Бухгалтерская отчетность и учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - показать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации о деятельности организации, а учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на предприятии.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) рассмотреть назначение и классификацию отчетности;
3) показать различных пользователей бухгалтерской отчетности, раскрыть их требования;
4) проанализировать систему нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
5) детально рассмотреть состав и содержание отчетности, дать качественную характеристику формам отчетности;
6) дать определение учетной политики и рассмотреть ее существенность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ)
ОТЧЕТНОСТЬ……………………………………………………….. 6
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой)
отчетности……………………………………………………... 6
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской
(финансовой) отчетности……………………………………… 10
1.3 Требования, предъявляемые к бухгалтерской
(финансовой) отчетности……………………………………… 14
1.4 Качественные характеристики бухгалтерской
(финансовой) отчетности……………………………………… 18
1.5 Пользователи бухгалтерской отчетности. Порядок и
сроки ее представления 21
1.6 Состав и содержание бухгалтерской (финансовой)
отчетности……………………………………………………… 26
1.7 Порядок внесения исправлений в бухгалтерскую
(финансовую) отчетность…………………………………….. 35
ГЛАВА 2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА………………………………… 38
2.1 Общее положение………………………………………….. 38
2.2 Формирование учетной политики………………………… 39
2.3 Изменение учетной политики……………………………... 42
2.4 Раскрытие учетной политики……………………………... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

buhgalterskaya_finansovaya_otchetnost.docx

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Источниками формирования средств предприятия являются обязательства и капитал. Обязательства – это средства полученные организацией от кредиторов.

Капитал организации – это средства, полученные от инвесторов, и нераспределенная прибыль как результат эффективной деятельности предприятия. Средства организации равны сумме его обязательств и капитала. 

Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса. Балансовая статья – это показатель, характеризующий определенный вид хозяйственных средств (активная статья) или их источников (пассивная статья).

Балансовые статьи сводятся в группы, а группы в разделы. Статьи баланса сгруппированы по разделам по экономическому содержанию (2 раздела в активе баланса и 3 раздела в пассиве).

Согласно приказа МФ РФ №66н от 02.07.2010г. и приказа МФ РФ № 124н от 05.10.2011г.  бухгалтерский баланс включает следующие разделы:

  1. Раздел 1. Внеоборотные активы. Он состоит из нематериальных активов, результатов исследований и разработок, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы. Подпункт 1 пункта 1 приказа МФ РФ № 124н от 05.10.2011г. вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2012 года, согласно ему в разделе1 «Внеоборотные активы» графу «Наименование показателя» после строки «Результаты исследований и разработок» дополнить строками «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы»;
  2. Раздел 2. Оборотные активы. В нем содержится информация о запасах, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), денежные средства и денежные эквиваленты, прочие оборотные активы;
  3. Раздел 3. Капитал и резервы. Здесь отражается собственный капитал предприятия – уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей), собственные акции, выкупленные у акционеров, переоценка внеоборотных активов, добавочный капитал (без переоценки), резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
  4. Раздел 4. Долгосрочные обязательства. Этот раздел предназначен для отражения по долгосрочным кредитам банкам и займам, отражение резервов под условные обязательства. В него входят следующие статьи: заемные средства, отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства, прочие обязательства;
  5. Раздел 5. Краткосрочные обязательства. Здесь содержится информация о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам, данные о кредиторской задолженности, сюда же отнесенные доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.

Особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива. Оно обеспечивается тем, что в активе и пассиве отражается одна и та же сумма (все средства предприятия), но в разных группировках. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению всегда равняется общей сумме источников этого имущества. Итог статей актива и пассива называется валютой бухгалтерского баланса.

В новой форме бухгалтерского баланса надо продемонстрировать динамику показателей за два года. При этом важно соблюдать два основных правила. Первое – стоимость имущества и обязательств отражается в балансе за вычетом регулирующих величин. В частности, это начисленная амортизация и резерв по сомнительным долгам. Например, дебиторскую задолженность записывают не всю, а только ту часть, которая не покрыта резервом. Саму же сумму резерва в балансе не показывают.

Второе правило – зачитывать показатели актива и пассива нельзя. Например, отражать только дебиторскую или кредиторскую задолженность, в зависимости какой показатель был больше по величине, неправильно. Из этого правила есть только одно исключение. Отложенные налоговые активы (строка 1160) и обязательства (строка 1420) можно отражать в балансе не по полной сумме (развернуто), а только в части разницы между ними (в виде свернутого сальдо). Это предусмотрено пунктом 19 ПБУ 18/02.

В отличие от бухгалтерского баланса, в котором содержатся данные об остатках активов, обязательств и капитала на отчетную дату, в Отчете о прибылях и убытках отражаются данные о доходах, расходах и финансовых результатах нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Отчет о прибылях и убытках формируется в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»,  и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». В отличие от баланса в отчете о прибылях и убытках  приводятся не сальдо по счетам, а обороты по ним (Приложение Б).

Баланс предприятия позволяет оценить результаты деятельности на конец отчетного периода. Отчет о прибылях и убытках служит связующим звеном между балансовыми отчетами прошлого и настоящего отчетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с прошлым. Иными словами, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал предприятия под влиянием доходов и расходов.

При формировании отчета о прибылях и убытках согласно требованиям ПБУ 4/99 необходимо исходить из следующих принципов:

  1. непрерывности деятельности организации, т.е. если отсутствуют признаки прекращения деятельности, то отчеты составляются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с учетными процедурами. Если компания должна вскоре прекратить свое существование, отчетность может быть составлена исходя из того, что, активы будут проданы по ликвидационной стоимости;
  2. доходы включаются в состав выручки в момент их возникновения, а не по факту поступления денежных средств; аналогично расходы списываются в момент возникновения затрат, связанных с получением доходов.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показываются с подразделением на обычные и прочие (операционные, внереализационные). В нем отражается расчет следующих показателей финансовых результатов: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного года.

В новой форме отчета о прибылях и убытках немного изменились состав и названия показателей. Появилась строка «Совокупный финансовый результат периода». Его надо будет определять как сумму: чистой прибыли (убытка) текущего периода, результатов переоценки внеоборотных активов, результатов прочих операций, не учитываемых при расчете прибыли (убытка) текущего периода. Например, результата от исправления существенных ошибок прошлых лет.

Отчет об изменениях капитала представляется в виде пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Это отдельная типовая форма бухгалтерской отчетности.

Отчет об изменениях капитала показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода. Эта форма отчетности отражает изменение капитала и резервов организации, как за отчетный год, так и за предыдущий отчетный период (Приложение В).

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», отчет об изменениях капитала должен содержать следующие числовые показатели: величина капитала на начало отчетного периода, увеличение капитала, уменьшение капитала, величина капитала на конец отчетного периода.

Типовая форма отчета об изменениях капитала состоит из трех разделов:

  1. Раздел 1. Движение капитала. Здесь приводятся данные о наличии и движении всех видов источников собственного капитала организации: уставного, резервного, добавочного, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также собственных акций, выкупленных у акционеров.
  2. Раздел 2. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок. В этом разделе отражается величина капитала до корректировок и после корректировок. Данные приводятся по всем составляющим капитала.
  3. Раздел 3. Чистые активы. В этом разделе организации после соответствующего расчета записывают сумму чистых активов на конец отчетного года, предыдущего года и года, предшествующего предыдущему.

В отчете об изменениях капитала появился новый раздел «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок». В нем надо будет отражать изменение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в результате исправления ошибок прошлых лет.

Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (ПБУ 4/99 п.29).

Таким образом, отчет о движении денежных средств дополняет баланс и отчет о прибылях и убытках важной для пользователей информацией привлекать и использовать денежные средства (Приложение Г).

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, раскрывающие наличие, поступление и расходование денежных средств организации.

Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели: остаток денежных средств на начало отчетного периода, поступило денежных средств, направлено денежных средств, остаток денежных средств на конец отчетного периода.

При использовании отчета о движении денежных средств совместно с остальными формами финансовой отчетности представляется информация, которая позволяет оценить изменения в чистых активах хозяйствующего субъекта, его финансовой структуре (включая ликвидность и платежеспособность) и его способность к воздействию на потоки денежных средств для того, чтобы приспособиться к изменившимся условиям и возможностям.

Данные в отчете отражаются в разрезе трех видов деятельности:

  1. текущей;
  2. инвестиционной;
  3. финансовой.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, направленная на извлечение прибыли в качестве основной цели, т.е. деятельность предприятия ради чего оно было создано (для промышленных предприятий – производство продукции, для строительных организаций – выполнение СМР, для торговли – приобретение и продажа товаров и т.д.).

Под инвестиционной деятельностью понимается деятельность организации, связанная с приобретением  земельных участков, зданий, другой недвижимости, оборудования, НМА и других внеоборотных активов, а также с их продажей. Кроме этого инвестиционной деятельностью признаются НИОКР, собственное строительство, приобретение ценных бумаг, предоставление займов, вклады в уставные капиталы других организаций.

Под финансовой деятельностью понимается деятельность организации, связанная с получением займов, выпуском акций, размещением  облигаций.

Порядок заполнения отчета о движении денежных средств можно найти в ПБУ 23/2011. В этом документе, в частности, прописано, какие операции не нужно отражать в рассматриваемой форме. Например, обмен валюты сам по себе не считается денежным потоком в силу пункта 6 ПБУ 23/2011, а вот выгоду или потери от купли (продажи) валюты придется отразить в отчете.

Пояснения являются расшифровкой отдельных статей баланса и отчета о прибылях и убытках, объясняющие наличие и движение средств.  Их разрешено оформлять как в табличном, так и в текстовом виде. Табличная форма предназначена для количественных данных. Информацию описательного характера можно оформить в текстовом виде.  В приказе МФ РФ № 66н от 02.07.2010г. приведен пример оформления пояснений.

Пояснения включают в себя информацию о нематериальных активах, расходах на НИОКР; об основных средствах, незавершенных капитальных вложениях; о финансовых вложениях; о запасах;  о дебиторской и кредиторской задолженности;  о затратах на производство; о резервах под условные обязательства, об обеспечении обязательств; о государственной помощи (Приложение Д).

Каждый раздел и подраздел в пояснениях имеет свою нумерацию, на которую необходимо сделать ссылку рядом с соответствующей статьей баланса или отчета о прибылях и убытках.

Отчет о целевом использовании полученных средств заполняют и представляют общественные некоммерческие организации в составе форм бухгалтерской отчетности. В форме отражают данные об остатках средств в части основной (уставной) деятельности, ранее поступивших вступительных, членских, добровольных и прочих взносов, данные о целевом использовании полученных средств. Эти показатели отражаются на счете учета фактических расходов, связанных с деятельностью некоммерческой организации, и списанных на уменьшение целевых поступлений (Приложение Е).

Если в каком-либо году расходы некоммерческой организации превысили сумму поступивших целевых средств (с учетом остатка на начало года), остаток средств в отчете приводится в скобках (в бухгалтерском балансе эта сумма отражается в составе прочих оборотных активов), а в пояснениях необходимо привести разъяснения по поводу данного факта.

Если некоторые показатели отчета о целевом использовании полученных средств являются существенными, то организация может сделать их расшифровку, выделив для этого отдельные строки. 

1.7 Порядок внесения исправления  в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

 

В соответствии с ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» впервые дано определение ошибки – это неправильное отражение (не отражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации.

Все ошибки разделены на 6 групп:

  1. неправильным применением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  2. неправильным применением учетной политики организации;
  3. неточностями в вычислениях;
  4. неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
  5. неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
  6. недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и учетная политика организации