Бухгалтерский учет и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования.
Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота.
Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них.

Файлы: 1 файл

BU.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований.

Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Развитие научно-технического прогресса предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

 

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и  приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство  о совершенной хозяйственной  операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивать сохранность имущества.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества  хозяйства в натуре данным учета: как элемент метода бухгалтерского учета - средство наблюдения и последующей  регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка - способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции , используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации за состоянием активов и источников их образования  необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по стадиям  кругооборота, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных активов. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производятся путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета и получение  о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной  деятельностью, обеспечивается системой счетов. Использование счетов объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета, счета же позволяют получать обобщенные их характеристики.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.

Контроль за всей совокупностью  объектов в бухгалтерском учете  производится путем сопоставления  активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Это равенство сохраняется постоянно.

Результаты хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

 

 

Балансовое  обобщение, счета и двойная запись.

Активы организации участвуют  в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим субъектам нужно знать, какими активами располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Как элемент метода бухгалтерского учета он характеризуется следующими особенностями.

Активы хозяйства и источники  их образования представлены раздельно: экономические ресурсы - в активе, а источники - в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса:

АКТИВЫ = ПАССИВЫ.

Поскольку пассивы представляют собой  капитал и обязательства организации  данное равенство можно представить в следующем виде:

АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

В бухгалтерском балансе активы и пассивы приводятся только в  стоимостных показателях.

Каждый элемент актива и пассива  баланса называется статьей баланса. Любая статья актива баланса позволяет  получить следующую характеристику экономических ресурсов: в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина.

Любая статья пассива баланса позволяет  получить следующую характеристику источников образования экономических  ресурсов: за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина.

Все статьи актива и пассива баланса  исходя из их экономической однородности сведены в определенные разделы  баланса.

Актив баланса содержит два раздела:

I Внеоборотные активы;

II Оборотные активы.

Пассив баланса состоит  из трех разделов:

III Капитал и резервы; 

IV Долгосрочные обязательства;

V Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса расположены  по возрастанию ликвидности, а в  пассиве -по степени закрепления источников.

Состав разделов баланса и порядок  группировки в них статей регламентируются нормативными актами.

В бухгалтерском балансе содержится совокупность моментных показателей, характеризующих активы хозяйства  и источники их формирования на определенную дату.

 

Таким образом, бухгалтерский баланс - это способ группировки активов  хозяйства по видам и источникам их образования в стоимостном  выражении по состоянию на определенную дату.

 

Группировка экономических ресурсов в активе баланса представлена в  табл.1.1.

 

 

 

В разделе I актива баланса "Внеоборотные активы" представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Статьи группы "Нематериальные активы" оцениваются в балансе  по остаточной стоимости. Остаточная стоимость  данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной  начисленного износа.

Также оцениваются статьи группы "Основные средства" за исключением статьи "Земельные участки". Износ  по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы эксплуатации.

По статьям группы "Финансовые вложения" отражаются вложения денежных средств и другого имущества  в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье "Капитальные  вложения" - фактические затраты  в незавершенном строительстве.

В разделе II актива баланса "Оборотные  активы" отражаются не текущие активы несколькими группами. В группе "Запасы" отдельными статьями представлены оборотные  активы сферы производства. Сырье  и материалы оцениваются в  балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих активов  представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа "Денежные средства" представлена статьями "Касса", "Расчетные счета", "Валютные счета", "Прочие денежные средства".

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность  как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.

Пассив баланса состоит из трех разделов (табл.1.2.). Раздел III баланса представлен собственным капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.

 

 

В разделе III баланса "Капитал и  резервы" самостоятельными статьями отражены собственные источники  образования имущества - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.

Статьи раздела IV баланса "Долгосрочные обязательства" характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.

 

Раздел V баланса "Краткосрочные  обязательства" объединяет несколько  групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

По группе "Заемные средства" самостоятельными статьями отражается задолженность перед банками  по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.

По статьям группы "Кредиторская задолженность" отражается задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс характеризует в  денежной оценке активы хозяйства и  источники их образования по состоянию  на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организаций путем  подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков активов  и источников их образования на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.

Вступительный баланс (начальный) это  первый баланс, составляемый на дату регистрации организации. Актив такого баланса характеризует состав имущества хозяйствующего субъекта, с которым начинается его деятельность, а в пассиве - источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющихся ресурсов у организации.

Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией активов).

Ликвидационный баланс предназначен для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.

Предварительный баланс разрабатывается  заранее на конец отчетного периода  с учетом ожидаемых изменений  в составе имущества организации. Основой для составления такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активов и пассивов на момент его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Предварительный баланс позволяет заранее установить финансовое положение организации в конце отчетного периода.

Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи; используется для научных  исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто - баланс, из которого исключены регулирующие статьи: "Амортизация основных средств", "Амортизация нематериальных активов" и др. в современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную величину активов организации. В настоящее время баланс-нетто является действующей отчетной формой.

Ежедневно в организациях совершается  множество хозяйственных операций, которые влияют на величину активов  и источников их образования. Поскольку  баланс отражает состояние имущества, то каждая операция влияет на баланс, изменяя величину его статей. В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа.

Первый тип хозяйственных операций связан с перегруппировкой состава  активов организации. Например, поступили  деньги в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам организации в сумме 62 500 руб. Отразим в балансе данную операцию.

Операция затронула две статьи актива баланса: денежные средства по статье "Расчетный счет" уменьшились, а по статье "Касса" увеличились на одну и ту же сумму, т.е. произошла перегруппировка имущества в активе баланса.

К первому типу можно отнести  операции по поступлению денежных средств  на расчетный счет из кассы или  от дебиторов, выдаче денег из кассы  подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетными лицами в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ