходима для информации внешних пользователей:
-собственников (участников, учредителей) - в соответствии с учредительными документами;
-территориальным органам статистики по месту их регистрации;
-органу государственной налоговой инспекции;