Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:53, лекция

Описание работы

Роль, назначение и сущность бухгалтерских балансов. Классификация бухгалтерских балансов. Строение и содержание бухгалтерского баланса. Влияние хозяйственных операций на валюту баланса. Типы хозяйственных операций.

Файлы: 1 файл

Тема 2 Бухгалтерский баланс.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Балансовое обобщение

 

2.1. Роль, назначение  и сущность бухгалтерских балансов.

2.2. Классификация бухгалтерских  балансов.

2.3. Строение  и содержание бухгалтерского  баланса.

2. 4. Влияние хозяйственных операций на валюту баланса. Типы хозяйственных операций.

 

2.1. Роль, назначение  и сущность бухгалтерских балансов.

Имущество предприятия  непрерывно участвует в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и дать ему экономическую оценку за отчетный период и оперативно руководить финансово-хозяйственной деятельностью, каждое предприятие должно иметь обобщенные данные об имуществе. Такое обобщение осуществляется путем составления бухгалтерского баланса.

Балансовое обобщение  характеризуется двойственным отражением объектов и синтетическим обобщением информации о них.

Двойственный характер отражения заключается в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения. Синтетический (обобщенный) характер информации в балансовых построениях вытекает из:

  • обобщения многих показателей и связей между ними;
  • объединения в балансе разных объектов в едином измерителе, обеспечивающем их сопоставимость:
  • выявления наиболее общих связей в балансируемых совокупностях и отвлечения от частных локальных связей.

Бухгалтерский баланс — это система показателей, сгруппированных в виде двухсторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств с одной стороны и источников их формирования, с другой стороны, в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс широко используется в подготовке и принятии управленческих решений.

Бухгалтерский баланс —  одна из составляющих бухгалтерской отчетности, формируемой организацией. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

Бухгалтерский баланс — это важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Отражая состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент, баланс раскрывает структуру средств и источников в разрезе их видов и групп, удельный вес каждой группы, и взаимосвязь и взаимозависимость их между собой. Сигнализируя о тех или иных отклонениях в хозяйственной работе и финансовом состоянии предприятия, баланс служит в то же время основой для выяснения причин этих отклонений и определения мероприятий, необходимых для их устранения.

По строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых постоянно равны между собой. Сущность бухгалтерских балансов состоит в том, что с одной стороны он является частью метода бухгалтерского учета, а с другой стороны — это одна из форм периодической и годовой отчетности.

Правильно построить бухгалтерский  баланс значит: полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии; дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволяет анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

 

2.2. Классификация бухгалтерских  балансов.

При рассмотрении бухгалтерских балансов в первую очередь следует классифицировать их как динамические и статические.

Статические балансы (основные) формируются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату.

Динамические  балансы (вспомогательные) отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования не только по моментальным показателям, но и в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период). Например, шахматный оборотный баланс и оборотная ведомость.

По времени составления различают следующие виды бухгалтерских балансов:

Вступительные балансы. Вступительный баланс составляется в момент организации предприятия (регистрация Устава), и с него начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших.

Текущие балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и  заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Тождественность преемственных данных обязательна.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются с итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев.

Промежуточные балансы имеют отличие от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи, с другой — источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса). Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые  балансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться по дилемме: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс — убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности.

Ликвидационные  балансы. Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

  • на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
  • в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы, их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);
  • на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом  действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по балансовой (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные  балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятии в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

По признаку источника составления выделяются инвентарные, книжные и генеральные балансы.

Инвентарные балансы составляются только на основании инвентаря имущества, средств в расчетах, обязательств. Инвентаря разрабатывают в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса индивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия, какими являются капитал собственника или уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объему информации выделяются две  разновидности балансов: единичный и сводный (или консолидированный). 
Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

Сводные (или консолидированные) балансы. Различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о Группе как объединенном предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс  материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением следующих корректировок.

По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и не основной деятельности.

К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания, и, как правило, все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности).

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.

Отдельный баланс составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).

По полноте отражения  информации выделяют баланс-брутто (грубый) и баланс-нетто (чистый).

Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи; используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто — баланс, из которого исключены регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и др. В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную величину активов организации. В настоящее время баланс-нетто является действующей отчетной формой.

Кроме того различают сальдовый и оборотный балансы.

Сальдовый баланс характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Данный вид баланса составляет бухгалтерия предприятия выведением остатков (сальдо) по счетам. Причем счета, имеющие  дебетовые остатки отражаются в активе, кредитовые — в пассиве. Обороты в нем отсутствуют.

Оборотный баланс содержит данные о движении имущества и его источников (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. По своему строению он отличается от сальдового баланса. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

 

2.3. Строение  и содержание бухгалтерского  баланса.

По форме и построению балансы бывают горизонтальной и вертикальной формы.

В российском учете применяется  горизонтальная форма баланса, где группировку сведений принято представлять в форме таблицы. В левой части таблицы располагают сведения о совокупности всех хозяйственных ценностей, приносящих доход предприятию, — активов. Поэтому эта сторона получила название актив.

Актив (от пал. «деятельный», «действительный») раскрывает состав имущества, как оно действует, чем представлены его составные части.

В активе аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды. Актив может быть изменен путем: использования в сочетании с другими активами в процессе производства продукции (работ, услуг), предназначенной для продажи; обмена на другой актив; погашения кредиторской задолженности; распределения между собственниками организации; получения доходов. Актив показывает вероятное получение организацией экономической выгоды в будущем и ее стоимость. В активе имущество приведено с учетом степени ликвидности. В начале отражаются менее ликвидные статьи — нематериальные активы, основные средства, а в конце наиболее ликвидные — денежные средства на расчетном счете, в кассе, валютном счете. В бухгалтерском балансе активу противостоит пассив.

Информация о работе Бухгалтерский баланс