Бухгалтерский учет движения материально-производственных запасов в коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса оценки и документального оформления движения материально-производственных запасов, ведение оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов на примере коммерческой организации, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов…………………………………………………………….5
1.1. Понятие материально-производственных запасов и их классификация.................................................................................................................5
1.2. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов.............................................................................................................................9
1.3. Учет материалов на складе и в бухгалтерии………………..........................
Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов материально-производственных запасов на предприятии...................................................................................................................28
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………………28
2.2. Документальное оформление поступления и расходования материалов........................................................................................................................
2.3. Бухгалтерский учет движения материально-производственных запасов……..
Заключение.....................................................................................................................
Список литературы...................................................................................................

Файлы: 1 файл

Rossyskaya_mezhdunarodnaya_akademia_turizma_Bukhkhkh (2).doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

По окончании месяца заведующий складом переносит количественные остатки из карточек складского учета  в сальдовую книгу (ведомость), которая  ведется по балансовым счетам материальных запасов, субсчетам, группам запасов  и отдельным их видам.

Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бухгалтерии  путем проверки правильности составления  и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках  складского учета и их остатков в  сальдовой книге.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.

Поступившие со склада в  бухгалтерию первичные документы  проверяются с точки зрения правильности их оформления, а затем таксируются (оцениваются) по твердым учетным  ценам. Итоги реестров документов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу.

Правильность ведения  складского учета материалов проверяется  путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе запасов в сальдовой книге с аналогичными остатками в групповой оборотной ведомости. Если обнаружены расхождения между показателями складского учета с показателями групповой оборотной ведомости, то, как правило, составляется сортовая оборотная ведомость в пределах той группы запасов, по которой выявлены расхождения.

Такой метод учета  материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1. Характеристика  предприятия

 

        ЗАО «Туластройматериалы» было организовано в 1962 году. В 1992 году было преобразовано в ОАО «Туластройматериалы», а в 2001 году – реорганизовано в Закрытое акционерное общество. Сейчас в его состав на правах филиалов входят Алексинский, Болоховский и Липковский кирпичные заводы.

        Акционерное общество по развитию промышленности строительных материалов Тульской области «Туластройматериалы» является закрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

ЗАО «Туластройматериалы» является коммерческим предприятием. В данной характеристике  используются материалы организации филиала ЗАО «ТСМ» «Болоховский кирпичный завод» используя материалы организации филиала ЗАО «ТСМ» «Болоховский кирпичный завод». Киреевский район, пос. Строительный.

Свидетельство о регистрации юридического лица №2067107000497. Уставный капитал составляет 7417,0 тыс.руб. Он составляется из номинальной стоимости акций общества,приобретенных акционерами,в том числе из: 3417 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль. Все акции общества размещены среди его учередителей.

ЗАО «Туластройматериалы» действует на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона, учредительных документов общества, действующего законодательства Российской Федерации.

Целями общества является извлечение прибыли. Общество имеет  гражданские права и несет  гражданские обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения(лицензии).

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности :

  • производство строительных материалов и изделий;
  • производство товаров народного потребления;
  • производство горных работ;
  • выполнение строительно-монтажных работ на объекте жилья,       соцкультбыта и промышленных предприятий;
  • оказание платных инженеринговых и маркетинговых услуг населению, предприятиям и организациям;
  • коммерческая деятельность;
  • посредническая деятельность;
  • проектирование жилья, объектов соцкультбыта, промышленных предприятий и нестандартного оборудования;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Акционерное общество является одним из ведущих производителей кирпича строительного в Тульской области с объемом выпуска кирпича около 60 млн. штук в год.

На сегодняшний день предприятие обеспечивает кирпичом, строительными изделиями, бетоном, раствором разные организации г. Тулы, г. Донского, г. Новомосковска, г. Киреевска, г. Узловой и г. Москвы. Продукция этой организации поставляется и частным лицам.

До 45% выпускаемой продукции  реализуется в г. Новомосковске, четвертая часть - в г.Донском, примерно пятая часть выпуска – в  Туле, остальное - в г.Москве и других городах Тульской области.

2.2. Документальное оформление поступления и расходования материалов на примере предприятия ЗАО «ТСМ»

 

Операции по движению материальных ценностей все юридические  лица независимо от формы собственности  должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

Список лиц, имеющих  право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера. На предприятии ЗАО «ТСМ» этими лицами являются начальник отдела снабжения, специалист отдела снабжения, главный инженер.

        Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Хозяйственные операции, не оформленные первичными учетными документами, не принимаются к учету  и не подлежат отражению в регистрах  бухгалтерского учета.

 
Поступление материально-производственных запасов.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, должны осуществлять в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

К бухгалтерскому учету  в качестве материально-производственных запасов, согласно пункту 2 ПБУ 5/01, принимаются:

·   сырье, материалы, и другие активы, используемые при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

·   активы, предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

·   активы, используемые для управленческих нужд организации.

Данные складского учета  материально-производственных запасов, оперативного учета их движения в подразделениях организации должны соответствовать данным бухгалтерского учета материально-производственных запасов.

Материалы со складов  поставщика или от транспортной организации  получает уполномоченное лицо организации.

Право лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщиков оформляется выдачей доверенности (формы №М-2 и №М-2а) в одном экземпляре и выдается получателю под расписку. (Приложение 1).

После регистрации доверенности в журнале работник организации, получающий материально-производственные ценности, обязан расписаться в доверенности.

Доверенности выдаются только лицам, работающим в данной организации, иным лицам выдача доверенностей  не допускается

Как правило, доверенности выдаются на 10 - 15 дней.

Например, 06 сентября 2012 года была выдана доверенность № 12 специалисту  отдела снабжения  Иванову Ии((((), на получение от ООО «Форест» поддонов в количестве 1250 штук. Подпись лицв , получившего доверенность заверяется директором и главным бухгалтером предприятия. Оплата за поддоны была произведена по счету № 1 от 1 сентября 2012 г.

         Все материальные ценности, поступающие в организацию, должны быть своевременно приняты на учет соответствующими складами. Материальные ценности, поступающие на склад организации, должны подвергаться тщательной проверке в отношении их соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанных в документах поставщика.

Материалы должны приниматься  к учету в соответствующих  единицах измерения, по весу, объему, счету и так далее. По этим же единицам измерения устанавливается и учетная цена.

Принятие к учету поступающих материалов, при условии отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными, оформляется соответствующими складами путем составления приходных ордеров (форма №М-4). (Приложение 2).

 Приходный  ордер (форма №М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Составляется приходный ордер на фактическое количество поступивших материальных ценностей материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад.

Сдаче на склад подлежат и материалы, закупленные подотчетными лицами. Принятие к учету таких материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих их приобретение. Такими документами могут выступать накладные,  чеки ККТ. Все перечисленные виды документов и документы, свидетельствующие о том, что материалы оплачены, в обязательном порядке должны быть приложены к авансовому отчету подотчетного лица. Бухгалтерские проводки в системе 1С: Дебет 10 (по субсчетам)  Кт 60 (Расчеты с поставщиками), 76.5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».  Например, приходный ордер от 07 сентября 2012 г. № Б0001002 на поступление от ООО «Форест» поддонов в количестве 1250 штук на сумму 56250 руб. (без НДС), подписи материально-ответственных лиц: сдал- специалист отдела снабжения Иванов, принял - кладовщик Петрова.

Учет движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, ведется в Карточке учета материалов (форма №М-17), заполняемой на каждый номенклатурный номер материала. Записи в карточке ведутся материально-ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Внутреннее  перемещение материальных ценностей.

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности материальные ценности поступают на склады и в  кладовые не только от поставщиков. Осуществляется также их внутреннее перемещение  из подразделений организации в кладовые и на склады. Форма №М-11 «Требование-накладная», применяется в тех случаях, когда материальные ценности перемещаются между структурными подразделениями организации или между материально ответственными лицами. (Приложение 3).

Накладная составляется материально ответственным лицом того структурного подразделения, которое сдает материальные ценности. Один из двух составленных экземпляров накладной служит основанием сдающему складу для списания ценностей, на основании второго экземпляра принимающий склад принимает эти ценности к учету. Накладная подписывается материально ответственными лицами и сдающего, и принимающего подразделения и сдается в бухгалтерию для учета движения материалов. Например, требование-накладная № Б0003537 от 07 сентября 2012 г. на перемещение ТМЦ - поддонов со склада МЦ на склад готовой продукции в количестве 1250 штук на сумму 44696,68 руб. Подписи материально-ответственных лиц: отпустил кладовщик Петрова, получил мастер отгрузки Соловьева.

Выдача материальных ценностей со склада.

Материальные ценности могут выдаваться со склада в производство, а также в случае их продажи  и выбытия по иным причинам.

Отпуск материала в  производство – это выдача материалов со склада для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также для управленческих нужд организации.

Кладовщики отпускают  материалы со склада строго определенным работникам. Списки лиц, которые имеют  право на получение материалов со складов, а также образцы их подписей, должны быть согласованы с главным  бухгалтером организации и доведены до сведения материально-ответственных лиц, осуществляющих отпуск материалов.

Отпуск материалов в  производство со складов подразделений  непосредственно на участки, в бригады  и на рабочие места производится в порядке, который устанавливается руководителем подразделения. Используются бухгалтерские проводки для перемещения ТМЦ - Дебет 10 (по субсчетам) «Склад подотчетные лица» Кредит 10 (по субсчетам) «Склад ТМЦ»

Рассмотрим, какими первичными документами оформляется выдача материалов со склада.

Для оформления отпуска  материалов по утвержденным лимитам  применяется Лимитно-заборная карта (форма №М-8). Данный документ применяется также для текущего контроля соблюдения установленных лимитов отпуска материалов, а также является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. (Приложение 4). Выписку лимитно-заборной карты производят подразделения организации, на которые возложены функции снабжения или планирования.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения материально-производственных запасов в коммерческой организации