Бухгалтерский учёт кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Управление современным бизнесом сопровождается необходимостью решений задач различной сложности. Все чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемой невозврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали неотъемлемой частью жизни общества.
В свою очередь, задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручку рентабельности и ликвидности оборотных средств и как следствие негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и основы учета кредиторской задолженности……………………….5
2. Учет кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков……………..9
3. Учет задолженности по полученным кредитам и займам……….........……....13
4. Учет списания кредиторской задолженности ……………………................…18
5. Анализ кредиторской задолженности………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт кредиторской задолженности.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время организации  сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.  

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги отражают на счете 60 независимо от времени оплаты (8, С. 33).

Дебет счета 20 «Основное производство»,  23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» кредит счета 60 – на сумму стоимости работ или услуг сторонних организаций, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства покупателя. В данном случае основанием для оформления проводки также является акцепт расчетных документов. Однако, в отличие от приобретения материально-производственных запасов практически вряд ли возможна  ситуация, когда работы фактически не выполнены, а услуги фактически не оказаны. Это обусловлено тем, что акцепт расчетных документов подрядчиков предполагает приемку выполненных работ или  оказанных услуг.       

На суммы НДС, подлежащие уплате поставщикам и подрядчикам, при  акцепте расчетных документов делается проводка:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит счета 60.

Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учета затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.

Погашение задолженности перед  поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55, 50) или кредитов банка (66, 67).

В Инструкции по применению Плана счетов оставлен без изменения порядок отражения в учете расчетов за неотфактурованные поставки

- счет 60 при этом кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

- поступившее имущество принимается на ответственное хранение и учитывается за балансом – на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

В безналичных расчетах с поставщиками может  использоваться вексельная система оплаты. Товарные векселя применяют при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и услуги, при заключении хозяйственных сделок на срок не более 180 дней, если эти предприятия расположены на территории Российской Федерации и являются юридическими лицами.

Проиллюстрируем на примере  порядок отражения кредиторской задолженности погашения задолженности перед поставщиком (подрядчиком):

В феврале ЗАО «Олимп»  получило от ООО «Сатурн» по договору № 1 партию материалов. Стоимость партии материалов – 47200 рублей (в том числе НДС – 7200 руб.). Задолженность «Олимпа» перед «Сатурном» составила 47200 руб. (в том числе НДС – 7200 руб.).

Таблица 1.

При оприходовании материалов бухгалтер «Олимпа» сделал проводки:

№ операции

Содержание хозяйственной  операции

Корреспонденция счетов

Сумма в рублях

Дебет

Кредит

1.

оприходованы поступившие  от «Сатурна» материалы

10

60

40000

(47200 - 7200)

2.

учтен НДС

19

60

7200

3.

НДС

принят к вычету

68

19

7200

4.

погашена кредиторская задолженность перед поставщиком

60

51

47 200


Таким образом, из таблицы видно, что после поставки материалов «Сатурном» у ЗАО «Олимп» возникает кредиторская задолженность, которую он погашает в течение указанного в договоре сроке.

Порядок бухгалтерских  записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов. При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

Если с момента возникновения  кредиторской задолженности перед поставщиком (подрядчиком) прошло три года (то есть истек срок исковой давности), то ее нужно списать.

 

3. Учет кредиторской задолженности по полученным кредитам и займам

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами, по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н.

Необходимо отметить, что вышеназванное Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа (п. 2 ПБУ 15/01).

Информационной  базой полученных кредитов и займов являются:

  1. нормативные документы, регулирующие вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними;
  2. договоры и первичные документы  по   оформлению   и отражению в учете операций по кредитам и займам. К ним относятся: кредитные договоры и договоры займа, дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту, сроков возврата кредита, других условий кредитных договоров, выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов, мемориальные ордера, подтверждающие списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита и сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам.

При получении  займа (кредита) организация-заемщик отражает в учете задолженность по займу (кредиту) в момент фактической передачи денег (других вещей) исходя из фактически поступившей суммы или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором (пп. З и 4 ПБУ 15/01).

В бухгалтерском  учете задолженность по полученным займам и кредитам подразделяется на краткосрочную (срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения - свыше 12 месяцев). В соответствии с Планом счетов информация о краткосрочных займах и кредитах отражается организациями на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», а о долгосрочных — на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Для более детального изучения возникающей кредиторской задолженности при получении  кредита или займа рассмотрим пример. ООО «Фант» 1 марта получило в банке кредит в размере 100 тысяч рублей. Сроком на 1 месяц под 20% годовых. Согласно условиям договора проценты уплачиваются единовременно с суммой погашения кредита.

Таблица №2.

В бухгалтерском учете  организации будут сделаны следующие  записи:

№ операции

Содержание хозяйственной  операции

Корреспонденция счетов

Сумма в рублях

Дебет

Кредит

1.

Получены денежные средства по кредитному договору

51

66

100000

2.

Начислена сумма процентов  за пользование кредитом

91-2

66

1698,63 (100 т.р x 20 : (365 x 100) x 31 дн.)

3.

Возвращена сумма кредита вместе с причитающимися процентами

66

51

101698,63


 

Таким образом, из примера  видно, что кредиторская задолженность  у предприятия возникает при  перечислении банком денежных средств. Эту задолженность он, по условию  договора, погашает по истечении 1 месяца. Проценты за пользование кредитом увеличивают кредиторскую задолженность перед банком и уплачиваются единовременно при погашении кредиторской задолженности.

 Организации в приказе об учетной политике должны закрепить выбранный организацией    с способ учета долгосрочной задолженности по займам (кредитам). Организация имеет право самостоятельно выбрать способ учета    долгосрочной задолженности из двух возможных вариантов, предусмотренных п.6 ПБУ 15/01:        

1)    учитывать    заемные средства учет погашения которых по договору займа (кредита) не превышает 12 месяцев, в составе долгосрочной задолженности до истечения срока договора;

2) осуществлять перевод долгосрочной задолженности  в краткосрочную  в момент,  когда по условиям договора займа (кредита) до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

При ведении учета заемных средств  организация должна обеспечить раздельный учет и срочной и просроченной задолженности.

Под срочной задолженностью понимается задолженность по полученным займам (кредитам), срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен в установленном порядке.

Просроченной   задолженностью считается задолженность по полученным займам (кредитам) с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

Организация обязана производить  перевод  срочной  задолженности в просроченную в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа (кредита) заемщик должен был осуществить возврат основной  суммы долга.

Организовать раздельный учет срочной  и просроченной задолженности можно, например, на отдельных субсчетах, открываемых к счету 66 (67).

В соответствии с п. 11ПБУ 15/01 к затратам, связанным с получением займов и кредитов, относятся:

1)  проценты, причитающиеся к уплате по полученным займам (кредитам);

2) курсовые и суммовые  разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной   там; валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического        погашения (перечисления);

3) дополнительные затраты,  произведенные в связи с получением  займов и кредитов.

В п. 19 ПБУ 15/01 приведен примерный  перечень дополнительных затрат. К ним, в частности, относятся  расходы, с связанные с:

1)  оказанием заемщику  юридических и консультационных услуг;                                           

2)  осуществлением  копировально-множительных работ;

3)  оплатой налогов  и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);

4) проведением экспертиз;

5) потреблением услуг  связи;

6)    другими затратами,  непосредственно связанными с  получением займов и кредитов, за размещением заемных обязательств.                                        

Порядок бухгалтерского учета затрат по займам и кредитам зависит от того, на какие цели организация-заемщик использует полученные заемные средства.

 ПБУ 15/01 различает три направления использования заемных средств, которые определяют порядок бухгалтерского учета затрат по займам и кредитам:

  1. Использование заемных средств для предварительной оплаты   материально-производственных запасов, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты;
  2. Использование заемных средств для приобретения или строительства инвестиционного актива;
  3. Использование     заемных средств на иные цели.

Перед   составлением  годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация расчетов по кредитам и займам. Инвентаризация      необходима для   проверки  обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых к   обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. № 49).

Результаты инвентаризации расчетов по кредитам и займам согласуются с кредитными учреждениями (или организациями-заимодавцами) и подтверждаются ими путем проведения встречной сверки расчетов. Таким образом, устанавливается не только обоснованность остатков сумм, числящихся на счетах 66 и 67 у организации-заемщика, но и тождественность этих сумм суммам у контрагентов (кредитных учреждений, банков, физических и юридических лиц – кредиторов).

 

4. Учет списания кредиторской задолженности

 

     При ведении  хозяйственной деятельности в учете  организаций образуются суммы текущей  дебиторской и кредиторской задолженности. Однако не редки случаи, когда непогашенные суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами) по различным причинам продолжают числиться в учете длительное время.

Информация о работе Бухгалтерский учёт кредиторской задолженности