Бухгалтерский учет формирования и использования финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
Сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

Файлы: 1 файл

Теория.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

где   ТрN – темп роста выручки от продаж;

         ПЧ – чистая прибыль.

Относительное изменение  прибыли характеризует качество управления предприятием. Показатель может быть рассчитан по прибыли  от продаж, что будет характеризовать качество управления в основной деятельности.

 

Анализ Финансовых результатов  проводится в следующей последовательности:

I этап – анализ уровня прибыли и ее динамики. Проводится в разрезе различных прибылей (убытков): в основном деятельности (прибыль от продаж, валовая прибыль), прочей деятельности (разница между прочими доходами и расходами) и конечными финансовыми результатами (прибыль до налогообложения, чистая прибыль).

II этап – оценка и количественное измерение влияния факторов на финансовые результаты. При этом объектом особого внимания является прибыль о продаж.

Расчет влияния  факторов на прибыль от продаж.

1. Изменение прибыли от продаж за счет объема продаж. Рассчитывается по формуле:

∆ППQ = Q1общ * D0j * (P0j – C0j) – Q0общ *D0j * (P0j – C0j)

где Q1общ, Q0общ – количество реализованной продукции в отчетном и базисном периоде в натуральных единицах;

D0j – удельный вес j-ого вида продукции в общем объеме продукции в базисном периоде;

P0j – цена единицы j-ого вида продукции в базисном периоде;

С0j – себестоимость единицы j-ого вида продукции в базисном периоде.

Изменение прибыли от продаж за счет объема продаж показывает, как изменяется прибыль от продаж под влиянием  изменения натурального объема продаж.

2.Изменение прибыли от продаж за счет структуры продаж. Рассчитывается по формуле:

 ∆ППстр = Q1общ * D1j * (P0j – C0j) – Q1общ *D0j * (P0j – C0j)

где D1j - удельный вес j-ого вида продукции в общем объеме проданной продукции в отчетном периоде.

Изменение прибыли от продажи за счет структуры продаж показывает, как изменяется прибыль от продаж под влиянием изменения структуры продаж.

3. Изменение прибыли от продаж за счет изменения цены продаж. Рассчитывается по формуле:

∆ППр = Q1общ * D1j * (P1j – C0j) – Q1общ *D1j * (P0j – C0j)

где P1j - цена единицы j-ого вида продукции в отчетном периоде.

Изменение прибыли от продаж за счет изменения цены продаж показывает, как изменяется прибыль  в результате изменения цены реализации.

4. Изменение прибыли от продаж за счет себестоимости. Рассчитывается по формуле:

∆ППс = Q1общ * D1j * (P1j – C1j) – Q1общ *D1j * (P1j – C0j)

где   C1j - себестоимость единицы j-ого вида продукции в отчетном периоде.

Изменение прибыли от продаж за счет себестоимости показывает, как изменяется прибыль от продаж в результате изменения себестоимости.

Результаты факторного анализа являются информационной базой для разработки товарной политики и поиска резервов снижения себестоимости продукции.

III этап – анализ качества формирования финансовых результатов. Может быть проведен с учетом  факторов, влияющих на формирование прибыли, по следующим направлениям:

  1. Анализ бухгалтерской учетной политики и оценка роли бухгалтерских методов в формировании прибыли;
  2. Анализ и оценка налоговой учетной политики и влияния правил налогового учета и налоговых режимов на прибыль;
  3. Оценка взаимосвязи прибыли и размера и качества дебиторской задолженности (разница между начисленной и отраженной в форме №2 выручкой и прибылью и реально оплаченной);
  4. Анализ и оценка значения производственно-экономических факторов формирования прибыли от продаж, стабильности прибыли от продаж как основного элемента общей величины прибыли;
  5. Анализ и оценка состава и структуры прочих доходов и расходов, характера их формирования.

Анализ качества финансовых результатов с точки зрения оценки факторов их формирования основан на различной вероятности повторения отдельных элементов доходов и расходов организации в будущем, что важно для построения обоснованных прогнозов и выявления возможных резервов улучшения финансовых результатов деятельности организации.

Последнее (пятое) из указанных выше направлений является наиболее распространенным. В рамках экспресс-анализа определяется удельный вес прочих доходов и расходов в их общей сумме и в прибыли до налогообложения. Рост удельного веса при этом свидетельствует об ухудшении качества финансовых результатов.

В рамках углубленного анализа  оценивается состав прочих доходов  и расходов в динамике, что позволяет  более точно выявить их стабильные и нестабильные (случайные (чрезвычайные), редкие, необоснованные) элементы. Качество прибыли и ее последующий прогноз будет тем выше, чем меньше доля нестабильных элементов прочих доходов и расходов в формировании финансовых результатов и чем меньше разрыв в показателях рентабельности, рассчитанных по учетным и скорректированным на нестабильные статьи суммам прибыли.

Вероятность повторения факторов формирования и сохранения тенденции изменения прибыли  от основной деятельности выше, чем  от неосновной, поскольку доходы и  расходы в этом случае в большей  степени планируются и контролируются организацией. Однако и здесь вероятно появление необоснованных, сверхнормативных затрат, снижающих размеры прибыли и ее качество.

IV этап – анализ рентабельности. Оценивается доходность продаж и затрат в основной деятельности. По данным показателям пользователь может сформировать представление об эффективности текущей деятельности предприятия.

V этап – оценка качества управления предприятием. Определяется соотношением темпов роста прибыли и выручки от продаж. Если темпы роста прибыли опережают темпы роста выручки, то это свидетельствует о повышении качества управления предприятием. Однако это можно утверждать только в том случае, если рост прибыли достигается в основном за счет стабильных ее составляющих.

Управленческие  решения. По результатам анализа финансовых результатов могут быть приняты следующие управленческие решения.

  1. Прибыль от продаж отражает эффект маркетинговой и производственной деятельности, ее отрицательная динамика требует выявления внутренних и внешних причин и устранения негативно влияющих факторов.

Так, если снижение прибыли  вызвано уменьшением натурального объема продаж, руководство предприятия  должно выявить причины, повлиявшие на данное изменение. К основным причинам можно отнести:

    1. Невыполнение плана производства;
    2. Падение спроса на продукцию;
    3. Появление на рынке конкурирующих организаций с аналогичным, но более дешевым видом продукции и т.д.

Невыполнение производственного  плана может быть связанно с недостаточно качественной работой отдела снабжения  с поставщиками: несвоевременностью подачи заявки (заключения договора), недокомплектностью поставок, низким качеством поставляемого сырья и т.п. Соответственно действия руководства должны быть направлены на устранение данных  факторов.

Если невыполнение плана  обусловлено производственно-экономическими причинами (неэффективное использование материальных, трудовых ресурсов, а также основных средств), то необходимо принимать меры, направленные на повышение эффективности их использования.

Если падение натурального объема продаж обусловлено второй и  третьей причиной, то это указывает на некачественную работу отдела маркетинга, соответственно здесь необходимо предпринять меры по продвижению продукции на рынке.

Отрицательное влияние  структуры продаж на прибыль заключается  в том, что в общем объеме продаж возрастает удельный вес менее рентабельной продукции. Для нейтрализации воздействия донного фактора необходимо проводить мероприятия, направленные на увеличение объема продаж  более рентабельной продукции, используя современные методы маркетинга.

Если снижение прибыли от  продаж обусловлено изменением  средних цен реализации, то финансовому менеджеру необходимо оценить, является ли данное воздействие элементом маркетинговой политики или оно происходит бесконтрольно. В последнем случае необходимо определить цены, действующие на рынке, оценить возможность установления цен, близких к рыночным, т.е. провести комплекс мероприятий, направленных на установление реальной цены.

В случае если снижение прибыли  вызвано изменением  себестоимости, то действия финансового менеджера должны быть направлены на снижение затрат.

  1. В рамках управления качеством финансовых результатов следует обратить внимание на размер и структуру прочих доходов и расходов. Если их сальдо имеет отрицательное значение, то это свидетельствует о недостаточно качественной работе финансовой службы. Действия финансового менеджмента должны быть направлены на фиксацию данных фактов и возможную их ликвидацию в будущем.

Значительная часть  прочих доходов и расходов не является объективно необходимой для продолжения финансово-хозяйственной деятельности. Уплата штрафов, пени, неустойки во многих случаях является результатом недостаточного контроля за своевременностью расчетов. Существенно «съедают» прибыль непроизводственные расходы, отнесенные на  затраты (потери от брака). Каждый вид указанных расходов снижает качество прибыли и является самостоятельным объектом анализа и управления.

Внутренний анализ для  целей оценки качества финансовых результатов  и управления им целесообразно проводить  по данным внутреннего учета, в рамках которого можно наиболее удобно организовать сбор информации. Анализ качества финансовых результатов позволит финансовому менеджеру делать более достоверные прогнозы.

  1. Особая роль в управлении финансовыми результатами отводится оценке показателей рентабельности. При снижении рентабельности затрат необходимо оценить, за счет чего происходит данное снижение: либо за счет прибыли от продаж, либо за счет затрат. Рост последних приводит как к снижению прибыли, так и к рентабельности. В связи с этим финансовый менеджер должен принять все меры для снижения уровня затрат
  2. Для  оценки качества управления предприятием можно использовать довольно простой показатель – относительное изменение прибыли. Если данный показатель имеет положительное значение, то это свидетельствует о достаточно высоком качестве управления предприятием (темпы роста прибыли выше темпов роста выручки от продаж). В обратной ситуации слабые моменты можно определить по результатам комплексного анализа ресурсов, капитала, продаж, затрат и провести соответствующие мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бухгалтерский учет формирования и использования финансовых результатов