Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности (с точки зрения методологии).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также её классификацию;
выявить состав, порядок и адреса представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучить нормативное регулирование;
рассмотреть структуру и технику составления бухгалтерского баланса.

Содержание работы

глава 1. состав, значение и порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………………….5
Понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее классификация…………………………………………………………5
Состав, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………..10
Нормативное регулирование порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………….17
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ…………………..30 2.1. Методологические и методические аспекты формирования
информации в бухгалтерском балансе……………………………….30
2.2. Классификация бухгалтерских балансов……………………………..35
2.3. Структура и техника составления бухгалтерских балансов………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..51

Файлы: 1 файл

Курсовая Бух баланс как основная форма бух отчетности.rtf

— 682.37 Кб (Скачать файл)

«Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств». [8 разд.1]

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; бухгалтерский баланс финансовый отчетность

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Приказ МФ РФ от 22 .07.2003г. № 67н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций», «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности».

Бухгалтерская отчетность составляется, как правило, по формам, утвержденным приказом Минфина России от 22 июля 2003г. №67н. Согласно данному приказу предприятия могут составлять отчетность по формам, отличным от форм, утвержденных выше указанным документом. Применение иных форм должно быть обусловлено спецификой деятельности предприятия и утверждено в соответствующем порядке. Информация, которая будет содержаться в утвержденных предприятием формах отчетности, должна глубже и шире раскрывать деятельность, чем показатели форм, предложенных Минфином России. Порядок утверждения форм нормативными актами не регламентирован. Однако представляется обоснованным применяемые предприятием формы бухгалтерской отчетности утвердить в составе учетной политики предприятия.

Четвертый уровень -

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. [9]

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Учётная политика, которая разработана на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н [10]

«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».[10 разд.1]

В соответствии с разделом 2 выявлено, что: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения

бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями и другие».

Кроме того предусмотрено, что: «Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета». [10 разд. 4]

 

ГЛАВА 2. Бухгалтерский баланс КАК основная форма бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

2.1 Методологические и методические аспекты формирования информации в бухгалтерском балансе

 

Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Эта отчетная форма знакомит пользователей с имущественным состоянием предприятия, дает информацию о запасе материальных средств, а также о том, кто принимал участие в создании этого запаса. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых затруднениях. В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом.

В теории бухгалтерского учета балансы могут быть горизонтальными и вертикальными. В РФ традиционно применяется горизонтальная структура баланса, при которой актив (имущество) располагается слева, пассив (капитал и обязательства) - справа. Горизонтальная форма баланса может иметь и иную структуру: слева - актив (имущество) и обязательства, справа - капитал.

Вертикальная структура предполагает размещение статей баланса последовательно друг под другом: сначала статьи, в которых отражается имущество предприятия, потом обязательства капитал. При этом статьи, как в горизонтальном, так и в вертикальном балансе могут располагаться в зависимости от выбранного подхода к отражению ликвидности активов либо такого же подхода к погашению обязательств (вначале менее ликвидные активы или менее срочные обязательства, и наоборот).

Кроме структурных различий бухгалтерские балансы подразделяются по способам оценки итоговых показателей. Возможно применение двух основных моделей бухгалтерского баланса: «баланс-брутто» и «баланс-нетто». Бухгалтерский баланс, включающий в валюту баланса суммы регулирующих статей, называют балансом-брутто, например, когда статья «Амортизация основных средств» показывается в пассиве баланса и включается в валюту баланса.

Баланс, очищенный от сумм регулирующих статей, называется балансом-нетто. Например, когда статья «Амортизация основных средств» отражается в активе баланса в уменьшение стоимости объектов основных средств и соответственно уменьшает валюту баланса.

Каждая из указанных моделей имеет свои достоинства и недостатки. Так, модель «баланс-брутто» дает полное представление об основных показателях деятельности организации. Например, отражение первоначальной стоимости объектов основных средств в активе, а суммы начисленной по ним амортизации в пассиве баланса дают при первом обращении к нему развернутую информацию о степени изношенности основных средств. При использовании модели «баланс-нетто» такую информацию непосредственно из баланса получить невозможно.

В практике бухгалтерского учета почти всегда осуществлялось и осуществляется смешение подходов и трактовок бухгалтерского баланса. Если исходить из правовых аспектов и информационных характеристик показателей, отражаемых в действующей форме бухгалтерского баланса, то преобладающей можно считать юридическую трактовку динамического баланса. Основным признаком юридического подхода к действующей форме бухгалтерского баланса является то обстоятельство, что объектом его отражения выступают активы и обязательства организации, а динамическим его делает наличие данных счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» как самостоятельного и центрального показателя во всей системе бухгалтерского учета.

Как указывалось, методологической основой построения бухгалтерского баланса является двойственная группировка объектов бухгалтерского учета - имущества и источников образования этого имущества. Состояние этого имущества в балансе показывается как собственный капитал и обязательства организации в денежной оценке. Однако только этого для полного информирования пользователей недостаточно. Построение показателей бухгалтерского баланса должно преследовать цель полного охвата финансово-хозяйственной деятельности организации во всем ее многообразии. Исходя из этой цели, в РФ бухгалтерский баланс представляется в виде двусторонней таблицы, одна сторона (левая) которого называется активом (имущество), другая - пассивом (капитал и обязательства).

Актив баланса показывает денежную оценку всех активов организации на определенную дату, т.е. актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации. Пассив же баланса имеет другое назначение. Он показывает, во-первых, какая величина собственного капитала вложена в хозяйственную деятельность организации, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы.

Под обязательствами понимаются вероятные будущие потери экономических выгод, вытекающие из существующих у конкретной организации в настоящий момент обязательств по передаче активов или предоставлению услуг другим организациям в будущем в результате прошлых сделок или событий.

В свою очередь, собственный капитал представляет собой остаточную стоимость активов организации после вычета обязательств организации перед третьими лицами.

Практика формирования бухгалтерской отчетности в РФ выработала определенные структурные подходы к порядку представления статей в балансе, которая заключается в наличии соответствующих граф и строк, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Так, графы содержат в себе:

название показателя отчетности (статья) - 1-я графа;

код строки - 2-я графа;

числовой показатель на начало отчетного периода (года) - 3-я графа;

числовой показатель на конец отчетного периода - 4-я графа.

В свою очередь, код строки содержит три значимые цифры, которые обозначают следующее:

1-я - номер раздела баланса;

2-я - номер группы статей;

3-я - номер конкретной статьи, включенной в группу статей.

В том случае если организация включает в баланс дополнительные показатели, то должны быть сохранены коды итоговых строк и коды групп статей, приведенных в типовой форме.

Балансовые статьи обобщаются в разделы. В настоящее время форма бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» состоит из пяти разделов: два раздела в активе баланса (внеоборотные и оборотные активы) и три раздела в пассиве баланса (капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства). Также в балансе приводится справочный раздел, в котором отражается информация о наличии ценностей и обязательств организации, учитываемых на забалансовых счетах.

В первом разделе актива баланса «Внеоборотные активы» отражаются наименее ликвидные активы организации по принципу от наименее ликвидных к более ликвидным: нематериальные активы, основные средства, вложения во внеоборотные активы, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения. Во втором разделе актива баланса «Оборотные активы» отражаются наиболее ликвидные активы в порядке их возрастания: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Статьи пассива группируются в разделы «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства», в которых представлены обязательства организации. Важным моментом при этом является группировка таких обязательств по субъектам. По этому признаку они подразделяются на обязательства перед собственниками (отражаются в третьем разделе) и третьими лицами, т.е. кредиторами, банками и т.п. Такое подразделение обязательств определяется срочностью их погашения.

Собственный капитал организации представлен в третьем разделе баланса «Капитал и резервы», который складывается из уставного, добавочного и резервного капиталов, а также нераспределенной прибыли. Кроме того, в состав собственного капитала может включаться целевое финансирование. Специфическим показателем этого раздела является статья «Собственные акции, выкупленные у акционеров», сумма которой обращается в уменьшение собственного капитала. При этом собственный капитал отражается в бухгалтерском балансе в порядке его постоянства, т.е. первыми показываются его разновидности, в наименьшей мере подверженные изменениям.

Информация о работе Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности