Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений. В ходе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств. В этом кругообороте можно выделить три процесса: снабжение, производство и реализация. В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями. В процессе снабжения учитываются такие хозяйственные операции, как поступление материалов от поставщиков, оплата транспортных расходов по их доставке, отпуск материалов в производство. В процессе снабжения учитывается начисление заработной платы, начисление амортизации (износа) и т.д. В процессе реализации учитываются поступления на расчетный счет выручки от реализации, списание производственной себестоимости, расчет прибыли и отнесение ее на счет “Прибыли и убытки”.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
1.Учет денежных средств и денежных документов………….3
2.Учет кассовых операций………………………………….……4
3.Учет средств на расчетном , текущем и других счетах……15
4. Расчеты платежными поручениями………………………...17
5.Расчеты аккредитивами……………………………………….18
6. Расчеты чеками…………………………………………………19
7. Расчеты по инкассо……………………………………………..19
8.Расчеты платежными требованиями-поручениями…………20
Список использованной литературы……………………………26
Практическая часть II вариант……………………………27-85

Файлы: 1 файл

бух учет - копия.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись  только руководителя организации.

Безналичные расчеты  осуществляются в соответствии с  Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П  «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 марта 2003 г.) (далее Положение 2-П).

Расчетные документы  должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка  осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93 (с изменениями 20/2003);

б) номер расчетного документа, число, месяц и год  его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН), код  причины постановки на учет (КПП);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный  код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный  код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной  строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность  платежа;

л) вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Расчетные документы  принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных  должностными лицами, имеющими право  подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Расчетные документы  по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

Расчетные документы  по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при  наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати.

Пунктом 1.2. Положения 2-П допускается использование  при безналичных расчетах:

  • платежных поручений;
  • чеков;
  • аккредитивов;
  • инкассовые поручения;
  • платежные требования.

Расчетные документы  на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в  Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

4. Расчеты  платежными поручениями Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными  поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней;

в) перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов  и уплаты процентов по ним;

г) перечисления по распоряжениям физических лиц  или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством  или договором.

Также, платежные  поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия  денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств  на счете плательщика, а также  если договором банковского счета  не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

5. Расчеты  аккредитивами Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее – банк – эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:

– покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

– отзывные и  безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк – эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк – эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка – эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен  или отменен банком – эмитентом  на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка – эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка – эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид.

Аккредитив  предназначен для расчетов с одним  получателем средств.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в договоре.

Платеж по аккредитиву  производится в безналичном порядке  путем перечисления суммы аккредитива  на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

6. Расчеты  чеками Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств  чекодателя.

Для осуществления  безналичных расчетов могут применяться  чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Чек должен содержать  все обязательные реквизиты, установленные  Гражданским кодексом Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

7. Расчеты  по инкассо Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее – банк – эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк – эмитент вправе привлекать другие банки (далее – исполняющий банк).

Расчеты по инкассо  осуществляются на основании платежных  требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

8. Расчеты  платежными требованиями – поручениями Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Плательщик  обязан представить в банк платежное  требование – поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

С расчетного счета  банк оплачивает обязательства, расходы  и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные  нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.

В бесспорном порядке  со счетов организации списывают  платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

При недостаточности  денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855).

Предприятие ежедневно  или в другие установленные банком сроки получает от банка выписку из своих счетов с приложением копий документов, на основании которых зачислены или списаны средства.

Выписка из расчетного счета – второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему  банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания – по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятиями.

Выписка банка  заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских  записей. Все приложенные к выписке  документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях  проверенной выписке против суммы  операций и в документах проставляются  коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетные счета», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная  из банка выписка проверяется  и обрабатывается; подбираются все  оправдательные документы, проставляются  корреспондирующие счета (коды), а  по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листках-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам ордерам.

Учет движения средств на банковских счетах предприятия  ведется на активных счетах 51 «Расчетные счета», (движение валютных средств  учитывается на счете 52 «Валютные счета» и будет рассмотрено в следующей брошюре).

Помимо счетов 51, 52 Планом счетов предусмотрено использование  счета 55 «Специальные счета в банках».

Счет 55 «Специальные счета в банках» активный и  предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы», 

55-2 «Чековые  книжки» 

55-3 «Депозитные  счета» и др.

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

Порядок осуществления  расчетов в форме аккредитивов регулируется Центральным банком Российской Федерации.

Зачисление  денежных средств в аккредитивы  отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Краткосрочные кредиты банков» и других подобных счетов.

Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета  в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам банка), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления банком на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

Информация о работе Бухгалтерский учет