Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, реферат
В условиях перехода страны на рельсы рыночных отношений бухгалтерский учет является основным звеном формирования экономической политики, инструментом бизнеса, одним из главных механизмов управления производственным процессом и продажей продукции (работ, услуг), способствует совершенствованию организации производства, оперативного долгосрочного планирования и анализа хозяйственной деятельности.
капитальные вложения в объекты, предназначенные для сдачи в аренду, лизинг, прокат.
По степени готовности различают капитальные работы законченные и незаконченные (незавершенное капитальное строительство).
Законченными считаются объекты, полностью завершенные, сданные в эксплуатацию и включенные в состав основных средств. В состав незавершенного строительства включаются объем выполненных строительно-монтажных работ по возводимому объекту, стоимость поступившего оборудования, не требующего монтажа, и оборудования, находящегося в монтаже, а также прочие капитальные работы и затраты.
Организация, осуществляющая капитальные вложения, называется застройщиком (заказчиком). Капитальные работы выполняются либо подрядным способом, т.е. специальными строительно-монтажными организациями (подрядчиками) на договорных началах, либо самим застройщиком — хозяйственным способом, т.е. собственными силами организации.
Капитальные вложения можно осуществлять только при условии наличия титульных списков, проектно-сметной документации и источников финансирования. Титульные списки представляют собой перечень объектов, намеченных к строительству или реконструкции. В них предусматриваются сроки начала и окончания работ, сметная стоимость, объемы капитальных вложений по годам и др. В проектно-сметную документацию включаются проект, чертежи, комплекс технических документов, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для намеченного строительства или реконструкции здания, сооружения или организации. Проектно-сметная документация разрабатывается на основе технико-экономических обоснований и технико-экономических расчетов.
При осуществлении строительства подрядным способом заказчик заключает договор только с основным подрядчиком, которого называют генеральным подрядчиком. Он отвечает перед заказчиком за выполнение всех общестроительных, специальных строительных и монтажных работ. Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения работ другие строительные или монтажные организации, которые называются субподрядчиками. Субподрядчики заключают договоры с генеральным подрядчиком и отвечают перед ним за выполнение отдельных видов работ в срок и за их качество. Завершенные подрядчиками работы заказчики оплачивают в зависимости от выбранных сторонами способов расчетов.
Организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляется застройщиками.
Бухгалтерский учет долгосрочных вложений ведут на самостоятельном синтетическом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
1 — «Приобретение земельных участков»;
2 — «Приобретение объектов
3 — «Строительство объектов основных средств»;
4 — «Приобретение объектов
5 — «Приобретение
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты на строительство и монтаж отдельных объектов основных средств нарастающим итогом с начала строительства. Сальдо (дебетовое) по счету отражает стоимость незавершенного строительства (работ). На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» аналитический учет ведут по каждому объекту строительства или приобретения.
До окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», составляют незавершенные капитальные вложения.
По условиям договора заказчик может поставлять подрядчику оборудование, которое подлежит установке на строящихся объектах. Для учета поступающего оборудования в бухгалтерском учете заказчика открывается самостоятельный синтетический счет 07 «Оборудование к установке». По дебету этого счета отражают затраты на оборудование, поступившее на склад организации и требующее монтажа. Указанные затраты складываются из стоимости оборудования по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования, заготовительных расходов (включая комиссионные вознаграждения посредническим фирмам), стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины и пр.
Приобретение оборудования для монтажа на счетах бухгалтерского учета отражается следующей записью:
Д-т 07 «Оборудование к установке»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Но приобретение оборудования и оприходование его на складе еще не означает капитальных вложений в полном смысле слова. Только после фактический передачи его подрядчику для монтажа на счетах делается бухгалтерская проводка:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 07 «Оборудование к установке»
Подрядчик, получивший от заказчика оборудование для использования в строительстве объекта, учитывает такое оборудование за своим бухгалтерским балансом, т.е. на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Если подрядчик обеспечивает строительство необходимым оборудованием, то его стоимость отражается у заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» вместе со стоимостью монтажа и прочих работ (согласно выставленному счету).
Порядок учета затрат по строительным работам и по монтажу оборудования зависит от способа их производства — подрядного или хозяйственного. При подрядном способе выполненные и оформленные строительные и монтажные работы отражаются у застройщика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно принятым к оплате счетам подрядной организации (включая налог на добавленную стоимость). На счетах бухгалтерского учета эта операция отражается следующей записью:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Задолженность по мере оплаты счетов уменьшается, что отражается по:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 52 «Валютные счета»
Если оплата производится зачетом взаимных требований или в соответствии с договором по уступке денежного требования:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
При хозяйственном способе производства строительно-монтажных работ учет затрат ведется также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражаются фактически произведенные застройщиком затраты и отражаются на счетах следующим образом:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 51 «Расчетные счета», 50 «Касса» и др.
Когда строительные организации выполняют капитальные вложения для собственных нужд, они учитывают свои затраты до полного их завершения на счете 20 «Основное производство» (или 23 «Вспомогательные производства», если производства, выполняющие строительные работы, действуют в составе организации, но состоят на внутрихозяйственном расчете):
Д-т 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства»
К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр.
По окончании данных работ затраты списывают:
Д-т 90 «Продажи»
К-т 20 «Основное производство»
И одновременно:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 90 «Продажи»
На произведенные капитальные работы для собственных нужд начисляется налог на добавленную стоимость:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Ввод объектов основных средств в эксплуатацию отражается на счетах бухгалтерского учета:
Д-т 01 «Основные средства»
К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
При постановке на учет объектов основных средств (зданий, сооружений и пр.) необходимо иметь основание, т.е. первичный документ, подтверждающий факт совершения операции и переход права собственности. Основанием для осуществления данной операции является утвержденный руководителем организации акт приемки-передачи основных средств, а также документ, подтверждающий право собственности на объект. Право собственности на вновь приобретаемый (построенный) объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации прав на него. До перехода права собственности на объект основных средств они по счету 01 «Основные средства» не отражаются (амортизация по ним не начисляется и на себестоимость продукции не относится), а учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Важная задача бухгалтерского учета капитальных вложений — определение всей совокупности затрат, относящихся к возведенному объекту строительства, его реконструкции или приобретению. Эти затраты по окончании строительства будут определять инвентарную (первоначальную) стоимость вводимых в эксплуатацию объектов — зданий, сооружений, оборудования и т.п.
Инвентарная стоимость вводимых в эксплуатацию объектов складывается из затрат на строительные работы, прочих капитальных работ и затрат, приходящихся на данные объекты. Определяется инвентарная стоимость по законченному строительству. Для проверки пригодности объекта к эксплуатации создаются специальные приемочные комиссии. Полная готовность к эксплуатации подтверждается актом приемки. В нем указываются объем, производственная мощность, площадь, параметры, характеризующие объект, готовность его к эксплуатации, качество выполненных работ, наличие недоделок, сроки их устранения. Оформленный полностью и подписанный акт передается заказчику-застройщику и является основанием для определения инвентарной стоимости объекта капитальных вложений.
Финансовые вложения представляют собой вклады в уставные капиталы, приобретение акций, облигаций сторонних организаций и ценных государственных бумаг, а также займы, предоставленные другим организациям или лицам. Финансовые вложения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные финансовые вложения предполагают отвлечение средств организации на срок более одного года. К ним относятся вклады в уставные (складочные) капиталы различных организаций и затраты на приобретение акций с целью последующего получения доходов в виде дивидендов.
Краткосрочные финансовые вложения (на срок до одного года) представляют собой приобретение государственных облигаций (ГКО), облигаций федерального и местных займов, акций различных организаций при условии, что эти акции котируются на бирже, вклады на депозитные счета и приобретение депозитных сертификатов коммерческих банков. Независимо от срока, на который организации производят те или иные финансовые вложения, для учета их наличия и движения используется синтетический счет 58 «Финансовые вложения». К этому счету открываются субсчета для учета отдельных видов финансовых вложений, например:
1 — «Паи и акции»;
2 — «Долговые ценные бумаги»;
3 — «Предоставленные займы»;
4 — «Вклады по договору
Взносы в уставные (складочные) капиталы других организаций могут осуществляться в денежной форме и в виде основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров и других ценностей. Если в уставный капитал сторонней организации вносятся денежные средства путем перечисления с расчетного счета вкладчика, то на счетах бухгалтерского учета эта операция отражается следующим образом:
Д-т 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции»
К-т 51 «Расчетные счета»
Возможны случаи, когда взнос делают наличными деньгами (размер этих сумм ограничивается нормативными актами). Тогда записи на счетах выглядят следующим образом:
Д-т 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции»
К-т 50 «Касса»
К-т 52 «Валютные счета»
Когда взносами выступают не денежные средства, а различные виды имущества организации, то учет таких взносов имеет свои особенности. Передача товарно-материальных ценностей должна отражаться на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как их выбытие. Например, передача отдельного объекта основных средств отражается через счет 01 «Основные средства». Вклады в уставные капиталы других организаций обычно оцениваются по договорной стоимости. Поэтому вначале на счете 01 «Основные средства» определяется остаточная стоимость передаваемого объекта основных средств, т.е. из его первоначальной стоимости (счет 01 «Основные средства») вычитается сумма накопленной по нему амортизации (счет 02 «Амортизация основных средств»). Затем, согласно принципам российского бухгалтерского учета, эта стоимость переносится на счет 91 «Прочие доходы и расходы», т.е. делается бухгалтерская запись:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т 01 «Основные средства» — по остаточной стоимости