Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подвергнуть анализу содержание бухгалтерского баланса, выявить современную сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета; рассмотреть особенности составления бухгалтерского баланса.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Бухгалтерский баланс, его значение в современных условиях …....... 5
1.1 Значение и функции бухгалтерского баланса……………………. 5
1.2 Виды и формы бухгалтерского баланса……...………………….. 7
1.3 Структура и содержание бухгалтерского баланса………………. 12
Порядок и сроки предоставления бухгалтерского баланса ………….. 19
Нормативно-законодательное обеспечение формирования финансовой отчетности (бухгалтерского баланса): сравнительный анализ международных (МСФО) и отечественных подходов (ПБУ)….……….22
Оценка статей бухгалтерского баланса ……………………………….. 29
Заключение …………………………………………………………………… 36
Список использованных источников ……………………………………….. 38

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский баланс 2012.docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

Операционные – промежуточный (месячный, квартальный) баланс составляется обычно на основе книжных данных. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют шесть основных этапов. Так же годовой бухгалтерский баланс выступает как заключительный для отчетного года и одновременно как вступительный для нового хозяйственного года.

Соединительный баланс составляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц  или при выделении из единого  баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. На практике составлению такого баланса  предшествует составление ликвидационного  баланса.

Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Составляется, как правило, с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. Формирование санируемого баланса обязательно предполагает проведение полной инвентаризации. В санируемом балансе отдельные статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их значения не соответствуют действительности (наличие неликвидных материальных запасов или отдельных видов дебиторской задолженности, нереальной к взысканию).

Ликвидационный баланс отличается от других как оценкой статей актива (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость), так и их структурой. Некоторые статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать («Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов»). В то же время могут появится и такие статьи, которых раньше не было, например, стоимость деловой репутации фирмы и т.п. Обязательным условием составления ликвидационного баланса является полная инвентаризация всех объектов учета.

Сводный баланс формируется  путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные  министерства и ведомства.

Сводно-консолидируемый баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономическом отношении. Особенность сводно-консолидируемого баланса состоит в том, что из него исключаются все внутренние обороты, а затем делается расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли в зависимости от доли в организациях-участниках головной организации.

Отдельный баланс – это  баланс подразделения (филиала), его  форма определяется учетной политикой  организации.

В зависимости от полноты  оценки отдельных статей балансы  могут быть разделены на балансы-нетто  и балансы-брутто.

Баланс-нетто включает сальдо регулирующих контрарных счетов со знаком «минус» вслед за счетом, оценку которого они дополняют, что уменьшает итог баланса.

Баланс-брутто – включает сальдо регулирующих контрарных счетов со знаком «плюс» вслед за счетом, оценку которого они дополняют, что увеличивает итог баланса.

В качестве учетных регистров  организации широко используют оборотно-сальдовые  балансы (ведомости), которые еще  называют пробными или проверочными, а также шахматные балансы.

Оборотно-сальдовый баланс аналог оборотно-сальдовой ведомости  по синтетическим счетам, позволяет  выявить равенство начальных  и конечных остатков и оборотов.

Сальдовый баланс показывает остатки по счетам бухгалтерского учета  на определенную дату и их равенство.

Шахматный баланс делится  на ряд клеток, получающихся при  пересечении горизонтальных и вертикальных линий, в которых перечисляются  счета. На пересечении клеток со счетом дебита и кредита указывается  сумма показателя за период.

С 01.01.2012 г вступает в силу Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской  отчетности организации», вследствие чего изменяется форма бухгалтерского баланса.  Новая форма бухгалтерского баланса приведена в приложении А.

 

1.3 Структура и содержание бухгалтерского баланса

 

 

Бухгалтерский баланс отражает состояние имущественной массы  как группировку разнородных  материальных ценностей (видов имущества, находящихся в непосредственном владении хозяйства), прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих  субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также  третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.).

Чтобы правильно построить  бухгалтерский баланс необходимо:

  1. полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;
  2. дать надлежащую группировку хозяйственных явлений;
  3. изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволить анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение средств.

Первым элементом баланса  является актив, который представляет собой совокупность имущественных  средств хозяйствующего субъекта. В  состав актива включаются имущество  и имущественные права.

К имуществу относятся  различные предметы, имеющие хозяйственную  ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование).

Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права связаны с владением ценной бумагой, дающей право на получение ценностей. К таким ценным бумагам относятся векселя, чеки, облигации, акции и т.п. К неовеществленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и др., права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например, вперед произведенные затраты или еще не полученные доходы.

Перечисление всех составных  групп частей актива, количественно  измеренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтерского баланса, которые объединены в разделы:

    1. Раздел  «Внеоборотные активы»:

а) нематериальные активы;

б) основные средства;

в) незавершенное строительство;

г) доходные вложения в материальные ценности;

д) долгосрочные финансовые вложения;

е) отложенные налоговые активы;

ж) прочие внеоборотные активы.

2) Раздел «Оборотные активы»:

а) запасы;

б) налог на добавленную стоимость;

в) дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

г) дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

д) краткосрочные финансовые вложения;

е) денежные средства;

ж) прочие оборотные активы.

В первом представлены средства, используемые в течение длительного  периода времени (более 1-го года). Во втором - имущество более динамичное, быстро изменяющее свое физическое воплощение.

Экономическую природу имущества  организации можно понимать по-разному. Во-первых, ресурсы организации имеют  правовую или вещественную форму, можно  проверить их наличие и состояние. Во-вторых, имущество это затраты кем-то когда-то сделанные и полученные организацией в виде правового и вещественного воплощения. В - третьих, это затраты, произведенные самой организацией, или при создании организации ее собственниками ради дохода в будущем.

Трактовка актива баланса  как перечня имущества организации  тесно связано с контрольной  функцией учета. Вторая и третья трактовки, основываются на взаимосвязи актива и пассива, кругообороте капитала, а также раскрывает зависимость имущества от цели создания и работы организации. (Для коммерческой организации – это получение прибыли).

Таким образом, актив баланса  это отражение хозяйственных  средств в вещественно-затратной  форме, которая тесно связана  с правами и обязанностями  организации, с целью ее деятельности, подразумевающей результат этой деятельности .

Нужно отметить, что имущество  организации, представленное в форме  №1, в стоимостной оценке и реальная стоимость имущества организации могут не совпадать. Последняя тесно связана с коньюктурой рынка, первая – со способом учета и оценки хозяйственных средств. В периоды высокой инфляции расхождение между номинальной и реальной стоимостью средств может быть очень велико.

Сумма средств организации, представленная в активе бухгалтерского баланса, является основой для ведения  ей своей хозяйственной деятельности, при проведении которой организация  выступает юридическим лицом.

Статьи актива размещаются  в бухгалтерском балансе по степени  ликвидности, т.е. в прямой зависимости  от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает  в хозяйственном обороте денежную форму.

В пассиве баланса имущество  представлено по источникам его образования, по форме его создания организацией. Величина пассива баланса – это  сумма обязательств организации, но эти обязательства неоднородны  по своей экономической сущности. Одни, выступают как обязательства  перед собственниками, другие как  обязательства перед сторонними организациями и лицами. В современном бухгалтерском учете источник образования имущества рассматривается как вид обязательств определенной величины, поэтому информация, представленная в этой части баланса, это скорее способы привлечения средств, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, чем место, из которого поступили ресурсы. В бухгалтерском балансе собственное и  привлеченное имущества организации сгруппировано по трем разделам:

  1. капитал и резервы;
  2. долгосрочные обязательства;
  3. краткосрочные обязательства.

В первом разделе представлены собственные средства организации, в двух других привлеченные, или  обязательства перед сторонними организациями и лицами. Подход к  балансу, трактующий его пассив как  свод обязательств позволяет объяснить  парадоксы в размещении хозяйственных  средств в балансе. Например, в раздел «краткосрочные обязательства» входит величина резервов предстоящих расходов, которые образованы из прибыли, т.е. из собственных средств организации, однако последняя взяла на себя обязательство тратить эти средства способом, который не приводит к образованию нового имущества организации, передавать их сторонним лицам. Поэтому, несмотря на то, что эти резервы собственность организации, они принадлежат к составу заемных или привлеченных средств.

Структура актива и пассива  баланса в нашей стране создана  в порядке увеличения степени  подвижности. Легко заметить, что  актив бухгалтерского баланса начинается с имущества, которое может сохранять  свою форму до конца своего существования  и  заканчивается наиболее подвижным  имуществом, которое практически  мгновенно может принимать другую форму (средства на расчетных счетах и в кассе, средства на валютном счете  и т.д.).  Можно сказать, что статьи актива располагаются в балансе по степени ликвидности, т.е. в зависимости от того, в какой срок это имущество может принять денежную форму.

Пассив баланса подобно  активу сгруппирован по принципу возрастания  срочности возврата обязательств. Начинается он основой собственных средств  организации – уставным капиталом. Эта статья пассива, называемая ещё  финансовыми ресурсами организации, является наиболее устойчивой. Уставной капитал организации образуется за счет взносов участников и акционеров и является собственностью организации, из него не могут производиться выплаты  дивидендов, его величина должна сохраняться. Величина уставного капитала организации  это основа его рыночной устойчивости, и для защиты интересов третьих  лиц, ведущих дела с данной организацией, это основа не должна быть подорвана.

Пассив баланса показывает, какая величина средств (капитала) вложенная  в хозяйственную деятельность организации, а также кто и в какой  форме участвовал в создании ее имущественной  массы.

В бухгалтерском учете  слово «пассив» имеет двойственное значение. В узком смысле под пассивом понимают совокупность денежных обязательств, которые могут быть двоякого рода:

- одни связаны с различными ценными бумагами, выданными хозяйствующим субъектом (выданные векселя, выпущенные облигации, акцептованные чеки);

- другие возникают в силу кредиторской задолженности поставщикам, перед работниками, бюджетом.

В широком смысле под пассивом понимают всю совокупность юридических  отношений, лежащих в основе финансирования хозяйствующего субъекта. Таким образом, он включает все разнообразные источники  средств хозяйства – как заемные, так и собственный капитал. Если представить, что хозяйствующий  субъект обособлен от его собственника (владельца), то пассив выражает обязательства  как перед третьими лицами, так  и перед самим собственником. Такое содержание пассива всегда было присуще бухгалтерскому балансу.

Обязательства в учете  классифицируются по различным признакам  – по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей. Важной является группировка  по субъектам:

Информация о работе Бухгалтерский баланс