Бухгалтерский учёт и анализ финансовых результатов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является понятие и порядок формирования финансовых результатов организации. Актуальность изучения курсовой работы объясняется тем, что финансовые результаты - это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток - результатом плохой работы или внешних отрицательных факторов. Объектом курсовой работы является процесс формирования конечного финансового результата. Задачи курсовой работы состоят в:
1. Раскрыть понятия и порядок формирования финансовых результатов организации;
2. Рассмотреть доходы и расходы по обычным видам деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Понятие и порядок формирования финансовых результатов организации………………………………………………………………………..7
1.1.Доходы и расходы по обычным видам деятельности…………………..9
1.2.Прочие доходы и расходы………………………………………………...12
1.3.Формирование конечного финансового результата……………………..14
2.Учёт доходов и расходов организации…………………………………….18
2.1.Учёт доходов и расходов по обычным видам деятельности………...21
2.2.Учёт прочих доходов и расходов………………………………………...24
2.3.Учёт прибыли и убытков………………………………………………….27
3.Отражение на счетах бухгалтерского учёта финансовых результатов организации………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………….35

Файлы: 1 файл

моя курсовая по бух учёту.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

Предмет деятельности для  целей гражданско-правовых отношений  и вид деятельности для целей  бухгалтерского учета и отчетности различны. В уставе организация декларирует  предметы деятельности, которыми предполагает заниматься. Эта декларация очень  часто не совпадает с реальностью: конъюнктура рынка, вновь открывающиеся  возможности и т.п. условия заставляют предпринимателя идти в новые  сферы, отказываясь от тех планов, реализовать которые не удалось.

На практике часто в  устав включается фраза о том, что организация будет заниматься любой деятельностью, не запрещенной  законодательством (ГК требует указывать  виды деятельности только для некоммерческих и унитарных предприятий). Поэтому  сегодня искать в уставе перечень обычных видов деятельности было бы наивно.

 Единственный случай, когда такой подход срабатывает  безошибочно, это лицензируемая  деятельность, когда иными видами  деятельности, кроме тех, на которые  получена лицензия, организация  заниматься уже не может (например, деятельность на рынке ценных  бумаг). Во всех других случаях  бухгалтер, занятый формированием  перечня обычных видов деятельности, должен не только заглянуть  в свой устав, но и выполнить  гораздо более сложные процедуры.

 Эти процедуры сложны  тем, что перечень обычных видов  деятельности на очередной финансовый  год должен быть подготовлен  еще до его начала – в  противном случае организация  не сможет включить его в  учетную политику. Поэтому бухгалтер  должен уметь прогнозировать  деятельность организации.

 Естественно, самый  простой способ прогнозирования  – оттолкнуться от достигнутого. Для этого анализируется состав доходов за предыдущий год. Основной критерий, которым здесь пользуются – количественный. Причем величина 5 % носит не обязательный, а рекомендательный характер:

 «При этом следует  иметь в виду, что существенной  признается сумма, отношение которой  к общему итогу соответствующих  данных за отчетный год составляет  не менее пяти процентов. Организация  может принять решение о применении  для целей отражения в бухгалтерской  отчетности существенной   информации критерий, отличный от вышеназванного»1.

Поэтому организация имеет  право самостоятельно определить свой порог существенности, т.е. тот процент, при котором доходы становятся существенными (а вид деятельности – обычным).

 Следующий шаг при  формировании перечня обычных  видов деятельности – скорректировать  данные о доходах прошлого  года данными о прогнозе на  будущий год. Для этого бухгалтер  обращается в соответствующие  службы либо пользуется информацией  о стратегии развития организации,  данными бизнес-планов и т.п.  документов.

Доход не может быть признан доходом по обычным видам деятельности, если ему не соответствует никаких расходов (поскольку это деятельность, она должна сопровождаться расходами).

Пример – получение  процентов за использование банком денежных средств, находящихся на счете  организации в этом банке. Какую  бы долю не занимали данные поступления  в структуре доходов организации, они никогда не станут доходами по обычным видам деятельности, поскольку  не связаны с деятельностью по извлечению этих доходов и не сопровождаются расходами. И наоборот – если нет дохода, то не может быть и расхода по обычным видам деятельности.

Например, расходы прошлых  лет, выявленные в отчетном периоде: даже если в предыдущие годы эти  расходы включались в себестоимость, позднее они признаются только как  внереализационные.

Для отражения доходов  и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи».

Согласно новому Плану  счетов продажи отражаются в учете  следующим образом:

  1. дебет счета 62 кредит счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» – отражается выручка от реализации продукции (работ, услуг);
  2. дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» кредит счетов 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и др. – отражается себестоимость проданной продукции (работ, услуг);
  3. дебет счета 90 «Продажи» субсчет 3 «НДС», субсчет 4 «Акцизы» и др. кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – в части «отложенных» налогов) – отражается начисление косвенных («оборотных») налогов – НДС, акцизов, экспортных пошлин и т.д.;
  4. дебет счета 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – финансовый результат от продаж списывается по итогам месяца на счет прибылей и убытков.

 При этом по итогам  месяца на счете 90 по совокупности  всех субсчетов дебетовый и  кредитовый обороты равны, поэтому  сальдо в балансе данный счет  не имеет.

Новый механизм отражения  продаж максимально приближен к  формированию отчета о прибылях и  убытках (собственно, именно это приближение  и было причиной данного изменения  порядка бухгалтерских записей). Теперь заполнение Отчета о прибылях и убытках (формы 2) полностью соответствует  оборотам по субсчетам счета 90 «Продажи».

 Ранее только прибыль  формировалась на счете 80 нарастающим  итогом, а доходы и расходы  закрывались помесячно. 

Чтобы получить сумму доходов  или расходов нарастающим итогом – за квартал, полугодие, год, следовало  сложить кредитовые или дебетовые  обороты по счету 46 «"Реализация продукции (работ, услуг)», теперь искомая  величина получается автоматически, как  сальдо по отдельному субсчету счета 90, а сами субсчета не закрываются до конца года и формируют информацию нарастающим итогом.

Важный момент отражения расходов по обычным видам  деятельности – их группировка по экономическим элементам и статьям затрат. Перечень элементов, приведенный в п.8 ПБУ 10/99, является рекомендательным («материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты»). Отраслевые особенности и обоснованная учетная политика позволяют организациям изменять и дополнять его (например, часто в качестве элемента выделяются «услуги сторонних предприятий»). Что же касается перечня статей затрат, то он «устанавливается организацией самостоятельно».

 

    1. Учёт прочих доходов и расходов.

 

Прочие доходы и расходы  отличны от доходов и расходов по обычным видам деятельности. Их учет ведется на счете  91 «Прочие  доходы и расходы». Этот счет используется для обобщения информации о прочих доходах и расходах организации (операционных и внереализационных), произведенных в течение отчетного  периода, кроме чрезвычайных доходов  и расходов. Планом счетов рекомендовано открывать к счету 91 «Прочие доходы и расходы» три субсчета:

    1. 91-1 «Прочие доходы»;
    2. 91-2 «Прочие расходы»;
    3. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Поступление доходов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»  в зависимости от их характера  в корреспонденции с разными  счетами, например: 10  «Материалы», 73 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами», счетами учета денежных средств и др.

Прочие расходы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 01 «Основные  средства», 58 «Финансовые вложения»  и др.

Операции по субсчетам 1 и 2 необходимо накапливать в течение  отчетного года, как и при определении  результата по обычным видам деятельности. По окончании месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 2 «Прочие  расходы» и кредитовый оборот по субсчету 1 «Прочие доходы». Разница между  оборотами дает сальдо прочих доходов  и расходов за отчетный месяц. Это  сальдо ежемесячно записывается по дебету субсчета 9 «Сальдо прочих доходов  и расходов» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, в течение  года сальдо на субсчетах, открытых к  счету 91 «Прочие доходы и расходы»  следует считать нарастающим  итогом, а сальдо по синтетическому счету 91 «Прочие доходы и расходы» будет свернуто, то есть должно быть равно нулю. По окончании отчетного  года два первых субсчета будут закрыты  внутренними записями на субсчет 9 «Сальдо  прочих доходов и расходов».

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется  по каждому виду прочих доходов и  расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той  же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления  финансового результата по каждой операции.

Состав операционных доходов  и расходов достаточно разнообразен, а это требует их более детальной  группировки. Например, к субсчету 1 можно открыть счета 1-1 «Доходы  от сдачи имущества в аренду», 1-2 «Доходы от реализации основных средств», 1-3 «Доходы от продажи валюты» и др. В развитие каждого такого счета  следует открыть аналитические счета по каждой группе расходов.

Вторая группа прочих доходов  и расходов – внереализационные  доходы и расходы. Важно отметить, что нельзя сформировать конечный финансовый результат без учета доходов  и расходов от внереализационных  операций. В некоторых организациях, где доля подобных доходов и расходов велика, корректировка настолько значительна, что может изменить конечный финансовый результат на противоположный (с прибыли на убыток и наоборот).

К внереализационным доходам и расходам относят результаты от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. Учет внереализационных доходов и расходов, как и операционных ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

После того как были  закрыты  субсчета к счету 90 «Продажи»,  нужно  закрыть все субсчета, открытые к  счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Это отражается проводками:

  1. Д-т сч. 91-1 «Прочие доходы»
  2. К-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

- закрыт субсчет 91-1 «Прочие  доходы» по окончании года;

  1. Д-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
  2. К-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

- закрыт субсчет 91-2 «Прочие  расходы» по окончании года.

Для целей определения  финансового результата доходы должны быть уменьшены на сумму соответствующих  им расходов (расходов, понесенных в  целях извлечения этих доходов) - в  этом заключается принцип соответствия доходов и расходов. Поэтому расходы  должны подразделяться по видам так  же, как и доходы.

 

 

    1. Учёт  прибылей  и  убытков.

 

Прибыль - это распространенное определение, знакомое с раннего детства практически каждому. В условиях современного открытого экономического пространства, прибыль является базовым показателем эффективности деятельности организации.

Отличие прибыли от других финансовых инструментов заключается  в том, что чаще всего она выражает реальный доход в денежном эквиваленте. Наличие стабильного дохода всегда характеризует развивающееся предприятие, наличие у него грамотного управленческого  аппарата и достаточного количества ресурсов для реализации стратегии  развития в долгосрочной перспективе.

Учет прибылей и убытков  имеет первостепенное значение для  бухгалтерии организации. Эта система  призвана обеспечить прозрачность и  достоверность данных о поступающих  в организацию и расходуемых им средствах. Точность такой информации позволяет своевременно планировать производство, производить расчеты по текущим контрактам, равномерно и в срок выплачивать сотрудникам зарплату.

Специалисты бухгалтерии  любой организации, ведущие учет прибыли и убытков, несут большую  ответственность за надлежащее и  добросовестное исполнение своих рабочих  обязанностей. Учет прибылей и убытков  является важнейшей задачей бухгалтерского учета при расчете финансового  результата   деятельности  предприятия.

Конечно, говорить о прибыли  наиболее приятно, но, к сожалению, в  процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия у него могут возникать  и убытки, в числе которых часто  есть такая статья, как внеплановые  потери. В некоторых организациях при планировании бюджета расходов будущих периодов, в него закладывается  определенная сумма, которая пойдет на покрытие непредвиденных убытков  в случае их возникновения. Данный подход позволяет оптимизировать бюджет.

Сформулировать основную задачу существования любого предприятия  не так уж и сложно, каждый начинающий экономист знает, что это максимизация прибыли и минимизация убытков. Чем больше разрыв между этими  задачами в сторону первой, тем  эффективней считается деятельность, поскольку нет ничего более показательного, чем прибыль.

Согласно пункту 4 документа  ПБУ 9/99, предусматривается классификация  доходов предприятия в зависимости  от их характера, условий получения  и направления работы самой организации. Так, доходы подразделяют на прибыль  от обычных видов деятельности, прибыль  операционную, чрезвычайные и внереализационные  доходы. Помимо всего, учет прибылей и  убытков имеет цель провести разграничение  по статьям получаемых доходов. В  данном случае доходы, которые не причисляются к прибыли от обычных видов  деятельности, принято относить к  категории "прочие доходы".

В корне такая же ситуация и с расходной частью баланса. Те статьи расходов, которые не являются основными, обычно списывают на прочие расходы. При учете по бухгалтерским  проводкам, стоит обратить внимание на показатели   прибыли, так  как   они   также   бывают   различны.

Любой предприниматель изначально опирается на показатель чистой прибыли  за вычетом всех налогов, сборов, расходов и прочих платежей, поскольку формировать  бюджет при наличии объема валовой  прибыли может быть весьма опрометчивым решением. Особо актуален в случае с прибылями и убытками момент их признания. В случае, например, с  судебными исками, признать прибыль  или убыток можно только после  вынесения окончательного судебного  решения.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и анализ финансовых результатов организации