Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических основ ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также его рассмотрение на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
2. Проанализировать организационно-экономическую характеристику ГБУ «Самаралес»;
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Основой работы любого предприятия является выпуск и реализация продукции, товаров, работ, услуг. Для приобретения нужных в производстве определенного вида продукции, материалов, услуг предприятия обязательно устанавливают связи с различными поставщиками. Для реализации уже изготовленной продукции, работ, услуг у организаций складываются отношения с покупателями. При этом ведется учет дебиторской и кредиторской задолженности, синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и другие виды учета.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами этого учета являются:
- формирование полной
и достоверной информации о
состоянии расчетов с
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
- своевременная выверка
расчетов с дебиторами и
Актуальность выбранной темы определяется тем, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как непоступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникающие в результате этого кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
Целью дипломной работы является изучение теоретических основ ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также его рассмотрение на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
2. Проанализировать
3. Исследовать ведение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в ГБУ «Самаралес»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в ГБУ «Самаралес».
Предметом исследования данной дипломной работы является ведение бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в ГБУ «Самаралес». Исследуемым объектом является государственное бюджетное учреждение «Самаралес». Период исследования 2011 - 2013 года.
При написании дипломной работы теоретическую базу составили законодательные и нормативные документы, учебная и методическая литература, работы ведущих ученых и специалистов-практиков по исследуемой тематике, а методическую - бухгалтерская отчетность ГБУ «Самаралес».
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1.1 Формы безналичных расчетов
Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 45 "Товары отгруженные" и др.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).
Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними - расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или несколькими учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ - это:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по инкассо;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ - это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:
- плательщика - о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;
- получателя - о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.
В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации (расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного, фиолетового или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением, и др.).
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.
Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одно лицо, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.
Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.
Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.
Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
- в целях возврата/размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;
- по распоряжению физических лиц или в пользу физических лиц;
- в других целях, предусмотренных
законодательством или
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Расчеты по инкассо (ст.874 ГК РФ часть 2 от 26.01.1996г № 14 – ФЗ, ред. от 28.12.2013г) - это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Инкассовые поручения (ст.875 ГК РФ часть 2 от 26.01.1996г № 14 – ФЗ, ред. от 28.12.2013г).
Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк.
Платежные требования («Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, ред. от 15.07.2013, Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24667) применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.
Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре.
Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта возможен при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно-транспортном документе, поступлении части незаказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.
Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которая составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями соответствующих должностных лиц и оттиском печати плательщика.
При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств.
Первый экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.
При частичном отказе от акцепта платежное требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику.
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.
При неполучении в установленный срок заявления с отказом от акцепта платежных требований банк плательщика возвращает платежное требование в банк получателя с записью на обратной стороне "Не получено согласие на акцепт".
Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (пять дней на акцепт и двойной срок почтового пробега).
Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками