Бухгалтерская отчетность и учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - показать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации о деятельности организации, а учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на предприятии.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) рассмотреть назначение и классификацию отчетности;
3) показать различных пользователей бухгалтерской отчетности, раскрыть их требования;
4) проанализировать систему нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
5) детально рассмотреть состав и содержание отчетности, дать качественную характеристику формам отчетности;
6) дать определение учетной политики и рассмотреть ее существенность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ)
ОТЧЕТНОСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой)
отчетности……………………………………………………... 6
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской
(финансовой) отчетности……………………………………… 10
1.3 Требования, предъявляемые к бухгалтерской
(финансовой) отчетности……………………………………… 14
1.4 Качественные характеристики бухгалтерской
(финансовой) отчетности……………………………………… 18
1.5 Пользователи бухгалтерской отчетности. Порядок и
сроки ее представления 21
1.6 Состав и содержание бухгалтерской (финансовой)
отчетности……………………………………………………… 26
1.7 Порядок внесения исправлений в бухгалтерскую
(финансовую) отчетность…………………………………….. 35
ГЛАВА 2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА………………………………… 38
2.1 Общее положение………………………………………….. 38
2.2 Формирование учетной политики………………………… 39
2.3 Изменение учетной политики……………………………... 42
2.4 Раскрытие учетной политики……………………………... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

buhgalterskaya_finansovaya_otchetnost.docx

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват учетом всех записей за истекший год.

 

 

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях, формируют первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся:

  1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129–ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Налоговый кодекс РФ;
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 №186н) и т.д.

Документы, содержащие принципы и базовые правила бухгалтерского учета конкретных операций по отдельным участкам  и видам деятельности, относят ко второму уровню. Сюда можно включить национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ПБУ).

На 1 января 2012 года действуют следующие стандарты:

  1. 1/2008 «Учетная политика организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 106н ( в ред. от 08.11.2010г. № 144н);
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Утверждено приказом МФ РФ от 24.10.2008 г. № 116н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  3. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом МФ РФ от 27.11.2006г. № 154н (в ред. от 24.12.2010г. №186н);
  4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  5. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001г. № 44н;
  6. ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Утверждено приказом МФ РФ от 30.03.2001г. № 26н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФ РФ от 18.05.2002г. № 45н, от 12.12.2005г. № 147н, от 24.12.2010г. № 186н);
  7. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Утверждено приказом МФ РФ от 25.11.1998г. № 56н;
  8. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 28.11.2001г. № 96н;
  9. ПБУ 9/99 «Доходы организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. № 32н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999г. №107н, от 30.03.2001г. № 27н, от 18.09.2006г. № 115н, от 08.11.2010г. №144н);
  10. ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. № 33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999г. № 107н, от 30.03.2001г. № 27н, от 18.09.2006г. № 115, от 08.11.2010г. №144н);
  11. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Приказ МФ РФ от 29.04.2008г. № 48н;
  12. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Утверждено приказом МФ РФ от 08.11.2010г. № 143н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  13. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Утверждено приказом МФ РФ от 16.10.2000г. № 92н;
  14. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом МФ РФ от 27.12.2007г. № 153н (в ред. от 24.12.2010г. №186н);
  15. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 107н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 02.07.2002г. № 66н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Утверждено приказом МФ РФ от 19.11.2002г. № 115н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Утверждено приказом МФ РФ от 19.11.2002г. № 114н (в ред. от 24.12.2010г. №186н);
  19. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Утверждено приказом МФ РФ от 10.12.02 № 126н;
  20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 24.11.2003г. № 105н;
  21. ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 г. № 106н;
  22. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Утверждено приказом МФ РФ от 28.06.2010г. № 63н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
  23. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Утверждено приказом МФ РФ от 02.02.2011г. № 11н;
  24. ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов». Утверждено приказом МФ РФ от  06.10.2011 года № 125н.

Документы первого и второго уровня обязательны для всех организаций.

К числу документов второго уровня можно отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденных приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции изменений и дополнений, утвержденных приказом МФ РФ от 07.05.2003г. № 38н).

Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера (методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МФ РФ и т.д.). Они разрабатываются на базе документов первых двух уровней и не должны им противоречить. К документам третьего уровня можно отнести:

  1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом МФ РФ 13.06.1995г. № 49;
  2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом МФ РФ от 13.10.2003г. № 91н и т.д.

К четвертому уровню относят рабочие документы предприятия, раскрывающие учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов первых трех уровней. К ним относятся:

  1. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  2. формы первичных документов и учетных регистров и т.д.

В настоящее время формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности базируется на следующих основных законодательных и нормативных документах:

  1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»  от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 №186н) и т.д.;
  3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н;
  4. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении  денежных средств». Утверждено приказом МФ РФ от  02.02 2011 года № 11н;
  5. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ МФ РФ от 02.07.2010г. № 66н;
  6. «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организации». Приказ МФ РФ от 05.10.2011 года № 124н;
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции изменений и дополнений);
  8. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Приказ МФ РФ от 20.05.2003г. № 44н.

Кроме этого, при формировании бухгалтерской отчетности организациям следует руководствоваться всеми положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Почти в каждом из них имеется специальный раздел «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности».

 

1.3 Требования, предъявляемые  к бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данные нормативные документы, если говорить кратко, содержат следующие требования:

  1. достоверности и полноты (качественное требование);
  2. целостности (процедурное требование);
  3. последовательности (процедурное требование);
  4. сопоставимости (процедурное требование);
  5. существенности (качественное требование);
  6. отчетного периода (процедурное требование);
  7. оформления бухгалтерской отчетности (процедурное требование).

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Соблюдение этого требования позволяет организации самостоятельно включать дополнительные показатели и пояснения, в том числе всевозможные расшифровки отдельных статей Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

Требование целостности говорит о необходимости включения в бухгалтерскую отчетность всех хозяйственных операций произведенных организацией, а также ее филиалами, подразделениями, в т.ч. выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает, что содержание и формы бухгалтерской отчетности применяются последовательно от одного отчетного периода к другому (необходимость постоянства в содержании и формах отчетности). Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной.

С требованием последовательности неразрывно связано требование сопоставимости. Оно означает, что в бухгалтерской отчетности данные приводятся как минимум за два года – за отчетный год и за год, предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными отчетного периода, то первые подлежат корректировке, которая должна быть раскрыта в пояснительной записке с указанием причин.

Данные в бухгалтерской отчетности могут приводиться и за более продолжительный период (три, четыре, пять лет), что говорит о необходимости включения соответствующих граф и строк в формы бухгалтерской отчетности. Все приводимые в отчетности данные, должны быть сопоставимы между собой. Корректировка данных предыдущих периодов должна производиться по учетной политике отчетного года.

Требование существенности означает, что каждый существенный показатель, способный повлиять на экономическое решение пользователей бухгалтерской отчетности, должен представляться в ней отдельно. Несущественные суммы могут объединяться и не представляться отдельно. К примеру, в бухгалтерском балансе активы и обязательства, которые слишком незначительны, чтобы отражать их отдельной строкой, показывают в составе прочих активов и обязательств.

Следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенны, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Доходы организации» существенной признается сумма, удельный вес которой в общем итоге соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. При этом организация может принять решение о применении другого критерия существенности.

Требование отчетного периода говорит о том, что бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря, а для организации вновь созданной после 1 октября - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами в соответствии с ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Требование оформления говорит о том, что отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ (в рублях), за основу принимаются образцы форм, рекомендованные МФ РФ.

Требования утвержденных стандартов по бухгалтерскому учету к раскрытию информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов) в бухгалтерской отчетности, условия хозяйствования (объем продаж, совокупная стоимость активов, регионы, виды деятельности и т.п.) коммерческих организаций вызывают необходимость уйти от унифицированного подбора показателей, формирующих бухгалтерскую отчетность. В связи с этим МФ РФ может только рекомендовать организациям при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, учитывать рекомендованные образцы.

Отчетные показатели в формах приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков; если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т.д. ей разрешается приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков.

Отчетность подписывает руководитель организации и главный бухгалтер, либо специалист, ведущий бухгалтерский учет.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

Если в отчетности присутствуют отрицательные показатели и показатели, которые должны вычитаться при подсчете итоговых данных, то эти показатели следует указывать в круглых скобках, что соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Например, в балансе в круглых скобках необходимо указать данные о непокрытом убытке. В отчете о прибылях и убытках аналогично указываются данные о себестоимости проданной продукции, а также коммерческих и управленческих расходах, процентов к уплате и прочих  расходах и т.д.

 

 

1.4 Качественные характеристики  бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Все финансовые данные, отражаемые в формах отчетности, должны отвечать определенным качественным характеристикам. Такими характеристиками являются следующие:

  1. понятность;

2)  уместность (релевантность);

3)  надежность (достоверность);

4)  сопоставимость.

Понятность предполагает доступность информации, содержащейся в финансовых отчетах широкому кругу пользователей. Это не означает исключение из отчетности сложной финансовой информации, если она необходима.

Уместность  означает наличие в отчетности информации, влияющей на решения пользователей. Информация считается уместной, если она представлена вовремя, то есть так, чтобы оказаться востребованной при принятии решения. Следовательно, уместность подразумевает своевременность информации. В российских нормативных актах понятие уместности не приведено. Однако указано, что в отчетность также можно включать дополнительные сведения (показатели), если они необходимы для формирования более полной информации о финансовых результатах деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и учетная политика организации