Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:38, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть состав бухгалтерской отчетности. Задачи - изучить особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия.
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..……..3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ………………………………………...…..…4
Глава 2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ …………………………………………………………….…..…13
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..…21
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ……………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30
-другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям (представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации) [4].
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Отчетность выполняет две основные функции:
информационную, в соответствии
которой характеризует
12
контрольную, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла.
Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности. [8]
Глава 2. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
Документом, определяющим состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), является Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
-бухгалтерский баланс (форма №1);
- отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Организация может представлять
в составе промежуточной
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
-бухгалтерский баланс (форма №1);
- отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- отчет об изменениях капитала (форма №3);
- отчет о движении денежных средств (форма №4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
- пояснительная записка;
14
- итоговая часть аудиторского заключения, подтверждающая достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность не в полном составе. К ним относятся:
-малые предприятия;
-некоммерческие организации.
Состав годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному аудиту. Если организация не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, то в составе годовой бухгалтерской отчетности можно представить только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках представьте приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку.
Некоммерческие организации
могут не сдавать в составе
годовой бухгалтерской
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
-наименование составляющей части;
15
-отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;
-наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму;
-формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.
Бухгалтерский баланс - основная
форма бухгалтерской
В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке [9].
Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.
В актив баланса включены два раздела:
I - "Внеоборотные активы";
II - "Оборотные активы".
В пассиве баланса три раздела:
III - "Капитал и резервы";
IV - "Долгосрочные обязательства";
V - "Краткосрочные обязательства".
16
Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.
Отчет о прибылях и убытках, является вторым по значению (но не по важности) в годовой бухгалтерской отчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
В отчете указываются:
-доходы и расходы по обычным видам деятельности;
-прочие доходы и расходы;
-прибыль (убыток) до налогообложения;
-чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Данный отчет служит связующим звеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала
17
компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов [13].
Отчет об изменении капитала раскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80), резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет 84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией .
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать отчет об изменении капитала в состав бухгалтерской отчетности. Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не имели оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.
Кооперативы, некоммерческие организации, бюджетные и унитарные предприятия (учреждения), отчет об изменении капитала представлять не обязаны.
Отчет о движении денежных
средств характеризует
Под текущей деятельностью понимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.
18
Инвестиционная деятельность - это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости, оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставление другим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений (выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, приобретение ценных бумаг других организаций и т.п.).
Финансовой деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций [6].
Эта форма годовой бухгалтерской отчетности раскрывает перед пользователями картину обеспеченности организации наличными деньгами [11].
В данной форме отчета отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств по счетам 50 "Касса" (за исключением субсчета "Денежные документы"), 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути".
В приложении к бухгалтерскому балансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме №1. Отчет состоит из 10 разделов:
Нематериальные активы;
Основные средства;
Доходные вложения в материальные ценности;
19
Расходы на НИОКР;
Расходы на освоение природных ресурсов;
Финансовые вложения;
Дебиторская и кредиторская задолженность;
Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);
Обеспечения;
Государственная помощь.
Если в качестве приложения к балансу будет использоваться типовая форма, то незаполненные строки из нее удаляются.
В пояснительной записке приводится дополнительная информация, необходимая для характеристики финансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели форм бухгалтерской отчетности.
Но стандартизированной
формы или структуры
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от
20
их выполнения и признается
нарушением законодательства Российской
Федерации о бухгалтерском
Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, которую организация должна представить в налоговую инспекцию. Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита, должна прилагаться к бухгалтерской отчетности.
Разрабатывая формы бухгалтерской отчетности, Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтому если содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтер вправе уточнить существующие бланки или разработать собственные формы отчетности. Они также должны отвечать общим принципам построения и быть приложены образцы в учетной политике [14].
Глава3. Особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия.
Отчетным годом для
всех организаций считается
Вновь созданная организация не освобождается от представления бухгалтерской отчетности, даже если в отчетном периоде она не вела финансово-хозяйственной деятельности. Результаты деятельности фирмы отражаются в ее бухгалтерской отчетности независимо от наличия или отсутствия объекта обложения по какому-либо налогу.
Например, ООО «Медас» создано 15 октября 2008 года. Первым отчетным годом для организации являлся период с 15 октября 2008 года по 31 декабря 2009 года. Соответственно первую годовую бухгалтерскую отчетность ООО «Медас» составляло по состоянию на 31 декабря 2009 года и представляло заинтересованным пользователям не позднее 31 марта 2010 года.
Таким образом, по итогам 2008 года ООО «Медас» не отчитывалось. При этом промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2009 году ООО «Медас» представляло заинтересованным пользователям (в том числе в налоговый орган) начиная с I квартала 2009 года. Промежуточная отчетность представлялась: