Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:12, реферат
При осуществлении импорта товаров субъекты хозяйствования зачастую сталкиваются с фактами недопоставки товаров поставщиками-нерезидентами. Это может быть вызвано как небрежностью зарубежного контрагента, так и его умышленными действиями. В любом случае белорусскому покупателю необходимо правильно отразить хозяйственные операции, связанные с оприходованием недостающих товаров, в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы не нарушить требования законодательства Республики Беларусь.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НЕДОСТАЧИ ИМПОРТИРОВАННЫХ ТОВАРОВ
бухгалтерский налоговый учет поставщик
При осуществлении
импорта товаров субъекты хозяйствования
зачастую сталкиваются с фактами
недопоставки товаров поставщиками-
В целях практического понимания того, какие действия следует предпринять в подобной ситуации и какие документы оформить, смоделируем ситуацию и рассмотрим ее на конкретном примере.
3 февраля 2011 г. предприятием был получен товар из Турции. При разгрузке на складе обнаружено расхождение фактически поступившего количества товара с количеством по товаросопроводительным документам (70 шт. кухонных моек и 70 шт. сифонов к ним на общую сумму 1862,7 дол. США), которое зафиксировано в акте приемки товаров по количеству и качеству, составленном комиссией организации в присутствии заведующего складом (товар находится на ответственном хранении), а также представителя перевозчика. Поставщик письменно признал свою вину в недостаче (недогруз товара). В грузовой таможенной декларации заявленное количество товара и сумма соответствуют товаросопроводительным документам, т.к. на таможне товар не досматривался. Расчеты с поставщиком производятся в виде последующей оплаты. Сумма оплаты за перевозку груза не зависит от количества перевозимого товара.
В данной ситуации у организации возникают следующие вопросы:
1. Какими
документами должна быть
2. Каким
образом необходимо отразить
недостачу в бухгалтерском
3. Как
отразить сумму уплаченной
4. Как отразить недостачу в расчетах с поставщиком?
Попытаемся разобраться в данной ситуации и ответить на все из вышеперечисленных вопросов.
Порядок приемки товара, в том числе порядок действий покупателя и продавца, документального оформления выявленной недостачи, вызова сторон при необходимости и иных аспектов, определяется с учетом условий заключенного внешнеторгового договора в случае включения в него соответствующих прямых норм либо указания на право, которое подлежит применению по заключенному договору.
Соблюдение
условий договора позволит избежать
в дальнейшем конфликтов с поставщиком,
а также позволит отстоять покупателю
свою позицию как при
При этом независимо от условий заключенного договора рекомендуется обратить внимание на следующее.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон) факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
При отсутствии
в договоре указания на форму такого
документа организации
Согласно п. 2 Положения его нормы регулируют отношения между продавцом (поставщиком) и покупателем (получателем) при приемке по количеству и качеству товаров, поставляемых по договорам купли-продажи (поставки, контрактации) или мены, заключаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.
Однако при указании в договоре на то, что все споры между сторонами решаются с учетом законодательства Республики Беларусь, либо при отсутствии в договоре каких-либо норм, определяющих порядок действий поставщика и покупателя в случае выявления недостачи, требованиями Положения можно воспользоваться и при исполнении внешнеторговых договоров.
В соответствии с требованиями Положения, принимая во внимание условия заключенного договора с поставщиком, организации рекомендуется оформить и обеспечить наличие следующих документов:
- уведомления о факте выявленной недостачи товара, направленного в адрес поставщика способом, позволяющим подтвердить его фактическое получение поставщиком;
- претензии
поставщику с прилагаемым
- уведомления
поставщика о направлении
- акта
о приемке товаров по
- письменного
ответа поставщика, содержащего
согласие либо несогласие с
фактом выявленной недостачи,
а также порядок
- корректировочного
инвойса с указанием
- документов,
свидетельствующих о
В случае
наличия у организации
При этом следует обратить внимание, что документы складского учета (карточки складского учета, книги складского учета, приходные ордера) должны подтверждать приемку фактического количества товара с учетом недостачи, что будет свидетельствовать о правомерности действий организации и исключит предположения о том, что организация по каким-либо причинам распорядилась частью товара незаконно (реализовала за наличный расчет, передала должностным лицам организации либо иным заинтересованным лицам и т.п.).
В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 (комментарий к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"), расчеты по претензиям к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин отражаются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет 76-3 "Расчеты по претензиям" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Субсчет
76-3 "Расчеты по претензиям" кредитуется
на суммы поступивших платежей в
корреспонденции с дебетом
Таким образом, рассматриваемую хозяйственную операцию следует отразить в регистрах бухгалтерского учета следующим образом:
1) Д-т
41 - К-т 60 - на стоимость фактически
полученного товара, указанного
в акте по приемке товара
по количеству и качеству, приложенном
к товаросопроводительным
2) Д-т 76-3 - К-т 60 - на стоимость товара, недостача которого выявилась при его фактическом пересчете на складе организации;
3) Д-т
60 - К-т 76-3 - в том случае, если
поставщиком признана и
либо
Д-т 41 - К-т 76-3 - в том случае, если поставщиком допоставлено недостающее количество товара;
4) Д-т
60 - К-т 52 - на сумму денежных
средств, фактически
Сумма, уплаченная за перевозку транспортной организации в соответствии с требованиями Закона, Методическими указаниями по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденными Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 N 86, в зависимости от положений учетной политики организации отражается следующим образом:
1) Д-т
41 - К-т 60 - распределяется на количество
фактически поступившего
2) Д-т
44 - К-т 60 - включается в состав
издержек обращения с ее
При этом следует отметить, что поскольку сумма, уплаченная перевозчику в соответствии с условиями договора, не зависит от количества перевезенного товара (т.е. данная сумма была бы уплачена перевозчику и в том случае, если бы организация приобретала фактически поступившее количество товара), то необходимость отнесения какой-либо ее части на счет учета расчетов по претензиям, включения в состав внереализационных расходов и т.п. отсутствует.
Порядок
отражения в бухгалтерском
В частности, возможны следующие варианты:
1. Организация
не производит корректировку
таможенной стоимости и не
предъявляет поставщику к
В данной ситуации сумма сбора за таможенное оформление в зависимости от учетной политики организации либо распределяется на стоимость фактически поступившего товара, либо включается в состав издержек обращения, необходимость ее разделения между фактически полученным и недостающим товаров отсутствует.
Данный
вывод обусловлен тем, что в соответствии
с условиями таможенного
Сумма таможенной пошлины должна быть распределена между фактически поступившим количеством товара и количеством недостающего товара, в частности:
а) сумма таможенной пошлины, относящаяся к фактически полученному количеству товара, либо относится на увеличение его стоимости, либо включается в состав издержек обращения (в зависимости от способа ведения бухгалтерского учета, фактически применяемого организацией и закрепленного в учетной политике);
б) сумма таможенных пошлин, относящаяся в недостающему количеству товара, для целей бухгалтерского учета включается в состав внереализационных расходов и отражается на счете 92 "Внереализационные доходы и расходы", для целей налогового учета - включается в состав внереализационных расходов, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, поскольку ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) возможность учета рассматриваемых расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не предусмотрена.
Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная таможенным органам, в общеустановленном порядке принимается к вычету, поскольку в соответствии с подп. 2.2 ст. 107 НК налоговыми вычетами признаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
При этом п. 3 ст. 107 НК установлено, что суммой налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, признаются сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная в бюджет при выпуске товаров, и сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная при ввозе товаров с территории государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 69.7 пункта 69 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 N 82, при осуществлении операций, указанных в пункте 11 статьи 103, частях 2, 3 пункта 21 статьи 107 НК, производится корректировка сумм налога в книге покупок за тот месяц, в котором произведены: передача объектов и сумм налога в пределах одного юридического лица или участнику договора простого товарищества, возврат объектов покупателем поставщику (продавцу), уменьшение (увеличение) стоимости объектов. В случае возврата таможенными и (или) налоговыми органами плательщику сумм НДС, ранее уплаченных при ввозе объектов и отраженных в книге покупок, производится уменьшение сумм налога в книге покупок за тот отчетный период, в котором произведен возврат таких сумм НДС. Итоговая сумма по графе 6б или 7б книги покупок за месяц, в котором производится уменьшение сумм налога, отражается со знаком "-" (минус), если сумма уменьшения превышает имеющиеся в книге покупок за этот месяц суммы налога, а также если в книге покупок за этот месяц суммы налога отсутствуют.