Бухгалтерская отчетность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В ходе своей деятельности предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность. В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для пользования. При этом бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам лиц. Однако выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

• создать структурное специальное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• самостоятельно вести бухгалтерский учет;

• заключить договор с организацией, которая осуществляет деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, или специалистом. 
Бухгалтерская отчетность, как правило, составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Применение иных форм должно быть обусловлено спецификой деятельности предприятия и утверждено в соответствующем порядке. Информация, которая будет содержаться в утвержденных предприятием формах отчетности, должна глубже и шире раскрывать деятельность, чем показатели форм, предложенных Минфином России. Порядок утверждения форм нормативными актами не регламентирован. Однако представляется обоснованным применяемые предприятием формы бухгалтерской отчетности утвердить в составе учетной политики предприятия.  
Бухгалтерская отчетность утверждается в порядке, установленном законодательно и указанном в учредительных документах организации. При этом отчетность подписывают главный бухгалтер и руководитель предприятия. Если бухгалтерский учет ведет специализированная организация, то бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель этой организации или специалист, ведущий бухгалтерский учет и составляющий отчетность. 
При составлении бухгалтерской отчётности помимо действительных фактов хозяйственной деятельности организация учитывает такие факторы как события, произошедшие после отчётной даты и условные факты хозяйственной деятельности. 
События после отчетной даты делятся на два типа (п. 5 ПБУ 7/98): 
1) События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность (отражаются в бухгалтерском учете заключительными оборотами отчетного периода на 31 декабря). Данные события изменят величину обязательств, капитала, имущества во всех формах отчетности. Такого рода фактами хозяйственной деятельности могут быть:

  • объявление дебитора организации банкротом, если на отчетную дату процедура банкротства уже осуществлялась;
  • продажа производственных запасов после отчётной даты, показывающая, что расчёт цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчётную дату был необоснован;
  • обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерской отчетности.

2) События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность (информация приводится в пояснительной записке, в отчетном периоде никаких записей в бухгалтерском учете не производятся):

  • принятие решения о реорганизации/приобретении/реконструкции

предприятия;

  • принятие решения об эмиссии акций и других ценных бумаг;
  • чрезвычайная ситуация (стихийное бедствие, пожар, авария и т. д.);
  • прекращение существенной части основной деятельности;
  • непрогнозируемое изменение курсов валют;
  • действия органов государственной власти (национализация).

При этом оценка имущества, обязательств и капитала не будет изменена в  результате таких событий, но их влияние  на эти показатели будет раскрыто в пояснительной записке. 
На счетах бухгалтерского учета и, следовательно, в оценке имущества обязательств и капитала событие после отчетной даты найдет своё отражение только в том случае, если соблюдается одновременно три условия: 
1. Если это событие относится к группе событий, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность. При этом события после отчетной даты, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрываются только в пояснительной записке к Бухгалтерскому балансу и Отчёту о прибылях и убытках (п. 10 ПБУ 7/98). 
2. Событие после отчетной даты отражается в балансе и отчете о прибылях и убытках, если оно существенно (уровень существенности составляет 5 % от итога по статье, разделу, в соответствии с учетной политикой).

3. Факт изменения актива, обязательства, капитала, доходов или расходов должен быть подтвержден (т. е., например, должна быть проведена инвентаризация дебиторской задолженности и подтверждена процедура банкротства). 
Если эти три условия одновременно не соблюдаются, то данное событие после отчетной даты подлежит отражению только в пояснительной записке. 
Порядок формирования отчетной информации по условным фактам хозяйственной деятельности регламентирован ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденными приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н. Согласно п. 3 ПБУ 8/01 под условным фактом хозяйственной деятельности понимается факт, имеющий место по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т. е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. К условным фактам относятся:

    • незавершенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами;
    • незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства;
    • гарантии и другие виды обеспечения обязательств, выданные до отчетной даты в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
    • обязательства в отношении окружающей среды и т. д.

Последствиями условного факта  могут быть условные обязательства  или условные активы.  
Под условным обязательством понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с высокой или очень высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации. К условным обязательствам относятся:

• существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность;

• возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо не наступлением будущих событий, не контролируемых организацией. 
Под условным активом понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с высокой или очень высокой степенью вероятности приведет к увеличению экономических выгод организации.  
При этом в бухгалтерской отчетности условные факты хозяйственной деятельности аналогично событиям после отчётной даты отражаются одним из двух возможных вариантов: системными записями по счетам бухгалтерского учета на 31 декабря или раскрытием информации о данных событиях только в пояснительной записке без записей на счетах бухгалтерского учета. Условные активы на счетах бухгалтерского учета не отражаются, а информация о них раскрывается в пояснительной записке. Условные обязательства для целей отражения в бухгалтерской отчетности подразделяются на две группы:

• существующие на отчетную дату обязательства, в связи с которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы;

• возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке.

Организация создает резервы в связи с условными обязательствами при одновременном наличии следующих условий:

• существует очень высокая (95—100 %) или высокая (50—95 %) вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствуют о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего закона, либо из сложившейся практики деятельности организации (например, практики выплаты дополнительных выходных пособий уволенным работникам);

• величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть оценена. 
Если не выполняется хотя бы одно из условий, резерв не создается. Информация об условном обязательстве раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период. Сам факт создания резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. В течение следующего отчетного года при фактическом наступлении фактов хозяйственной деятельности, ранее признанных организацией условными, последствия которых были учтены при создании резерва, в бухгалтерском учете организации отражается сумма расходов организации, связанных с выполнением организацией признанных обязательств, или кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва. В случае недостаточности зарезервированных сумм расходы организации отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке. В случае избыточности зарезервированных сумм неиспользованная сумма резерва признается внереализационным доходом организации.

 

2.3 Порядок составления бухгалтерской отчетности

Порядок составления бухгалтерской  отчётности можно условно разделить  на несколько этапов. 
I Этап  
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Инвентаризация всех активов и обязательств организации (за исключением объектов основных средств) проводится не ранее чем за два месяца до конца отчетного года. 
Итак, первое мероприятие, имеющее непосредственное отношение к составлению бухгалтерской отчетности, — это инвентаризация. 
II Этап 
После этого целесообразно провести сверку состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами, банками, другими кредитными организациями. Причем, дата, по состоянию на которую проводится сверка, должна быть максимально приближена к отчетной. 
После выверки взаиморасчетов и фактического состояния активов и обязательств должны быть оформлены все бухгалтерские проводки, относящиеся к отчетному году. 
III Этап 
Следующий этап подготовительной работы по составлению отчётности — это закрытие калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих и финансово-результативных счетов. При этом следует исходить из того, что одной из главных целей составления бухгалтерской отчетности является формирование информации о результатах деятельности организации в отчетном году, или, другими словами, о размере полученной прибыли. Следовательно, закрытие счетов должно производиться в следующей последовательности:

  1. Вначале закрываются счета учета производственных затрат, т.е. должна быть сформирована себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)
  2. Затем непосредственно влияющие на размер полученной прибыли - счета расчетов и готовой продукции (в части, подлежащей закрытию)
  3. Счета учета прибыли, продаж и прочих доходов и расходов должны закрываться в последнюю очередь.

IV Этап 
При занесении полученных данных в формы бухгалтерской отчетности целесообразно сделать предварительную оценку изменений, произошедших в состоянии активов и обязательств организации, и определить состав информации, подлежащей раскрытию в пояснительной записке. Как правило, в большинстве случаев такая оценка позволяет выявить счетные и логические ошибки без трудоемкой проверки всех учетных записей. 
При наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов России. 
Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли). Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Минфину, Мин эконом развития и Госкомстату. Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер организации. Для целей оперативного управления и для удовлетворения других потребностей внутренних пользователей бухгалтерской информации составляется и представляется внутренняя бухгалтерская отчетность.  
Отличительные особенности внутренней отчетности:

    • она составляется по формам, утвержденным руководителем организации или установленным отраслевыми или ведомственными нормативными или руководящими документами;
    • основой для ее составления являются данные оперативного учета;
    • отчетность составляется по ограниченному количеству показателей;
    • периодичность отчетности может быть самой различной — от ежедневной (например, сводки о количестве произведенной продукции или объемах незавершенного производства) до отчетности, представляемой один раз за неопределенный период времени (например, информация о крупных сделках, совершенных организацией, сообщаемая общему собранию участников или учредителей).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность организации