Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:49, доклад
Развитие рыночных отношений обусловило возникновение и функционирование большого числа хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты (организации, предприятия) выступают объектом гражданских прав. Каждая организация представляет имущественный комплекс, располагающий необходимым имуществом для осуществления производственно-финансовой деятельности. Имущество включает в себя здания, сооружения, машины, материалы, готовую продукцию, обязательства и другие, позволяющие идентифицировать данную организацию и выпускаемую ею продукцию (работы и услуги).
Все организации, исходя из цели хозяйственной деятельности, делятся на две группы.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1. Понятие бухгалтерского учета
Развитие рыночных отношений
обусловило возникновение и
Все организации, исходя из цели хозяйственной деятельности, делятся на две группы.
Первая группа - коммерческие организации, целью хозяйственной деятельности которых является получение прибыли. Они могут быть различных организационных форм: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества создаются в форме акционерных обществ открытого и закрытого типа, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью; производственные кооперативы; унитарные предприятия.
Вторая группа – некоммерческие организации, целью деятельности которых не является получение прибыли. Они могут быть различных организационных форм: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; фонды; учреждения.
Имущество любой организации находится в постоянном движении.
Для характеристики и измерения имущества, его движения, хозяйственных процессов и явлений используются натуральные, трудовые и денежные измерители.
Натуральные измерители представлены счетом, мерой, весом. Эта группа измерителей используется для учета количества материальных ценностей (штуки, килограммы, метры и т.д.)
Трудовые измерители используются для исчисления количества затраченного труда и выражаются в единицах времени (рабочий день, час). С их помощью рассчитывают производительность труда, оплату труда, контролируют норму выработки рабочих, сопоставляют некоторые разнородные величины.
Денежный измеритель предназначен для отражения имущества, хозяйственных процессов и явлений в едином выражении. В Российской Федерации денежным измерителем является рубль. На практике он применяется не изолированно, а вместе с натуральными и трудовыми измерителями.
Для управления производственно-финансовой
деятельностью организации
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11 1996г. № 129 ФЗ бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой — бухгалтерией. Бухгалтерский учет имеет ряд особенностей:
-является сплошным и непрерывным во времени; т. е. осуществляется сплошное наблюдение хозяйственных процессов и явлений;
-строго документирован. Это означает, что каждая операция должна отражаться в бухгалтерском учете только на основании документов, что придает ему юридически доказательную силу;
-использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, например, систему счетов, двойную запись операций на счетах, бухгалтерский баланс, калькулирование и др.;
-применяет все три вида измерителей, но особо важную роль играет денежный измеритель, так как он обеспечивает получение обобщающих показателей;
-организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
1.2. Основные задачи, требования и функции бухгалтерского учета
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» сформулированы следующие задачи:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» сформулированы основные требования к его ведению:
-оценка имущества в рублях;
-раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций;
-непрерывность учета во времени;
-ведение учета двойной записью в системе счетов;
-соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
-отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;
-раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.
На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются необходимые управленческие решения.
В системе управления
хозяйственной деятельностью
-контрольная;
-информационная;
-обеспечение сохранности имущества;
-функция обратной связи;
-аналитическая.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
2.1. Сфера действия бухгалтерского учета
Производственная и хозяйственная деятельность предприятия состоит из четырех взаимосвязанных процессов:
1.производство;
2.распределение;
3.обмен (обращение);
4.потребление.
Производство – это процесс создания материальных благ, необходимых обществу.
В ходе процесса производства происходит соединение рабочей силы со средствами труда; создается готовая продукция для производственного и личного потребления. В бухгалтерском учете отражаются все затраты по ее изготовлению, контролируются их целесообразность и целевое использование. На этой стадии закладывается будущая прибыль организации.
Распределение — это связующее звено между производством и потреблением. При распределении готового продукта устанавливается его доля, направляемая на возмещение потребленных средств производства (приобретение израсходованных материалов, восстановление износившихся машин и оборудования), выплату заработной платы рабочим, налога на прибыль и расширение производства.
Обмен (обращение) — процесс, в результате которого готовые продукты и услуги передаются от производителей к потребителям. Производимые продукты и услуги служат для удовлетворения как производственного, так и непроизводственного потребления.
Потребление — процесс, который состоит в использовании продукта и услуг по назначению. Различают производственное потребление (потребление средств производства для создания материальных благ) и непроизводственное (потребление продуктов в непроизводственной сфере и потребление для личных нужд населения).
Бухгалтерский учет осуществляется
на всех стадиях производственно-
2.2. Объекты бухгалтерского учета и их классификация
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами или составными частями предмета являются: имущество (хозяйственные средства, активы организации); капитал и обязательства организации (источники формирования имущества); хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал)
Рис. 1. Состав имущества организации
Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие.
Основные средства - имущество со сроком полезного использования более одного года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.
Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау, программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).
В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы и др.).
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более 1 года считают долгосрочными, а на срок до 1 года - краткосрочными. В состав внеоборотных активов включают долгосрочные финансовые вложения.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе, и отгруженная покупателям.
Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.
По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств.
Рис. 2. Источники формирования имущества организации
Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений.
Целевое финансирование и поступление - это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Нераспределенная прибыль - это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества организации.
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года формируется исходя из прибыли или убытка за отчетный год от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.) в случае их возникновения.
Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая - за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами, своими работниками (заемных средств)).
Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.
Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от 1 года - на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.
Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.
Информация о работе Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой организации