Бухгалтерский учет расчетов за товары и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является, как можно обширнее изучить тему учёта расчётов между поставщиками и покупателями.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы расчётов между поставщиками и покупателями;
- исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
- отразить особенности синтетического учёта расчётов между поставщиками и покупателями;

Файлы: 1 файл

введение, 1, 2 заключ, литер, прилож.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица. 1.2

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

 ЗАО «Хлебозавод» за 2009-2011 годы.

Показатели

Годы

Отклонение

Абсолютное 

(+,-)

Темпы роста,

в %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

 к 2009 г.

  2011 г. к

2010 г.

2010 г. к 

2009 г.

2011 г. к 

2010 г.

1.

Объем выручки от продажи (без НДС и акцизов), тыс. руб.

121111

119923

126597

-1188

6674

99

106

2.

Среднесписочная численность  работников, чел.

202

220

240

18

20

108

109

3.

Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.

12270

   13282

19662

1012

6280

108

148

4.

Среднегодовая дебиторская  задолженность, тыс.руб.

3154

2891

3461

-263

570

92

119

5.

Среднегодовая кредиторская задолженность, тыс.руб.

6434

7222

10244

785

3022

112

142

6.

Материальные затраты  на выпуск продукции, тыс.руб.

65652

55757

57046

-9895

1289

117

87

7.

Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс.руб.

73387

57713

57299

-15674

-414

79

99

8.

Прибыль от продажи продук-и

12854

20469

18576

7615

-1893

159

91

9.

Чистая прибыль, тыс.руб.

8590

11648

10222

7615

-1426

135

88

10.

Производительность труда.т.р.

1584,16

1481,82

1583,33

-102,34

101,51

94

107

11.

Материалоотдача, руб.

1,12

1,04

1,004

-0,08

-0,036

93

97

12.

Материалоемкость, руб.

0,89

0,97

0,99

0,08

0,02

109

102

13.

Фондоотдача, руб.

5,94

5,23

4,39

-0,71

0,84

88

83

14.

Фондоемкость, руб.

0,17

0,19

0,23

0,02

0,04

112

121


Показатели

Годы

Отклонение

Абсолютное (+,-)

Темпы роста,

в %

2010 г.к

2009 г.

2011 г. к

2010 г.

2010 г. к

2009 г.

2011 г. к2010 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

15.

Уровень рентабельности основной деятельности, %

8,5

9,7

8,1

1,2

-1,6

114

84

16.

Рентабельность продаж, %

21,0

17,2

14,7

-3,8

-2,4

82

85




Продолжение табл. 1.2

 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это комплексный метод изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития.

Из расчетов видно, что фондоотдача имеет  тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов.

Обратным показателем  фондоотдачи является фондоемкость, рост фондоемкости на протяжении анализируемого периода показывает прирост стоимости  основных средств на 1 руб. готовой  продукции.

  Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. За аналогичный период  данный показатель был равен  17,1%, за отчетный  14,7%. Видно, что  рентабельность продаж уменшилась  на 2,4%. Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временные и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

 

 

1.2. Документальное оформление поступление товаров и расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

 

Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабженческих операций, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и продажи продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая-их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено применение различных  видов договоров, регламентирующих порядок юридического оформления взаимоотношений между поставщиками и покупателями. Основными из них являются следующие:

Договор купли-продажи (ст.454 ГК РФ). Согласно данному договору одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) [1].

Договор поставки (ст.506 ГК РФ). В соответствии с договором  поставки поставщик-продавец обязуется  передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях [2].

Договор мены (ст.567 ГК РФ). Каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны  один товар в обмен на другой [3].

Все документы, которыми оформляется выбытие и  поступление товаров, можно подразделить на три группы:

1. документы,  удостоверяющие количество и  качество товаров, к ним относиться: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и. т.д.

2. расчетные,  а именно платежные поручения, платежные требования - поручения, векселя, и. т.д.

3. транспортные  документы: грузовые квитанции,  железнодорожные накладные. Они  дают возможность получить грузы,  поступившие от иногородних поставщиков.

Документальное  оформление предусматривает:

1) выписку в  обязательном порядке налоговой  накладной;

2) выписку сопроводительных  документов (железнодорожных, товарно-транспортных  и других накладных и прочих  документов), предусмотренных договором поставки товаров [4].

Покупатель  товара обязан проверить достоверность  факта регистрации предпринимателя - поставщика. В табличной части  налоговой накладной отражается, помимо наименования товаров, работ, услуг, единицы измерения, цены, процента и суммы налога на добавленную стоимость (НДС), также общая сумма по накладной, включая НДС. Налоговую накладную составляет лицо, которое зарегистрировано как плательщик налога в налоговом органе и которому присвоен индивидуальный налоговый номер плательщика НДС. В противном случае налоговая накладная считается недействительной и в будущем сумма НДС, исчисленной в накладной, не будет принята для обеспечения налоговых обязательств. Налоговая накладная является документом, от которого во многом зависят отношения субъекта предпринимательской деятельности с налоговыми органами [5].

Поставщик, отгружая товары, выписывает, кроме налоговой  накладной, документы двух видов, первый из которых (товарный) сопровождает товар  на всем пути его следования до покупателя, а второй документ является расчетным, предоставляется в банк и служит основанием для расчетов поставщиком .

Счета поставщиков  служат у покупателя основанием для  оформления соответствующих банковских платёжных документов (платёжных  поручений, аккредитивов, инкассо, чеков) на погашение задолженности, отгруженной в счёте.

Основными документами, сопровождающими груз, является счета  фактуры, товарно-транспортные накладные. Основными расчетными документами  являются платежное поручение или  платежное требование поручение, которое предоставляется в банки поставщика и получателя товаров для осуществления платежей.

Сопроводительные  и расчетные документы, выписываются в 4-х - 5-ти экземплярах: поставщику, получателю товара, остальные передаются в соответствующие банки для оплаты стоимости товаров, тары, работ, услуг. При доставке товара автомобильным транспортом поставщик товара выписывает товарно-транспортные накладные (ТТН). Она предназначена для списания товара со склада поставщика, оприходывания на складе получателя и расчетов с автотранспортным предприятием. Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах из них:

первый экземпляр, остается у поставщика; второй экземпляр  с товаром направляется покупателю; третий является попуском на вывоз  товаров со склада поставщика; четвертый с отметкой и печатью получателя груза выдается автотранспортному предприятию для расчетов за автотранспорт и начисления оплаты водителю. Третий экземпляр, служащий пропуском, является основанием для выписки платежного требования на оплату за товар через учреждение банка. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, при отправке товара по железной дороге или водным транспортом, железная дорога (пристань) выдает поставщику железнодорожную (водную) грузовую квитанцию в подтверждение приемки и отправки груза в адрес покупателя.

Грузовую квитанцию  вместе с другими сопроводительными  документами (накладная склада - отправителя, сертификата качества) поставщик  присылает покупателю почтой. Она является документом, необходимым для получения груза на станции назначения, а также предъявление претензий к органам транспорта при частичной или полной утрате груза.

В остальных  случаях выписывается счета фактуры. Счета фактуры регистрируются в книге продаж и в книге закупок. Счета фактуры составляются предприятием поставщиком на имя предприятия покупателя в двух экземплярах, первый из которых не позднее десяти дней с даты отгрузки товаров или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм по НДС. Второй экземпляр счет - фактуры (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж.

Счет - фактура  подписывается руководителем и  главным бухгалтером поставщика, а также лицом ответственным  за отпуск товаров и скрепляется печатью организации [6].

Получаемые  и выдаваемые счета - фактуры хранятся раздельно в журнале учета  счетов фактур в течении полных пяти лет с даты их получения. Они должны быть подшиты и пронумерованы.

А также оформляют  дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж. Дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж оформляются при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж (Приложение 2).

Платежное требование является расчетным документом, который выписывает поставщик на основании товарных документов на отгруженные товары и передает в обслуживающее его учреждение банка.

Учреждение  банка поставщика пересылает платежное  требование в учреждение банка получателя товаров, где оно предъявляется к оплате в соответствии с правилами безналичных расчетов. В платежном требовании указываются номера ее даты товарных документов, удостоверяющих отгрузку и общую сумму платежа. Платежное требование может быть и товарным документом, если в нем указаны количество, цена, и сумма стоимости товара и тары, размер и сумма НДС. Платежное требование и приложенные к ним документы подлежат проверке ответственными должностными работниками предприятия - получателя товара. Проверке подлежит правильность цен, транспортных расходов, размеры торговых и оптово-сбытовых скидок, соответствие отгруженных товаров условием договора поставки.

Проверенные документы  передают руководителю предприятия  для акцепта (согласия на оплату), или  отказа от акцепта полностью или частично, с указанием суммы и мотива отказа.

Платежные требования поставщиков регистрируются в журнале  в хорологическом порядке. В этом же журнале делаются отметки о  фактическом поступлении грузов. Журнал используют для контроля за полнотой своевременностью поступления и оприходования товаров.

В установленных  случаях вместе с перечисленными сопроводительными документами  выписываются спецификации, сертификаты, упаковочные ярлыки, которые характеризуют  качество товара, количество мест и  другие пункты условий договоров поставки. При отсутствии транспортных и других сопроводительных документов приемка товаров оформляется специальным приемным актом фактического наличии товаров, который выписывается в 2-х экземплярах и в котором делается отметка об отсутствии документов. Один экземпляр направляется поставщику, второй используется предприятием для учета товаров.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов за товары и услуги