Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:49, реферат
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.
Бухгалтерский учет в унитарных предприятиях имеет свои специфические особенности, связанные с отличиями государственных унитарных предприятий от других коммерческих организаций.
Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 84
– отражена стоимость имущества, которое получит предприятие сверх уставного фонда;
Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
– оприходовано имущество, поступившее в хозяйственное ведение от собственника;
Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
– введено основное средство в эксплуатацию.
По основным средствам,
полученным сверх уставного фонда,
бухгалтер также начисляет
С налоговым же учетом дело обстоит несколько иначе. Пункт 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ гласит, что рассчитывать амортизацию по подержанным основным средствам нужно исходя из оставшегося срока их полезного использования. Соответственно, чтобы его узнать, предприятию нужны данные о том, сколько уже эксплуатировали имущество. Эти сведения унитарному предприятию опять же предоставит собственник имущества, отразив их в акте о приеме-передаче.
Основные средства приобретены на средства целевого финансирования
Отраслевые министерства периодически выделяют ГУПам средства на новое имущество, а предприятия уже сами приобретают на эти деньги нужные объекты. В этом случае бухгалтер должен руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №92н.
В соответствии с поступлением денег производится запись:
Дебет 51 Кредит 86
– получены средства целевого финансирования.
Сумма целевого финансирования не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Однако это правило действует только в том случае, если предприятие учитывает целевые средства отдельно от других поступлений. В тот момент, когда организация купит основное средство, в бухгалтерском учете средства целевого финансирования нужно включить в доходы будущих периодов. Предприятие должно сделать такую запись:
Дебет 86 Кредит 98 субсчет «Безвозмездные поступления»
– списаны средства целевого финансирования в доходы будущих периодов.
А само приобретенное имущество в учете будет отражено так:
Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
– отражена стоимость основного средства;
Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
– введено основное средство в эксплуатацию;
Дебет 60 Кредит 51
– перечислены деньги продавцу.
По основным средствам, приобретенным за счет целевых средств, в бухгалтерском учете надо начислять амортизацию. Так говорит п. 8 ПБУ 13/2000. При этом на сумму начисленной амортизации бухгалтер должен сделать записи:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 02
– начислена амортизация;
Дебет 98 субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.
А вот в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам не нужно. Таково требование пп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ. Амортизация, начисленная по купленным на бюджетные деньги объектам, уменьшает бухгалтерскую прибыль, но не включается в налоговые расходы. Поэтому в бухгалтерском учете унитарного предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. №114н. Бухгалтеру нужно умножить величину постоянной разницы на ставку налога. Полученный результат – постоянное налоговое обязательство, которое предприятие отразит так:
Дебет 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство.
Имущество приобретено на доходы от коммерческой деятельности
Унитарные предприятия
имеют право тратить доходы от
своей деятельности на приобретение
основных средств. В этом случае бухгалтер
сделает в учете такие
Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
– отражена стоимость приобретенного объекта основных средств;
Дебет 19 Кредит 60
– учтен налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству;
Дебет 60 Кредит 51
– перечислены деньги продавцу;
Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
– введено основное средство в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят НДС к вычету из бюджета.
Министерству имущественных отношений РФ унитарное предприятие должно сообщать о том, какое имущество числится у него на балансе. Для этого организация составляет два документа. Первый – карта учета федерального имущества. В ней указывают группы имеющихся основных средств и их стоимость. Второй документ – подробный перечень объектов недвижимости. Эти бумаги унитарное предприятие ежегодно представляет в региональное отделение министерства.
Выбытие основных средств
Продавать или списывать
имущество унитарные
Продажа основных средств
Продавая основное средство, унитарное предприятие должно начислить налог на добавленную стоимость. Его сумма зависит от того, как был учтен «входной» НДС при покупке этого объекта. Предположим, организация продает имущество, которое ранее было куплено на доходы от коммерческой деятельности и использовалось при производстве продукции, облагаемой НДС. В этом случае «входной» НДС был принят к вычету. Значит, бухгалтеру нужно рассчитать сумму налога с продажной стоимости основного средства.
Но может случиться, что «входной» НДС при покупке к вычету не принимался, а был учтен в балансовой стоимости основного средства (например, если это основное средство использовалось лишь при производстве продукции, не облагаемой НДС). В этом случае налог рассчитывается с разницы между ценой имущества и его остаточной стоимостью. Такое правило установлено п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Выручка от продажи основного
средства за вычетом начисленного НДС
в налоговом учете включается
в доходы от реализации. А на остаточную
стоимость проданного имущества
увеличиваются расходы
Основные средства забирает собственник
В Письме Минфина России №16–00–22/11 разъяснено, как в бухгалтерском учете списывать стоимость такого имущества. Если основное средство когда-то было внесено в уставный фонд предприятия, то бухгалтер сделает в учете такие записи:
Дебет 80 Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
– уменьшен уставный фонд на остаточную стоимость основного средства;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– отражена первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость основного средства с баланса.
Если же основное средство не является вкладом в уставный фонд, то его изъятие отражается так:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– отражена первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана с баланса остаточная стоимость основного средства.
Остаточная стоимость изъятого основного средства не уменьшает налогооблагаемый доход предприятия – ведь это имущество не продано, а возвращено собственнику.
1.3 Учет нематериальных активов унитарного предприятия
Затраты ГУП на создание и регистрацию исключительного права на товарный знак, относящегося к нематериальным активам согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н), отражаются в качестве вложений во внеоборотные активы в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н. Суммы указанных затрат отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08–5 «Приобретение нематериальных активов», в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов, например счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», в сумме, указанной в договоре (без учета НДС).
Сумма НДС, предъявленная
ГУП организацией, отражается согласно
Плану счетов по дебету счета 19 «Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям» в корреспонденции с кредитом
счета 60. Суммы НДС, уплаченные организациями-
В соответствии с п.п. 6, 7 ПБУ 14/2000 первоначальной стоимостью нематериального актива (исключительного права на товарный знак), по которой он принимается к бухгалтерскому учету, признается сумма фактических расходов на создание и регистрацию за исключением НДС, а именно сумма, уплачиваемая ГУП организации в соответствии с договором (за минусом НДС). Сформированная первоначальная стоимость нематериального актива списывается со счета 08, субсчет 08–5, в дебет счета 04 «Нематериальные активы».
Если приобретение нематериального актива производится за счет целевого бюджетного финансирования, то информация о получении и использовании государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 №92н. В данном случае согласно п. 4 указанного Положения в бухгалтерском учете формируется информация о целевых бюджетных средствах, полученных ГУП на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов. Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
– имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
– имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
В соответствии с п. 7 ПБУ 13/2000 и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
Использование средств целевого финансирования на приобретение внеоборотных активов, подлежащих амортизации, отражается в соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 и Инструкцией по применению Плана счетов по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Также в дебет счета 86 списывается сумма НДС, учтенная на счете 19. В дальнейшем в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов сумма, учтенная на счете 98, списывается в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91–1 «Прочие доходы», как внереализационные доходы.
Согласно п. 14 ПБУ 14/2000 стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации одним из способов, указанных в п. 15 ПБУ 14/2000, в соответствии с учетной политикой организации. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. 16 ПБУ 14/2000). В рассматриваемом случае срок полезного использования товарного знака для целей бухгалтерского учета установлен в размере 10 лет. Соответственно годовая норма амортизационных отчислений составляет 10% (100% / 10).