Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:49, доклад
Развитие рыночных отношений обусловило возникновение и функционирование большого числа хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты (организации, предприятия) выступают объектом гражданских прав. Каждая организация представляет имущественный комплекс, располагающий необходимым имуществом для осуществления производственно-финансовой деятельности. Имущество включает в себя здания, сооружения, машины, материалы, готовую продукцию, обязательства и другие, позволяющие идентифицировать данную организацию и выпускаемую ею продукцию (работы и услуги).
Все организации, исходя из цели хозяйственной деятельности, делятся на две группы.
Займы - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года - долгосрочными.
Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
2.3. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета - это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности предприятия. Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета: имущество, права, капитал, обязательства и операции, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из сущности и особенностей бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия активов хозяйства в натуре данным учета.
Оценка - способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Их оценка базируется на фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, за состоянием имущества и прав, а также источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, в разрезе отдельных групп и видов, т.е. производится наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
В бухгалтерском учете получать показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, позволяет система счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления в организацию купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов.
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов имущества и прав и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием активов любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении организации за определенный период времени.
Информация о работе Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой организации