Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности (с точки зрения методологии).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также её классификацию;
выявить состав, порядок и адреса представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучить нормативное регулирование;
рассмотреть структуру и технику составления бухгалтерского баланса.
глава 1. состав, значение и порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………………….5
Понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее классификация…………………………………………………………5
Состав, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………..10
Нормативное регулирование порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………….17
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ…………………..30 2.1. Методологические и методические аспекты формирования
информации в бухгалтерском балансе……………………………….30
2.2. Классификация бухгалтерских балансов……………………………..35
2.3. Структура и техника составления бухгалтерских балансов………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..51
В четвертом и пятом разделах пассива баланса «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» группируются обязательства организации перед кредиторами, банками и т.п. В разделе «Долгосрочные обязательства» представлены обязательства по кредитам банков и займам, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
В разделе «Краткосрочные обязательства» представлены обязательства по кредитам банков и займам, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Кроме того, в разделе «Краткосрочные обязательства» выделяется текущая кредиторская задолженность, которая возникает в результате финансово-хозяйственной деятельности организации. К ней относится задолженность персоналу по оплате труда, задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам, задолженность поставщикам.
При формировании отчетной информации об имуществе организации и её обязательствах необходимо учитывать три важных обстоятельства. Во-первых, возможность отнесения объекта учета к той или иной классификационной группе. При принятии решения по данному вопросу необходимо руководствоваться Положениями по бухгалтерскому учету объектов учета. Во-вторых, определение момента признания объекта учета. Его признание в учете может быть осуществлено на дату перехода права собственности на данный объект или выполнение обязательств контрагента по договору. Третье обстоятельство, имеющее существенное значение при формировании отчетности - выбор оценки объекта учета, который должен быть осуществлен в соответствии с основными принципами формирования показателей бухгалтерской отчетности и требованиями Минфина РФ.
2.2. Классификация бухгалтерских балансов
Бухгалтерские балансы классифицируются по различным видам в зависимости от цели их составления. Цель составления бухгалтерского баланса определяет подход к порядку формирования показателей в нем. Такая направленность порождает выделение классификационных признаков, к числу основных из них относятся следующие:
период информационного охвата;
источники составления;
объем информации;
характер деятельности;
форма собственности;
объект отражения;
способ очистки.
Цель составления бухгалтерских балансов теснейшим образом связана с периодом информационного охвата. По этому признаку балансы подразделяются на вступительные и периодические. К вступительным балансам относятся те, составление которых преследует цель - дать характеристику началу какого-либо финансово-хозяйственного процесса организации. К периодическим балансам относятся те из них, целью которых является формирование информации о финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени.
Периодические балансы по периоду информационного охвата подразделяются на промежуточные (квартальные) и годовые. По форме построения они не чем не отличаются друг от друга, если не было изменений нормативного порядка. Разница состоит лишь в том, что годовой баланс является более достоверным, так как он составляется на основе данных инвентаризации всех товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Поэтому конечные результаты хозяйственной деятельности организации, показываемые в заключительном балансе, не только более достоверные, но и окончательные.
Разновидностью периодических балансов является ликвидационный баланс, который составляется при ликвидации организации на дату прекращения деятельности хозяйствующего субъекта. Он отличается от периодического баланса оценкой своих статей, производимой по реализационной (рыночной) стоимости, которая, как правило, ниже балансовой.
По источникам данных для составления баланса они подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарный баланс составляется по данным инвентаризации имущества и обязательств организации. Книжный баланс составляется только по данным бухгалтерского учета. Генеральный баланс составляется по данным бухгалтерского учета, которые подтверждены результатами проведенной инвентаризации.
По объему информации, содержащейся в балансе, они подразделяются на единичные и сводные. Единичные балансы отражают результаты деятельности одной организации, а сводные - результаты деятельности нескольких организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами.
По характеру деятельности организации составляются балансы как по основной деятельности, так и не по основной.
По форме собственности организаций балансы подразделяются на балансы бюджетных учреждений, частные, кооперативные балансы и балансы некоммерческих организаций.
По объекту отражения хозяйственной деятельности балансы подразделяются на самостоятельные (составляемые, как привило, отдельным юридическим лицом) и отдельные (составляемые структурными подразделениями предприятия, выделенными на отдельный баланс).
В условиях развития предпринимательства и поиска наиболее эффективной формы хозяйственной деятельности организации большое значение для классификации балансов получил признак изменения организационно-правовой структуры организации. По этому признаку составляются разделительные, объединительные, передаточные и санируемые балансы.
Разделительные балансы составляются при разделении организации на несколько самостоятельных юридических лиц. Такие балансы также составляются и при выделении из действующей организации отдельного юридического лица.
Объединительные балансы составляются при объединении нескольких организаций в одну. В свою очередь, передаточный баланс составляется при изменении собственников или при реорганизации организации.
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организации грозит банкротство. Такой баланс делается с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать кредиторам реальное состояние дел в организации. В отличие от периодического баланса в санируемом некоторые статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке.
2.3. Структура и техника составления бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности. Он характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, для этого в нем должна быть отражена информация об активах, обязательствах и капитале организации. В графе баланса "На начало отчетного года" приводятся данные на начало отчетного года, которые должны соответствовать показателям графы "На конец отчетного периода" годового баланса за предыдущий год.
В некоторых случаях вступительный баланс отчетного года может отличаться от заключительного баланса предыдущего года.
Это допускается, если:
1) произведена переоценка объектов основных средств;
2) изменена учетная политика организации;
3) в организации была произведена реорганизация по состоянию на начало года.
В случае реорганизации бухгалтерская отчетность составляется с учетом Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом МФ РФ от 20.05.2003 N 44н.
Как уже было сказано выше, бухгалтерский баланс представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой актив, правая - пассив.
Таблица№2 - Структура бухгалтерского баланса
Актив
Пассив
Внеоборотные активы
2. Оборотные активы
3. Капитал и резервы
4. Долгосрочные обязательства
5. Краткосрочные обязательства
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Каждый из разделов баланса, в свою очередь, состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации, а подразделы - из отдельных статей - строк, предназначенных для расшифровки показателей баланса.
Раздел I «Внеоборотные активы»
Внеоборотные активы - это средства организации, которые используются ею в своей деятельности дольше одного года. Самыми важными их статьями являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения.
1. Нематериальные активы. Отражение нематериальных активов в балансе производится по остаточной стоимости, т.е. в нетто-оценке. По этому подразделу отражаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. К нематериальным активам относятся организационные расходы и деловая репутация организации. Нематериальные активы учитываются на счете 04.
2. Основные средства. Признание объекта учета, отвечающего критериям основных средств, осуществляется в момент его ввода в эксплуатацию. Независимо от стоимости по этой статье учитывается любое имущество со сроком службы более 12 месяцев. В балансе ОС также учитываются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость ОС определяется как разница между первоначальной стоимостью и начисленной по этим объектам амортизацией. Всякое изменение основных средств, связанное с их поступлением и выбытием, отражается на счете 01 «Основные средства».
3. Незавершенное строительство. По данной статье баланса отражаются фактические затраты на создание, увеличение стоимости, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (сроком более одного года), не предназначенных для продажи. К ним относятся затраты по приобретению (изготовлению) объектов основных средств (требующих и не требующих монтажа), нематериальных активов, а также расходы, связанные с выполнением НИОКР. Незавершенное строительство отражается на счетах 07 и 08.
4. Долгосрочные финансовые вложения. Здесь показываются долгосрочные инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также предоставленные другим организациям займы. В бухгалтерском учете финансовые вложения независимо от срока обращения учитываются на счете 58 «Финансовые вложения».
5. Отложенные налоговые активы. ОНА принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату. Разница между суммой начисленных отложенных налоговых активов и суммой, отраженной в учете в их уменьшение, и подлежит отражению по рассматриваемой статье бухгалтерского баланса.
Раздел II «Оборотные активы»
Подраздел второго раздела актива бухгалтерского баланса «Запасы» формирует информацию о расходах организации, связанных с осуществлением ее финансово-хозяйственной деятельности в разрезе экономически однородных групп. В связи с этим данный подраздел представлен в виде подробной постатейной детализации осуществленных расходов.
1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности. Отражаются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей, учитываемых на счете 10 «Материалы» в оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Например: 1) Сальдо сч.10 - 100тыс.руб. Дебетовое сальдо сч.16 - 60 тыс. руб. В балансе по статье «Материалы» будет учитываться сумма в размере 160 тыс.руб.
2) Сальдо сч.10 - 100тыс.руб. Кредитовое сальдо сч.16 - 30тыс. руб.Тогда в балансе по статье «Материалы» будет отражена сумма в размере 70 тыс.руб.
2. Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения). Показываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета затрат на производство (сч.20, 21, 23, 29, 44 и 46).
3. Готовая продукция. Показывается остаток продукции, прошедшей все стадии, предусмотренные технологическим процессом, а также изделий укомплектованных, прошедших испытания и техническую приемку в оценке, предусмотренной в учетной политике: либо по фактическим затратам, либо по учетной оценке (плановой, нормативной).
4. Товары. Товары в бухгалтерской отчетности отражаются по фактическим затратам на их приобретение. Предприятия розничной торговли могут отражать товары по продажным ценам (с учетом торговой наценки). Однако при формировании бухгалтерской отчетности данные товары должны быть отражены по закупочным ценам.
Например: сальдо сч.41 - 600тыс. руб.; сальдо сч.42 - 100тыс. руб. В балансе отражаем по покупной стоимости товаров, т.е. 600 - 100 = 500 тыс. руб.
5. Товары отгруженные. В бухгалтерской отчетности отгруженные товары отражаются в том случае, если не выполнено хотя бы одно из условий признания выручки: - организация имеет право на получение выручки; - сумма выручки может быть определена; - имеется уверенность в том, что произойдет увеличение экономических выгод; и другие. Отражаются по полной фактической себестоимости или по нормативно (плановой) полной себестоимости. Используется сч.45.
6. Расходы будущих периодов. По статье данной статье записывается сумма расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащая погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки или другие источники в течение срока, к которому они относятся. Используется сч.97
7. НДС по приобретенным ценностям. Указанная статья отражает суммы НДС, которые организации оплачивают контрагентам по договорам купли-продажи, поставки, подряда, и т.д., до момента их списания в уменьшение задолженности бюджету по таким расчетам. Используется сч.19.
Информация о работе Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности