Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучения бухгалтерского учета в части основных средств предприятия, рассмотрение не только в рамках отечественной практики, но и его сравнение с международным опытом.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть методологию учета основных средств, применяемую в соответствии с российскими стандартами (в том числе: понятие, нормативно-правовую базу, документальное оформление и способы учета в организации);
2. Раскрыть сущность и основные принципы систем бухгалтерского учета в соответствии со стандартами МСФО и GAAP US, провести сравнительный анализ;
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Данные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:
01 «Основные средства» (активный);
02 «Амортизация основных средств» (пассивный);
91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Рассмотрим более подробно учет поступления основных средств.
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Согласно Плану счетов фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением ОС, списываются с кредита счета 08 в корреспонденции с дебетом счета 01 "Основные средства".
Стоимость приобретенного оборудования в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации в течение всего срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем начала его эксплуатации (п. 17, п. 18, п. 20, п. 21 ПБУ 6/01).
Операции по учету основных средств отражаются на счетах следующим образом :
Таблица 1
№ п\п |
Содержание хозяйственной операции |
Дт |
Кт |
1 |
Сумма фактических затрат по приобретению основных средств |
08 |
60 |
2 |
На сумму входного НДС, поступившего от поставщика |
19 |
60 |
3 |
Начисление процентов по кредиту (займу), полученному для приобретения инвестиционного актива |
08 |
66 |
4 |
Ввод в эксплуатацию основных средств |
01 |
08 |
5 |
Возмещение НДС из бюджета |
68 |
19 |
6 |
Поступление основного средства в счет вклада в уставный капитал |
08 |
75 |
7 |
Безвозмездное поступление основных средств |
08 |
98 |
8 |
Начисление амортизации по основным средствам (на затраты организации) |
26, 25, 44 |
02 |
Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению: «Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле».
Объекты основных средств, приобретенные организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование-лизинг, аренда) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету и учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение, предварительно учтенных на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В бухгалтерском учете приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, учитываются не по остаточной стоимости, указанной в документах поставщика, а по сумме фактических затрат организации на их приобретение.
Первоначальной стоимостью объекта ОС, полученного в качестве вклада в уставный капитал, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации с учетом требований законодательства (п.п. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01).
Первоначальной стоимостью ОС, полученных безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (пункты 7, 10 ПБУ 6/01).
В бухгалтерском учете стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации одним из способов, установленных п. 18 ПБУ 6/01. Срок полезного использования основных средств определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01). Ежемесячная сумма начисленной амортизации признается расходом по обычным видам деятельности (пункты 5, 8, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", п. 25 ПБУ 6/01).
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
- при способе уменьшаемого
- при способе списания
- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Затраты на ремонт, произведенный собственными силами, отражаются, как правило, на счете 23 "Вспомогательные производства".
Согласно п.76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:
- продажи;
- списания в случае морального и физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
- передачи по договорам мены, дарения;
- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
- частичной ликвидации
при выполнении работ по
- в иных случаях.
При выбытии собственных основных средств, процесс выбытия отражается в учете следующими «золотыми» проводками:
Таблица 2
№ п\п |
Содержание хозяйственной операции |
Дт |
Кт |
1 |
На первоначальную стоимость выбивающего объекта ОС |
01/В |
01 |
2 |
Списание суммы начисленной амортизации выбывших объектов основных средств |
02 |
01/В |
3 |
Списание остаточной стоимости выбившего объекта ОС |
91/2 |
01/В |
На сегодняшний день в отечественной практике учета нет специализированного Положения по бухгалтерскому учету, регламентирующего бухгалтерский аспект договора лизинга. Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с лизингом имущества, осуществляется в соответствии с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 г. N 15 (в редакции от 23.01.2001 г. N 7н). Однако применять данные Указания необходимо с большой долей осторожности, поскольку практически все документы, на основе которых они были разработаны, отменены. В свою очередь, в международной практике вопросам учета аренды и лизинга посвящен отдельный стандарт - МСФО 17 "Аренда" (IAS 17 "Leases").
Национальные системы бухгалтерского учета разных стран существенно различаются. Это связано с общим уровнем образования в каждой стране, ее политическими и экономическими связями в мире, различием законодательных систем. Очень важную роль здесь играют и способ производства, и уровень инфляции, и темпы экономического развития, а также многие экономические факторы.
Когда у компании возникает вопрос о переходе на международную отчетность, то, как правило, рассматривается одна из двух систем - международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP США). Несмотря на стремление к сближению этих систем, существенные различия между ними пока есть.
Если сравнивать технику учета в России и в соответствии с международными стандартами можно отметить следующие отличительные черты:
1. Терминология. Здесь возникает проблема не только в плане применения различных терминов, но и в различном использовании одних и тех же терминов. Одно и то же понятие имеет различные значения даже внутри европейского сообщества и в странах с влиянием США. Поэтому приходится очень внимательно относиться ко всем определениям, применяемым при ведении учета. Для этого в международном учете вводится термин «глоссарий» (словарь). Он включен в состав полного комплекта МСФО.
2. План счетов. В разных странах
существуют различные варианты,
но суть системы счетов
3. Особенности в ведении счетов.
Счета ведутся в так