Бухгалтерский учет как информационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:51, статья

Описание работы

На основе разработанной блок-схемы алгоритма трехуровневой системы бухгалтерского учета автор доказывает необходимость трактовки бухгалтерского учета не как деятельности, а как информационной системы по сбору, анализу и управлению экономической информации. На примере торговой организации показано взаимодействие между элементами системы бухгалтерского учета, интегрирующей налоговый и финансовый учет.

Файлы: 1 файл

Жумакул Казарман Реферат.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

б) воздействия выходной информации из подсистемы управленческого учета  в налоговую подсистему;

в) воздействия выходной информации из подсистемы налогового учета в  финансовую подсистему.

Информация, сформированная по центрам ответственности в  подсистеме управленческого учета, в виде управленческого решения  направляется в финансовую подсистему.

С учетом налогового планирования в управленческой подсистеме составляется бюджет по тем налогам и сборам (таким, как транспортный, налог на имущество, налог на землю, экологические  сборы), которые оказывают влияние  на себестоимость товаров, продукции, работ и услуг. Отклонения фактических значений налогов от плановых в виде управляющего воздействия посредством обратной связи поступают в налоговую подсистему для оптимизации налогообложения.

Взаимодействие между  финансовым и налоговым учетом осуществляется с помощью элемента обратной связи, когда информация на выходе из налоговой  подсистемы поступает в финансовую с помощью блока корректировки  данных по правилам национального стандарта  ПБУ 18/02 "Учет расходов по налогу на прибыль".

Рассмотрим на конкретном примере организации торговли функционирование системы бухгалтерского учета при  применении обычной системы налогообложения. В организациях торговли большой  удельный вес занимают расходы на рекламу, поэтому покажем взаимодействие подсистем финансового, управленческого  и налогового учета по данному  информационному потоку.

Для целей бухгалтерского учета рекламные расходы не нормируются, для целей же финансового учета  норматив расходов, уменьшающих прибыль, составляет 1 % от выручки по рекламе, которая не поименована в ст. 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные  с реализацией". На основе имеющихся  данных по товарообороту за каждый месяц отчетного периода, ассортименту, расходам на рекламу определим взаимодействие между подсистемами.

Таблица 1 – Учетно-плановая информация в оптовой организации  торговли за январь 2006 г., руб. 

Учетная информация о ценах  реализации и объемах по каждой товарной группе на основе первичных учетных  документов (накладных) поступает в  подсистему управленческого учета, где анализируется в соответствии с плановыми значениями по методу цепных подстановок, абсолютных разниц или интегральному методу. Рассмотрим анализ методом цепных подстановок.

Ир= Т*Ур/100,

где Т – товарооборот, Ур – уровень рекламных расходов, Ир – рекламные издержки.

В этой формуле последовательно  заменяются показатели товарооборота  и уровня затрат плановые на фактические, и находится разница между соответствующими расчетами.

Пример расчета по первой группе товаров.

1. Ирп= Тп*Урп/100 = 1400 руб.

2. Определяем величину  рекламных издержек за счет  изменения товарооборота:

140000*0,9333/100=1306,62 руб.

Следовательно, рекламные  издержки увеличились в отчетном периоде по сравнению с плановыми  показателями за счет изменения товарооборота:

1306,62-1400=-93,38 руб.

3. Определяем изменение  рекламных издержек за счет  изменения уровня рекламных расходов:

140000*1,2500/100=1750 руб.

Следовательно, рекламные  расходы увеличились за счет уровня рекламных расходов на 1750-1306,62=443,38 руб.

Совокупное влияние факторов на изменение величины рекламных  расходов составило 350 руб. (443,38-93,38).

По второй группе товаров.

1. Ирп=2500 руб.

2. 290000*0,9259/100=2685,11 руб.

Следовательно, рекламные  издержки увеличились за счет изменения  товарооборота на 2685,11-2500=+185,11 руб.

3. 290000*0,9724/100= 2820 руб.

Следовательно, рекламные  издержки увеличились за счет уровня рекламных расходов на 2820-2685,11= +134,89 руб.

Совокупное влияние факторов на изменение величины рекламных  расходов составило 350 руб. 320 (185,11+134,89).

Для принятия управленческого  решения по оптимальному распределению  денежных средств на оплату рекламных  расходов по конкретной товарной группе необходимо проанализировать уровень  рекламных расходов, за счет которых  рост рекламных расходов по первой группе товаров составил 443,38 руб., по второй – 134,89 руб.

Характерным для данной статьи расходов является расчет влияния на нее тарифов в зависимости  от вида рекламы. На основе первичных  учетных документов подсистемы финансового  учета (актов выполненных работ) в подсистеме управленческого учета  производится дальнейший анализ.

Таблица 2 – Учетная  информация в оптовой организации  торговли по расходам на рекламу за январь 2006 г., руб. 

Как видно из приведенной  таблицы, наибольший удельный вес по второй группе товаров составила  реклама в супермаркетах, тарифы на которую являются очень высокими.

Следовательно, управленческое решение будет заключаться в  сокращении объема рекламных расходов по второму товару на 134, 89 руб., так  как по нему наблюдается рост товарооборота. Высвобожденные ресурсы будут вложены  в рекламу первого товара.

Управляющее воздействие  на выходе управленческой подсистемы, сформированное по центру ответственности  затрат, будет направлено в финансовую подсистему. В финансовой подсистеме решение будет реализовываться  путем дополнительно перечисляемых  денежных средств с расчетного счета в организацию ООО "Реклама в супермаркетах" на рекламу первого товара в размере 134,89 руб. В результате принятого управленческого решения произойдет увеличение расходов на продажу по первому виду и их снижение по второму.

Взаимодействие между  налоговой и финансовой подсистемами будет происходить в виде корректировок  прибыли вследствие образования  постоянной разницы между нормируемыми и фактическими расходами по данным финансового учета.

Нр=Тф*1 %,

где Нр – норматив рекламных расходов, Тф – фактический товарооборот.

Нр= 430000*1 %=4300 руб.

Из приведенных расходов на рекламу нормируются все за исключением рекламы в средствах  массовой информации. Величина нормируемых  расходов составляет 1700+2250+570=4520 руб.

Возникшая постоянная разница  формируется в корректирующем блоке  и в качестве обратного воздействия  поступает в подсистему финансового  учета бухгалтерской проводкой:

дебет 99 "Прибыли и убытки" 52,80 руб.

кредит 68 "Расчеты с  бюджетом по налогам и сборам" 52,80 руб.

Как видно из приведенного примера, подсистемы управленческого, финансового и налогового учетов взаимодействуют между собой. Взаимосвязь  осуществляется с помощью постоянно  циркулирующего потока экономической  информации, которая проникает в  каждую подсистему бухгалтерского учета  для последующей обработки микроэлементами  системы. Взаимодействие осуществляется между подсистемами бухгалтерского финансового учета и управленческого  учета, а также между подсистемами бухгалтерского финансового учета  и налогового учета таким образом, что обработанная в подсистеме финансового  учета информация является одновременно выходной для составления бухгалтерской  финансовой отчетности и входной  для остальных подсистем.

Информация об издержках  производства и товарообороте по центрам ответственности, по видам  их носителей, сгруппированная в  регистрах бухгалтерского финансового  учета и отраженная на счетах с  помощью двойной записи поступает  в подсистему управленческого учета, где через функции управления преобразуется в информацию для  принятия оперативных и прогнозных решений. В свою очередь оптимальные  решения, принятые в подсистеме управленческого  учета, влияют на изменение ассортимента реализуемых товаров, перераспределение  издержек по видам товаров.

Взаимосвязь между подсистемами бухгалтерского финансового и налогового учетов состоит во взаимосвязи показателей, которые отражают прибыль, исчисленную  в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации и  налоговой базы по налогу на прибыль  за отчетный период.

Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что систему бухгалтерского учета нельзя рассматривать как  деятельность. Деятельность не охватывает взаимосвязи между подсистемами финансового, налогового и управленческого  учета.

Бухгалтерский учет – это  система, представляющая собой информационно-аналитический  комплекс всей хозяйственной деятельности организации, который состоит из взаимосвязанных между собой  элементов-подсистем, функционирующих  на основе законодательства и предназначенных  для предоставления внешней и  внутренней отчетности конкретным категориям пользователей. Налоговые органы должны быть выделены в отдельную группу как пользователи только налоговой  отчетности для того, чтобы в финансовой отчетности не нарушался принцип  достоверности.

 

Список литературы

1. Проект закона "Об  официальном бухгалтерском учете" 27.12.05.

2. Жминько, С. И. Теория и практика финансового учета в аграрном секторе экономики России / С. И. Жминько. – Краснодар, 2001. – 353 с.

3. Маренков, Н. Л. Международные  стандарты бухгалтерского учета,  финансовой отчетности и аудита  в российских фирмах / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 200 с.

4. Соколов, Я. В. Бухгалтерский  учет в зарубежных странах  / Я. В. Соколов, Ф. Ф. Бутынец, Л. Л. Горецкая, Д. А. Панков. – М. : ТК Велби. Издательство Проспект, 2005. – 664 с.


Информация о работе Бухгалтерский учет как информационная система