Бухгалтерский учёт материально-производственных запасов в ОАО «АЭРОПОРТ БЕЛОЯРСКИЙ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы - раскрыть особенности учета материалов организации, методов их оценки, провести анализ обеспеченности организации материальными ресурсами и дать оценку эффективности их использования.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
– изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников;
– рассмотреть порядок отражения операций по учету материалов в теоретическом и практическом аспектах;
– выявить недостатки учета материально-производственных запасов на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование и предложить меры по регулированию учетного процесса.;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Материально–производственные запасы организации, как важнейший фактор экономики предприятия………………….…5
1.1 Нормативно – законодательное регулирование учёта материально-производственных запасов……………….........................................................................5
1.2 Понятие, классификация и методы оценки материально-производственных запасов……………………………………………………………….8
1.3 Теоретические основы анализа эффективности использования материальных ресурсов……….........................................................................................13
2 Организационно - экономическая характеристика предприятия ОАО «АЭРОПОРТ БЕЛОЯРСКИЙ»……………………………….18
2.1 Организационная характеристика…………………………………………...18
2.2 Экономическая характеристика……………………………………………...24
3 Бухгалтерский учёт материально-производственных запасов в ОАО «АЭРОПОРТ БЕЛОЯРСКИЙ»……………………………………30
3.1 Учёт материально-производственных запасов на складе…………………..30
3.2 Учёт материально-производственных запасов в бухгалтерии……………..34
3.3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей ………………...…..…42
4 анализ эффективности использования материально-производственныМИ запасАМИ в оао «аэропорт БЕЛОЯРСКИЙ»…49
4.1 Анализ структуры и динамики……………………………………………….49
4.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов………….52
5 оптимизация бухгалтерского учёта материально-производственных запасов…………………………………………………..57
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...

Файлы: 1 файл

учет МПЗ диплом недоделанный.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Склад отдела материально-технического снабжения оснащен стеллажами, ячейками, коробками и прочими принадлежностями для хранения ТМЦ.  Склады обеспечены исправными  весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой.

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности (Приложение 21).

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении (Приложение 22).

Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.

Ведение учета материалов допускается также в книгах учета материалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

Материальные ценности поступают в ОАО «Аэропорт Белоярский» от поставщиков. На материалы, поступившие от поставщиков согласно заключенным с ними договорами, предприятие получает сопроводительные документы: платежные требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные (Приложение 23,24).

Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, в журнале учета поступающих грузов и проверяются с точки зрения соответствия их условиям поставки, предусмотренным договором: по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроку отправки и другим. Проверенные сопроводительные документы предприятие акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего эти документы передают в бухгалтерию предприятия для оплаты.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах (Приложение 25). 

Материалы со склада ОАО «Аэропорт Белоярский» отпускаются в производство и на различные хозяйственные нужды. Как и при поступлении, так и при выбытии материалов со склада в бухгалтерию передаются данные, где ежедневно составляется ведомость на расход материалов.

Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами (Приложение  26). Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта. Она является оправдательным договором для списания товарно-материальных ценностей. Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами.  Они выписываются соответствующей службой в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск в них указывают: вид операций; номер склада, отпускающего материалы; получатель; шифр затрат; номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов; единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в оба экземпляра карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (Приложение 27).

Требования выписывают получатели в двух экземплярах. Один из них с распиской кладовщика остается в цехе, второй с распиской получателя – у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри организации также применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающие ценности, в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей (Приложение  ).

Отпуск производственных запасов сторонним организациям или своим хозяйствам, расположенным за пределами организации, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (Приложение 28). Их выписывает служба менеджеров в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную (Приложение 25).

Вместо первичных документов по расходу материала используют карточку учета материалов. С этой целью представители получателей расписываются в получении материалов в самих карточках складского учета, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. Такое совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

В установленные графиком документооборота дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документе, составленному в двух экземплярах. Первый из них вдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе (Приложение  ).

 

 

3.2 Учёт материально-производственных  запасов в бухгалтерии

 

 

Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии осуществляют действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

Согласно учётной политике (Приложение 5) к инвентарю и хозяйственным принадлежностям относит стоимость средств труда не более 40000 рублей.

Списание спецодежды, специальной обуви и обмундирования производится по нормам утвержденным предприятием, согласно приказа № 336а от 28.11.2008г., № 101 от 26.04.2005г. № 300 от 28.12.2005г., на себестоимость, равномерно исходя из сроков полезного использования (счёт 10.12, 10.13).

Стоимость поступивших и оприходованных товаров на предприятии отражается по фактической себестоимости (авиа ГСМ и др.) по счёту 41 «Товары» (с применением субсчетов) исходя из способа их поступления в соответствии с требованиями ПБУ 5/01.

Расходы на продажу товаров учитывается по счёту 44 «Расходы на продажу» (с применением субсчетов).

Отпуск материально-производственных запасов в производство (или иное выбытие) осуществляется:

– счетам 10.3; 41.4 (авиа ГСМ) по средней себестоимости;

– по счетам 10.1; 10.6; 10.9; 41.4 (прочие товары) по себестоимости единицы запаса.

В бухгалтерии учёт ТМЦ осуществляется посредством программы 1С: Бухгалтерия. Да начала работы с программой в ней формируется справочник ТМЦ, в котором указывается наименование ТМЦ, единица измерения, цена, номенклатурный номер присваивается автоматически.

Бухгалтер материального стола выбирает из справочников вид документа и ТМЦ соответствующий по наименованиям, единице измерения и цене, вид ТМЦ и приходует его (ставит в расход). При этом формируется автоматически карточка учета материалов, регистры аналитического учёта:

 – оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номером в разрезе складов, подразделений и мест хранения;

– ведомость расхода материалов на хранении.

В конце месяца все материально-ответственные лица сдают в бухгалтерию отчёты о движении ТМЦ вместе с оправдательными документами:

– документы по приходу, приходные ордера;

– расходные документы – требование накладная, отчет о реализации, расходные накладные, акты на списание ТМЦ.

Аналитический учёт ТМЦ ведётся по местам хранения материалов и отдельными их наименованиями. На складах учёт движения ТМЦ осуществляется вручную в натуральном измерении на карточках складского учёта.

В ОАО «Аэропорт Белоярский» спецодежда приобретается исключительно для собственных нужд (для выдачи работникам). ГСМ приобретается для собственных нужд, так и для реализации (для заправки воздушных судов).

 

Таблица 8 – Схема записей по счетам при выдаче ТМЦ

 

Название операции:

Д

К

Выдана спецодежда

10.11

10.10

Использованы ГСМ и ТМЦ для собственных нужд

10.3,20,23,25,26,44

41,10.3,10.9

Списана себестоимость авиатоплива

90.2

41

Списана для управленческих нужд

26

10

При инвентаризации ТМЦ выявлена недостача

94

10


 

С материально ответственными лицами заключается договоры о материальной ответственности. На предприятии ОАО «Аэропорт Белоярский» организованы, в основном централизованные поставки ТМЦ. Так, например, специальную и форменную одежду предприятие закупает в ООО «Техноавиа-Тюмень» (приложение 29).Составляет счёт-фактуру и приходный ордер (приложение 30,31). ТМЦ, потребление которых на предприятии незначительно, приобретается по договорам разового характера и за наличный расчёт. Спецодежда выдается на складе отдела материально-технического снабжения согласно заключенному трудовому договору. В данном нормативном документе указаны профессии, имеющее право на безопасное получение спецодежды, её наименование и сроки носки. Выдача оформляется требованием накладной, которая составляется в 3 экземплярах – один работнику, другой остаётся у заведующего складом, третий с отметкой предоставляется в бухгалтерию (приложение 32). Выдача форменной одежды осуществляется на основании принятого коллективного договора (приложение 33). Оформление её движения осуществляется аналогично движению спецодежды.

Поступающие материально-производственные запасы согласно представленным документам относят в Дебет счёта 10.10 и Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

 

Таблица 9 – Схема записей по счетам при поступлении материально-производственных запасов

 

Название операции:

Д

К

От поставщиков поступает авиатопливо

41

60

От поставщиков поступило дизтопливо для котельной

10.3

60

На стоимость ГСМ отнесены расходы по доставке авиатоплива списанного сторонним организациям

41

76

Оприходование ТМЦ, приобретенное подотчётным лицам за наличный расчёт

10

71

Отражены излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации

10

91


 

Для получения ТМЦ у контрагента представитель (экспедитор) предъявляет копию платёжного поручения с отметкой бланка и доверенность (приложение 34), который регистрируется в журнале выдачи доверенностей. Доверенность выписывается в одном экземпляре и выдаётся работнику, который будет получать ТМЦ. В журнале выданных доверенностей получатель её ставит подпись в получении доверенности. Кроме того, работник должен поставить подпись в самой доверенности, после чего она отдаётся на подпись главного бухгалтера и директору, и после этого заверяется печатью. Если работник, по каким то причинам не получил ТМЦ, то доверенность возвращается в бухгалтерию с отметкой «не использована» и не подшивается в отдельную пачку. В журнале выданных доверенностей делается запись «не использована», он хранится в архиве 5 лет.

Если при приёмке груза у транспортной организации обнаружено несоответствие фактического веса или количества материальных ценностей данные указанные в сопроводительных документах поставщика, повреждение или порча материальных ценностей, а также материальные ценности, которые не значатся в товаросопроводительных документах поставщика, составляется акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации поставщику.

Информация о работе Бухгалтерский учёт материально-производственных запасов в ОАО «АЭРОПОРТ БЕЛОЯРСКИЙ»