Бухгалтерский учет движения материально-производственных запасов в коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса оценки и документального оформления движения материально-производственных запасов, ведение оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов на примере коммерческой организации, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов…………………………………………………………….5
1.1. Понятие материально-производственных запасов и их классификация.................................................................................................................5
1.2. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов.............................................................................................................................9
1.3. Учет материалов на складе и в бухгалтерии………………..........................
Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов материально-производственных запасов на предприятии...................................................................................................................28
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………………28
2.2. Документальное оформление поступления и расходования материалов........................................................................................................................
2.3. Бухгалтерский учет движения материально-производственных запасов……..
Заключение.....................................................................................................................
Список литературы...................................................................................................

Файлы: 1 файл

Rossyskaya_mezhdunarodnaya_akademia_turizma_Bukhkhkh (2).doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 "Материалы. Перечень субсчетов, которые открыты к счету 10 "Материалы" на данном предприятии:

10.1 Сырье, 10.2 Покупные  полуфабрикаты, 10.3 Топливо, 10.4 Тара  и тарные материалы», 10.5 «Запасные  части», 10.6 «Прочие материалы».На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости в  дебет материальных счетов относят  все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 "Материалы" и кредитуют следующие счета:

- 60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" - на стоимость  поступивших материалов по ценам  поставщиков со всеми наценками  сбытовых и снабженческих организаций  и транспортно - заготовительными  расходами;

- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

- 71 "Расчеты с подотчетными  лицами" - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

- 23 "Вспомогательные  производства" - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

- 20 "Основное производство" - на стоимость возвратных отходов,  и другие счета.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Отпущенные в производство и  на другие нужды материалы списывают  с кредита материальных счетов (Кт счета 10) в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 20 "Основное производство" (материалы отпущены основному производству)

Дебет счета 23 "Вспомогательные  производства" (материалы отпущены вспомогательным производствам)

Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.)

Кредит счета 10 "Материалы" или  других счетов по учету материалов.

Проданные материалы списывают  с кредита счета 10 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

При списании материалов вследствие непригодности их фактическая  себестоимость списывается со счета 10 "Материалы"  в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи  ценностей".

В зависимости от конкретных причин списания со счета 84 списанные  материалы относят на счета учета  затрат на производство и издержек обращения, расчетов по возмещению материального  ущерба (счет 76) или финансовых результатов (счет 91).

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической  себестоимости материалов от стоимости  их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися  на складе материалами пропорционально  стоимости материалов по учетным  ценам.

  • Аналитический учет движения материалов

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально - ответственным  лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным  бухгалтером предприятия.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований - накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов.

На предприятиях ведется автоматизированный учет движения ТМЦ на складе с помощью программы 1 С.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию, сюда же передают лимитно - заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость  в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку  в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально - ответственных лиц.

Учет материалов в бухгалтерии. В соответствии с Методическими указаниями по учету МПЗ аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

В бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно - суммовые оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению.

В каждой оборотной ведомости выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу или подразделению.

На основе указанных  оборотных ведомостей составляют сводную  оборотную ведомость, в которую  переносят итоги указанных выше оборотных ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в ведомость (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

На основании указанных  сальдовых ведомостей составляют: сводную  сальдовую ведомость, в которую  переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости  и сводные сальдовые ведомости  ежемесячно сверяются с данными  синтетического учета материалов.

Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.

1.3. Учет материалов на складе и в бухгалтерии

 

Материальные ценности поступают в организации от поставщиков  на основании заключенных договоров  поставки. Поставщики материальных ценностей  одновременно с отгрузкой продукции  направляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные и др.). Полученные ценности сдаются на склад уполномоченным лицом или представителем отдела снабжения (маркетинга) под расписку заведующего складом на сопроводительных документах. С заведующим складом (кладовщиком) обязательно должен быть заключен типовой договор о полной материальной ответственности. При отсутствии должности заведующего складом его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после проведения сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту.

При поступлении материалов от поставщиков  заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то заведующий складом выписывает приходные ордера (ф. № М-4) на все количество поступивших материальных ценностей в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их поступления. Бланки приходных ордеров выдаются заведующему складом в заранее пронумерованном виде. Можно приходовать материальные ценности без выписки приходного ордера, если нет расхождений между фактически принятым количеством материальных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика. В данном случае на документе поставщика заведующий складом ставит штамп, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.

Если при приемке материалов от поставщиков установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишки, пересортица) или имеет место неотфактурованная поставка (поступление материалов без сопроводительных документов поставщика), заведующий складом вместе с представителем поставщика или независимой организации составляет акт о приемке материалов (ф. № М-7) в двух экземплярах. В этих случаях приходные ордера не составляются и акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта передается поставщику.

Если в течение дня несколько  раз осуществляются поставки однородного  груза, то можно выписывать один приходный  ордер в целом за день. На оборотной  стороне приходного ордера делается отметка о каждой отдельной приемке  с подведением общего итога за день.

Материалы могут поступать в  организацию и от подотчетных  лиц. В этом случае подотчетное лицо передает материальные ценности, приобретенные  за наличные денежные средства в магазинах, на рынках, у населения и т.д., заведующему складом, который приходует их, выписывая приходные ордера в общеустановленном порядке.

При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей, к нему необходимо приложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты (справки), если покупки сделаны на рынках или у населения.

Учет движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках  складского учета типовой формы. На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера.

Запись в карточках делается заведующим складом на основании  первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится  остаток по каждому номенклатурному  номеру, сорту, размеру соответствующих  запасов. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует руководство организации, службу маркетинга о состоянии запасов по отдельным номенклатурным позициям, а также об остатках запасов, длительно находящихся без движения.

Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Периодически (не реже одного раза в  неделю) работники материального  отдела бухгалтерии проверяют правильность записей в карточках складского учета с одновременной проверкой оформления первичных документов. Остатки материалов, выведенные в карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заведующий складом составляет реестр сдачи приходных и расходных документов и передает его с приложением необходимых сопроводительных документов (счетов поставщиков, транспортных накладных и т.п.) в бухгалтерию. Документы подбираются в пачки по группам и номенклатурным номерам запасов. Лимитно-заборные карты сдаются по мере использования лимита. В конце месяца они все должны быть переданы в бухгалтерию.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения материально-производственных запасов в коммерческой организации