Бухгалтерская отчетность как завершающий этап учетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить содержание финансовой отчетности, и порядок ее составления.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить состав бухгалтерской отчетности;
-рассмотреть назначение и структуру бухгалтерского баланса;
- изучить состав отчета о прибылях и убытках;
- определить особенности составления и предоставления финансовой отчетности;
- рассмотреть направления реформирования системы бухгалтерской отчетности;

Содержание работы

Введение 5
1 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования предъявляемые к ней 7
1.1 Состав бухгалтерской отчетности 7
1.2 Назначение и структура бухгалтерского баланса 10
1.3 Отчет о прибылях и убытках 12
1.4 Предоставление бухгалтерской отчетности 15
2 Порядок формирования бухгалтерской отчетности 20
2.1 Особенности составления и представления финансовой отчетности 20
2.2 Совершенствование процесса формирования бухгалтерской
отчетности в России, в контексте реформирования системы
бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО 24
Заключение 35
Задачи 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 82.02 Кб (Скачать файл)

     Далее, существенным  этапом в сближении РСБУ и  МСФО стала Концепция развития  бухгалтерского учета и отчетности  в Российской Федерации на  среднесрочную перспективу, одобренная  Приказом Минфина России от 01.07.2004г.  № 180. В соответствии с Концепцией, рассчитанной на 2004 - 2010 гг., «все  общественно значимые компании - открытые акционерные общества, финансовые институты и пр. - должны  составлять консолидированную отчетность  по МСФО начиная с 2007 г. Остальные  компании, составляющие консолидированную  отчетность, должны были начать  использовать МСФО не позднее  2010г».

    Начиная с 2010г.  процесс реформирования бухгалтерского  учета и формирования отчетности  в нашей стране, в соответствии  с Международными стандартами  финансовой отчетности (МСФО), значительно активизировался. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

1. принят Федеральный  Закон от 06 декабря 2011года №  402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступает в силу с  01.01.2013 года;

2. принят Федеральный  закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О  консолидированной финансовой отчетности»,  устанавливающий общие требования  к составлению, представлению  и публикации консолидированной  финансовой отчетности;

3. принято Постановление  Правительства РФ от 25.02.2011г.  « 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;

4. 07.07.2011г. определен экспертный  орган для проведения экспертизы  применимости документов, входящих  в состав МСФО, на территории  РФ. Им стала некоммерческая организация  Фонд «Национальная организация  по стандартам финансового учета  и отчетности»;

5. Приказом Минфина России  от 02.07.2010г. № 66н утверждены  новые формы бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках,  а также формы Приложений к  ним, которые организации обязаны  применять, начиная с отчетности  за 2011г.;

6. Приказом Минфина России  от 02.02.2011г. № 1н утверждено  новое Положение по бухгалтерскому  учету «Отчет о движении денежных  средств» (ПБУ 23/2011), устанавливающее  правила составления отчета о  движении денежных средств.

     Годовая бухгалтерская  (финансовая) отчетность, за исключением  случаев, установленных Федеральным  законом, состоит из бухгалтерского  баланса, отчета о прибылях  и убытках и приложений к  ним.

    Годовая бухгалтерская  (финансовая) отчетность некоммерческой  организации, общественного объединения,  за исключением случаев, установленных  данным Федеральным законом и  иными федеральными законами, состоит  из бухгалтерского баланса, отчета  о целевом использовании средств  и приложений к ним.

    Состав промежуточной  бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных  данным Федеральным законом, устанавливается  национальными стандартами. Состав  бухгалтерской (финансовой) отчетности  организаций бюджетной сферы  устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    В соответствии  со ст. 15, выше указанного закона, отчётным периодом для годовой  бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный  год - с 1 января по 31 декабря  включительно, за исключением случаев  реорганизации и ликвидации юридического  лица.

    Первым отчетным  периодом (годом) является период  с даты государственной регистрации  экономического субъекта по 31 декабря  того же календарного года  включительно.

     В случае  если государственная регистрация  экономического субъекта, за исключением  кредитной организации, произведена  после 30 сентября, первым отчетным  годом является период с даты  государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего  за годом государственной регистрации,  включительно. Допускается сокращение  указанного периода с даты  государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно.

    Отчетным периодом  для промежуточной бухгалтерской  (финансовой) отчетности является  период с 1 января по отчетную  дату периода, за который составляется  промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

    В случае если  государственная регистрация экономического  субъекта произведена после 1 января, первым отчетным периодом  для промежуточной бухгалтерской  отчетности является период с  даты государственной регистрации  по отчетную дату периода, за  который составляется промежуточная  бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

     Датой, на  которую составляется бухгалтерская  (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный  день отчетного периода, за  исключением случаев реорганизации  и ликвидации юридического лица.

    Изменившиеся  требования к представлению финансовой  отчетности, по нашему мнению, помогут  еще более сблизить российскую  отчетность с отчетностью, представляемой  в соответствии с МСФО.

    В бухгалтерском  балансе организации теперь обязаны  будут раскрывать сравнительную  информацию за предыдущий период. Ведь согласно МСФО финансовая  отчетность представляется как  минимум за два периода: отчетный  и предшествующий ему.

    В отчете о  прибылях и убытках организации  будут обязаны представлять информацию  о совокупном финансовом результате  периода. В отличие от международной  практики, по которой информация  о совокупном доходе представляется справочно (отметим, что в международной практике новые требования к представлению финансовой отчетности вступили в силу с отчетности за 2009г).

    Изменилось и  содержание «Отчета об изменениях  капитала», новая форма которого, тоже приближена к требованиям  МСФО. В частности, новый отчет  об изменениях капитала стал  состоять из трех разделов: («Движение  капитала», «Корректировка в связи  с изменением учетной политики  и исправлением ошибок»; «Чистые  активы»). Из отчета об изменениях  капитала полностью исключен  раздел «Резервы», в котором  отражалась не только информация  о резервах в составе собственного  капитала (образованных в соответствии  с законодательством, учредительными  документами), но и информация  о других видах резервов: оценочных  резервах, резервах предстоящих  расходов, резервах под условные  факты хозяйственной деятельности, прочих резервах.

    Данные виды  резервов никакого отношения  к собственному капиталу не  имели, их исключение из отчета - шаг на пути сближения с  МСФО. Также исключена из отчета  справка о сумме предоставленного  финансирования из бюджета и  внебюджетных источников на покрытие  расходов по обычным видам  деятельности, на капитальные вложения  во внеоборотные активы. Эта информация  будет раскрываться в пояснениях.

     Несколько  трансформирован и «Отчет о  движении денежных средств» в  него внесены изменения в структуре  показателей, изменено название  ряда показателей: показатель  «чистые денежные средства от  операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности» заменен на «результат  движения - денежные средства от  операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности». Хотя представление  в отчете процентов, дивидендов, налога на прибыль по-прежнему  не соответствует международной  практике.

     Нововведением  стал и тот факт, что при  составлении отчета о движении  денежных средств (начиная с  2011г.) организации обязаны применять  ПБУ 23/2011, в соответствии с требованиями  которого, в данном отчете, организации  будут обязаны отражать не  только остатки денежных средств  на начало и на конец отчетного  периода, их поступления и платежи  за отчетный период, но и остатки денежных эквивалентов на начало и на конец отчетного периода, а также их поступления и платежи за отчетный период.

     Из состава  бухгалтерской отчетности исключена  форма №5 «Приложения к балансу  и отчету о прибылях и убытках». Теперь, дополнительное раскрытие  информации организации будут  обязаны излагать в соответствующих  Пояснениях, которые могут быть  оформлены в табличной и (или)  текстовой форме.

    Объем раскрываемой  информации значительно возрос. В пояснениях по ряду показателей  (нематериальным активам, основным  средствам, финансовым вложениям,  запасам, дебиторской задолженности)  информация об остатках на  начало и конец отчетного периода  представляется развернуто: отдельно  отражены первоначальная стоимость  (себестоимость, договорная стоимость)  и накопленная амортизация и  убытки от обесценения (накопленная  корректировка, величина резерва  под снижение стоимости, величина  резерва по сомнительным долгам). Изменения показателей за период  приводятся в разрезе причин, их обусловивших. Кроме того, в  пояснениях по всем показателям  показывается сравнительная информация  за предыдущий период.

    Представление  пояснений в упорядоченном виде  с обязательным указанием перекрестной  ссылки на соответствующие статьи  бухгалтерского баланса, отчета  о прибылях и убытках, отчета  об изменениях капитала, отчета  о движении денежных средств  соответствует международной практике, позволит пользователям финансовой  отчетности лучше ориентироваться  в ней, быстрее находить информацию, необходимую для углубленного  анализа.

    Аудиторское заключение  не включено в состав бухгалтерской  отчетности, но при этом проведение  обязательного аудита никто не  отменял. Критерии для организаций,  обязанных проводить обязательный  аудит, установлены Федеральным  законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ  «Об аудиторской деятельности».

    С 01.01.2013года  коренным образом изменится и  сама система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в нашей  стране. Согласно ст. 21.Федерального  закона «О бухгалтерском учете»  № 402-ФЗ «к документам в области  регулирования бухгалтерского учета  будут относится:

1) Федеральные стандарты;

2) Отраслевые стандарты;

3) Рекомендации в области  бухгалтерского учета;

4) Стандарты экономического  субъекта» [2].

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

    Федеральные стандарты  могут устанавливать специальные  требования к бухгалтерскому  учете (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета  и порядок его применения) организаций  бюджетной сферы, а также требования  к бухгалтерскому учете отдельных  видов экономической деятельности.

     Отраслевые  стандарты устанавливают особенности  применения федеральных стандартов  в отдельных видах экономической  деятельности.

Рекомендации в области  бухгалтерского учета принимаются  в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию  бухгалтерского учета, а также распространения  передового опыта организации и  ведения бухгалтерского учета, результатов  исследований и разработок в области  бухгалтерского учета.

    Рекомендации  в области бухгалтерского учета  применяются на добровольной  основе.

    Стандарты экономического  субъекта предназначены для упорядочения  организации и ведения им бухгалтерского  учета.

    С точки зрения  институтов регулирования, новый  Закон предусматривает две группы: органы государственного и негосударственного  регулирования.

    Согласно ст. 22 Федерального Закона  № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к органам государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации относятся уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

    К функциям  органов государственного регулирования  бухгалтерского учета относится:

· утверждения программы  разработки федеральных стандартов;

· утверждение федеральных  и отраслевых стандартов и в пределах их компетенции отраслевых стандартов и обобщение практики их применения;

· организация экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;

· утверждение требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

· участие в установленном  порядке в разработке международных  стандартов;

· представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области  бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность как завершающий этап учетного процесса