Бухгалтерская отчетность, ее состав, содержание, порядок представления и использования при принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является отчетность организаций. Цель данной курсовой работы – рассмотрение бухгалтерского отчетности и анализ её основных показателей. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:
- порядок составления бухгалтерского отчета;
- порядок оформления отчетности;
- анализ основных показателей баланса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие бухгалтерской отчетности……………………………………………………………….....5
2. Состав бухгалтерской отчетности…………………………………………………………................9
3. Содержание бухгалтерской отчетности………………………………………………………….....14
4. Порядок представления бухгалтерской отчетности…………….………………………................17
5. Порядок использования бухгалтерской отчетности при принятии управленческих решений…20
6. Расчетная часть ……………………………………………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

20

нием следовать ему объясняется  существовавшая в годы советской  власти практика постоянной корректировки  состава и структуры форм бухгалтерского отчета в сторону либо расширения, либо уменьшения их аналитичности. Уход от жесткой заданности структуры отчетных форм — безусловно логически оправдан. В настоящее время данные, подготавливаемые бухгалтером и используемые в дальнейшем в управленческой деятельности, отражаются в одном из трех разделов годового отчета: в основных отчетных формах (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчеты о движении капитала и денежных средств); в пояснениях к отчетным формам; во вспомогательных материалах (текстовая часть отчета, расшифровки к отчетным формам и т.д.). Такой подход в полной мере соответствует рекомендациям международных стандартов финансовой отчетности.

Рекомендательные форматы периодической  отчетности, их состав, а также инструкции по заполнению утверждают соответствующие органы управления. Они, вероятно, в большей степени удовлетворяют профессиональным бухгалтерским требованиям, нежели запросам управленческих работников.

Существуют сложности восприятия бухгалтерской отчетности неспециалистами, но так как она содержит много ценной для руководителей информации, необходимо научиться ее анализировать, интерпретировать представленные в ней показатели, знать основные взаимосвязи между ними.

Оценка и интерпретация отчетных документов, являющихся основой информационного обеспечения процесса управления, базируются на применении различных способов и приемов анализа. Очевидно, что состав выполняемых аналитических процедур, используемые методы, глубина проводимого анализа зависят от многих факторов. Перечислим основные: целевая установка аналитика, его интеллектуальные и познавательные способности и возможности, ограничения технического, временного, информационного характера и т.д. Весьма важен вопрос о субъекте анализа. В течение многих лет в отечественной учетно-аналитической практике была достаточно широко распространена концепция, согласно которой аналитик — это человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические записки (отчеты, доклады, выводы, комментарии) для руководства, т.е. линейных руководителей различного ранга, обладающих правом принятия управленческих решений. Вероятно, такой подход вполне оправдан, поскольку линейные руководители были существенно ограничены в проведении многовариантных аналитических расчетов временным параметром и имевшимися в их распоряжении техническими счетными средствами (точнее, отсутствием таковых). Именно поэтому возникала необходимость в специальном аналитическом персонале, своего рода «толмачах» отчетных форм. Следствие такого положения — полная неспособность некоторого числа линейных руководителей понять содержание основных отчетных форм, взаимосвязи между ними, принципы формирования и глубинный смысл приводимых в них показателей. Нередко руководитель коммерческой организации подписывает основную отчетную форму — бухгалтерский баланс, практически не понимая его содержания. Сам процесс подготовки аналитических документов в условиях связи «линейный руководитель — аналитик» также имеет существенные недостатки. Выделим два из них, на наш взгляд, основных.

Главные условия эффективного управления: а) наличие данных, потенциально несущих информацию; б) умение их анализировать и обосновывать с помощью такого анализа желаемые и/или предполагаемые варианты действий. В течение многих лет первый аспект имел приоритет.

Считалось, что чем больший объем  информационного сырья обработан, тем более эффективное решение  может быть получено. При этом упор делался на автоматизированную, а  следовательно, формализованную аналитическую  обработку данных. Ориентация на большие объемы обрабатываемых сведений приводила к тому, что руководителя захлестывала такая бессистемная лавина данных, что он часто был не в состоянии даже ознакомиться с нею, не говоря уже об анализе и разумном использовании. Кроме того, не все данные, необходимые для анализа и принятия управленческих решений, могут быть представлены в виде документов и конкретных экономических показателей. Часть данных имеет качественный, трудно формализуемый и субъективный характер. Сейчас для большинства грамотных управленцев уже не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или, по

21

крайней мере, не должны являться единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле — «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем «нематериальные» компоненты в некоторых случаях могут иметь основополагающее значение.

Необходимость сочетания формализованных  и неформализованных процедур принятия управленческого решения накладывает  естественный отпечаток и на процесс подготовки аналитических документов: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, а, напротив, будут корректироваться как по форме, так и по существу, дискретность такой корректировки — случайная величина. Именно текущая корректировка аналитических процедур и их результатов, которую необходимо выполнить в определенные сроки, по ряду объективных и субъективных причин не всегда может быть реализована в полном объеме в цепочке «руководитель — аналитик». Рассматриваемой организации аналитической работы свойствен парадокс «испорченного телефона». Это еще один ее недостаток. Данный парадокс срабатывает дважды: на этапе постановки задачи аналитику и на этапе качественной интерпретации полученных результатов. Действительно, сначала руководитель должен объяснить аналитику, какую информацию и в каких аналитических разрезах он хотел бы иметь, и быть уверенным в том, что аналитик его понял. Затем процедура повторяется, но направленность информации, а иногда и состав действующих лиц меняются.

Давно признан тот факт, что в  бюджете рабочего времени многих руководителей коммерческих организаций  по ряду объективных и субъективных причин собственно анализ стоит далеко не на первом месте. Вместе с тем современные тенденции в учете, анализе и управлении выдвигают требования существенного повышения культуры аналитических расчетов не только специалистами-аналитиками, но прежде всего руководителями. Внедрение компьютеров с развитым программным обеспечением является одновременно и причиной, и средством совершенствования навыков анализа. При помощи персональных компьютеров и специального программного обеспечения, известного как «электронные таблицы», можно делать аналитические расчеты различной степени сложности, кроме того, развитие информационных систем с распределенными базами данных позволяет при этом прибегать к разным информационным источникам. Умелое и грамотное проведение специальных аналитических расчетов предполагает доскональное знание существующей отчетности, логических и информационных взаимосвязей между отдельными формами. Это прежде всего относится к бухгалтерской отчетности. Во-первых, она наиболее систематизированная и имеет достаточно жесткие внутренние связи. Во-вторых, на уровне коммерческой организации она является основным информационным ресурсом для перспективного анализа и управления.

Немаловажно и то, что именно отчетность, в том числе бухгалтерская, — реальное средство коммуникации, благодаря которому руководители различных рангов общаются друг с другом, получают представление о месте своей коммерческой организации в системе родственных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристиках, эффективности использования ресурсов. Основным источником информации для комплексной оценки хозяйственной деятельности коммерческой организации, с которым чаще всего работает аналитик (руководитель коммерческой организации, аудитор, исследователь и т.п.), является годовой отчет. Этот документ включает в себя помимо описательной части полный комплект форм бухгалтерской отчетности, а также специализированные формы, установленные в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Обязательное условие полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации — умение читать финансовую отчетность и, в частности, основную ее форму — баланс, т.е. понимание экономического содержания каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности коммерческой организации, связи с другими статьями, характера изменений сумм по той или иной статье и значения этих изменений для экономики коммерческой организации.

Умение читать баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии. Чтение баланса позволяет определить степень обеспеченности коммерческой организации собственными оборотными средствами, ус-

22

тановить, за счет каких статей изменилась их величина, выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Уметь читать баланс должны руководитель коммерческой организации, работники экономических и других служб для решения самых разнообразных вопросов. В плановой работе необходимо учитывать наличие ресурсов, зафиксированное в балансе: при составлении плана снабжения — производственных запасов; при составлении сметы производства — остатков незавершенного производства; при разработке плана реализации — остатков готовой продукции на складах и отгруженной продукции; при составлении финансового плана — наличие собственных оборотных средств, запасов материалов и других ценностей, остатков денежных средств, оптимальность структуры оборотных средств и т.д. Если анализ проводится только на основании баланса, то те или иные вопросы могут быть рассмотрены лишь в самых общих чертах. Значительно расширяется круг изучаемых вопросов и, главное, углубляется анализ при использовании помимо баланса остальных форм отчетности и данных текущего бухгалтерского учета. Навыками анализа должны владеть не только профессиональные аналитики и бухгалтеры, но и любые пользователи публичной отчетности.

В настоящее время процесс  принятия управленческого решения  в большой степени искусство, базирующееся на анализе отчетности бухгалтерии. Исследователями давно отмечен тот факт, что на предприятиях, испытывающих трудности в своей деятельности, в бюджете рабочего времени менеджеров, ответственных за принятие решений, анализ бухгалтерской отчетности занимает не самое главное время. Умелое и грамотное проведение аналитических расчетов с применением программного обеспечения становится важнейшим фактором процветания предприятия в условиях рыночной экономики при жесточайшей конкуренции.

В сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между:

- интересами  предприятия и фискальными интересами государства;

- ценой денег и рентабельностью производства;

- рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков;

- интересами производства и финансовой службы и т.д.

Основной задачей развития любой  организации является обеспечить эффективное управление  предприятием, так как только подобное управление позволит добиться финансовой устойчивости предприятия. Что сделает предприятие привлекательным объектом для инвестиций со стороны заинтересованных лиц и предоставит возможности. Значение экономического анализа и, в частности финансового анализа организации здесь трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение

 

В связи с переходом к рыночным отношениям, налогообложению прибыли  предприятий и организаций, независимо от их отраслевой принадлежности и  формы собственности, начиная с 1991 г. ввелись новые формы бухгалтерской отчетности, изменился порядок ее представления. Именно с 1991 г. отчетность ориентируется на рыночные отношения и плательщиков налогов, в значительной мере отражает требования международных стандартов бухгалтерского учета к финансовой отчетности. Времена, когда государство жестко регулировало порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности остались в прошлом. Теперь каждое предприятие вправе самостоятельно изменять и дополнять формы отчетности, используя рекомендованные формы. 1 января 2000 г. вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Согласно этому Положению бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Согласно п. 6 этого же Положения, предприятия могут вносить дополнительные показатели и пояснения в рекомендованные формы бухгалтерской отчетности, если, по их мнению, эти формы не позволяют предоставить пользователю полную информацию о финансовых результатах деятельности предприятия и о существенных изменениях в его финансовом положении. Количество отчетных показателей, действовавших ранее, было слишком велико для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, но явно недостаточно для крупных организаций.

Бухгалтерскую   отчетность  обязаны предоставлять в налоговые органы все организации в не зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская  отчетность  составляется на основе данных синтетического и аналитического учета. Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, движения по банковским счетам не является основанием для не сдачи  бухгалтерской   отчетности. Бухгалтерская отчетность необходима для: вывода о перспективах сотрудничества; вывода о ликвидности и платежеспособности предприятия; проверки правильности начисления налогов и взносов и т.д.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность, ее состав, содержание, порядок представления и использования при принятии управленческих решений