Бухгалтерский учет и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования.
Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота.
Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них.

Файлы: 1 файл

BU.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком, например, перед составлением годового отчета, а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.).

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются  руководителем организации за исключением случаев, предусмотренных "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" и "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годового отчета;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.;
  • при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации создается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, работники  бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются и рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны:

-провести инвентаризацию имущества  в местах его нахождения;

-выявить вместе с бухгалтерией  результат инвентаризации;

-выработать предложения по порядку  зачета и списания недостачи  ценностей;

-разработать предложения по  совершенствованию порядка приема, хранения и отпуска ценностей,  улучшения учета и контроля  за их сохранностью.

Члены рабочих комиссий отвечают за:

своевременность и правильность проведения инвентаризации;

полноту и точность внесения в описи данных.

До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Апломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризуемые  ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние  пригодное для проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки их клеймения.

Проверка материальных ценностей  проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей  осуществляется в присутствии материально  ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, другой - материально ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.

Инвентаризационные описи после  их надлежащего оформления передают в бухгалтерию, где данные о фактическом  наличии средств сравниваются с  данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях, в которых отражаются фактическое наличие средств (по данным описей) и "книжные остатки" (по данным бухгалтерского учета). Результаты такого сличения - излишки и недостачи - отражаются в описях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показываются в стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Инвентаризационная комиссия устанавливает  виновников возникших недостач и  излишков и принимает решение  о порядке их отражения в учете (регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время регулирование  инвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке. Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм излишков на счет "Прибыли и убытки".

Недостачи ценностей, выявленные в  ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей":

Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К-т сч. 10 "Материалы";

К-т сч. 43 "Готовая продукция"

К-т сч. 50 "Касса".

 

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным. Недостача ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При этом оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

 

недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются  на счета затрат -

Д-т счетов 20 "Основное производство,

25 "Общепроизводственные расходы",

26 "Общехозяйственные расходы";

К-т сч. 91 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

 

При отсутствии виновных лиц суммы  недостач списываются дебет счета "Прочие доходы и расходы" с  кредита счета "Недостачи и  потери от порчи ценностей".

 

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляют акт.

 

 

Оценка  активов, собственного капитала и обязательств.

 

Организация бухгалтерского учета.

При организационном построении бухгалтерского учета организации принимают  во внимание систему управления (централизованная, децентрализованная), территориальную разветвленность (наличие филиалов, представительств и их месторасположение), специализацию по объектам и видам деятельности, рост объема деятельности, уровень комплексной автоматизации управления, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами организации, объем учетной работы, уровень квалификации работников бухгалтерской службы.

 

Под организацией бухгалтерского учета  понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации.

 

Основными слагаемыми системы организации  бухгалтерского учета являются первичный  учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

 

За организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций согласно п. 6 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ несет ответственность руководитель организации.

 

Для обеспечения рациональной организации  бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, основными элементами которого являются:

 

- план документации и график документооборота;

- план инвентаризации;

- план счетов и их корреспонденция;

- план отчетности;

- план технического оформления  учета;

- план организации труда работников  бухгалтерии.

 

Реализация указанных планов имеет целью разработку соответствующих проектов, после утверждения которых они принимаются в качестве разделов и приложений к учетной политике организации как ее организационной части.

 

В плане документации указывается  перечень документов, как унифицированных, так и разрабатываемых организацией самостоятельно.

 

Основой организации первичного учета  в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, который определяет регламент прохождения  каждого документа по соответствующему маршруту: место; круг лиц, ответственных за оформление документа; время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

 

В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых (обязательных) и внеплановых  инвентаризаций имущества и финансовых обязательств организации.

 

В плане отчетности указываются  перечень отчетных форм, отчетный период, сроки и адреса представления  отчетности, способ представления, фамилии  работников, ответственных за составление  отчетности. Наличие предварительно разработанного плана отчетности способствует экономии времени, снижению оборота документов и в целом подготовке единой базы для формирования отчетности.

 

В плане технического оформления учета  дается детальная характеристика формы учета и контроля, определяется, какие вычислительные средства и программные продукты используются при ведении учета. Текущий контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций осуществляют структурные подразделения организации в соответствии с их компетенцией (юридическая служба, служба бухгалтерского учета и т.д.).

 

В плане технического оформления предусматривается  и организация учетной работы с филиалами и представительствами, их структурными подразделениями (агентства, отделения), указываются используемые в учете филиала программные продукты.

 

Организация учетной работы с филиалами, представительствами зависит от размера организации, системы управления (централизованная, децентрализованная) и формы связи с отдельными частями организации. При этом филиалы не вправе разрабатывать собственную учетную политику. Вне зависимости от системы управления, видов деятельности, места нахождения и иных фактов филиалы должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов (п. 10 ПБУ 1/98).

 

При централизации учета учетный  аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней  осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных филиалов (представительств) организации. В филиалах осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций. Филиалы осуществляют учет кассовых, банковских и других операций и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности филиалов включаются в баланс головной организации. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией.

 

При наличии широкой межрегиональной  филиальной сети и децентрализации  учета учетный аппарат рассредоточен  по отдельным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность филиала. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией. Филиалы самостоятельно ведут бухгалтерский учет. Филиалы имеют отдельный баланс и могут определять финансовый результат своей деятельности. При этом обособленные подразделения филиала - агентства, отделы, находящиеся в административном подчинении руководителей филиалов - осуществляют свою деятельность на основе утвержденных филиалами положений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с порядком, установленным филиалом, и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности агентств, отделений включаются в баланс филиалов. Филиалы контролируют проведение, отражение в учете финансово-хозяйственных операций, выполнение графика документооборота в своих структурных подразделениях самостоятельно.

 

Бухгалтерская служба головной организации  в этом случае ведет бухгалтерский  учет только тех финансово-хозяйственных операций, которые непосредственно осуществляются организацией, производит сводку балансов и отчетов обособленных подразделений, составляет сводный баланс и отчеты по организации путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

 

В плане организации труда работников бухгалтерии определяются структура  аппарата и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.

 

Международные стандарты бухгалтерского учета

Перемены, произошедшие в нашей  стране, интеграция России в мировую  экономику свидетельствуют о  необходимости и неизбежности реформирования российской системы бухгалтерского учета и ее приближения к международным стандартам.

 

В связи с этим встает вопрос об изучении международных стандартов, правильности их понимания и применения.

 

Международные стандарты бухгалтерского учета представляют собой совокупность положений, разработанных Комитетом международных бухгалтерских стандартов (IASC), членами которого являются бухгалтеры из более 80 стран. Целью разработки и внедрения международных стандартов является улучшение и гармонизация законодательства, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности во всем мире.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ