Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:49, реферат
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.
Бухгалтерский учет в унитарных предприятиях имеет свои специфические особенности, связанные с отличиями государственных унитарных предприятий от других коммерческих организаций.
Амортизационные отчисления по объекту нематериальных активов начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы амортизации и в данном случае составляют 500 руб. ((72000 руб. – 12000 руб.)х10% / / 12). Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 18 ПБУ 14/2000).
Ежемесячно начисленная
сумма амортизации
Приобретенные нематериальные активы отражаются организацией в нетто-оценке на отчетную дату в строке 110 «Нематериальные активы» актива Бухгалтерского баланса (форма №1). В пассиве баланса по строке 640 «Доходы будущих периодов» отражается недосписанная сумма доходов будущих периодов.
1.4 Учет средств целевого финансирования
Для учёта средств целевого назначения применяют пассивный счёт 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счёта, а расходование – по дебету. Аналитический учёт по счёту 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
ПБУ 13/2000 предусматривает 2 варианта принятия к учёту государственной помощи:
– по мере фактического получения бюджетных средств;
– как возникновение задолженности.
При первом варианте учёта бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью:
Д 51, 52, и др. К 86.
Поступление имущества за счёт бюджетных средств записывают в дебет счетов учёта имущества (07, 08, 10 15, 41 и др.) и кредит счёта 86.
При втором варианте учёта
бюджетных средств их выделение
отражают как возникновение
Дебет 76 Кредит 86.
Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учёта денежных средств (51, 52 и др.), счетов учёта имущества (08, 10 и др.) с кредита счёта 76.
Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счёта 86 в кредит счёта 98 при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита 08).
В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доходы с дебета счёта 98 в кредит счёта 91.
Бюджетные средства, использованные
на финансирование текущих расходов,
списывают в дебет счёта 86 с
кредита счёта 98 в момент принятия
к учёту материально-
Суммы, учтённые по кредиту
счёта 98, списывают в дебет данного
счёта с кредита счёта 91 по мере
отпуска материально-
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учёте в общем порядке, принятом для учёта заёмных средств.
Учёт нераспределённой прибыли и непокрытого убытка.
Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределённой прибыли или непокрытого убытка организации используют счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».
В случае наличия нераспределённой прибыли счёт 84 является балансовым, пассивным, фондовым. В этом случае он имеет кредитовое сальдо. По кредиту отражается выявление и накопление чистой прибыли, а по дебету её распределение.
В случае наличия непокрытого убытка счёт 84 является регулирующим, контрпассивным счётом и имеет дебетовое сальдо. По дебету отражается сумма выявленного непокрытого убытка, а по кредиту погашение убытка за счёт соответствующих источников.
Сумму чистой прибыли отчётного года списывают заключительными оборотами декабря в кредит счёта 84 с дебета счёта 99.
Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет, увеличение уставного капитала.
На суммы начисленных доходов учредителям дебетуют счёт 84 и кредитуют счета 70 (работникам организации) и 75 (сторонним участникам).
Отчисления в резервный капитал отчисляют по дебету счёта 84 и кредиту счёта 82.
Направление чистой прибыли на покрытие убытка прошлых лет отражают по дебету и кредиту счёта 84.
На сумму увеличения уставного капитала кредитуется счёт 80.
Сумма чистого убытка отчётного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счёта 84 с кредита счёта 99.
Убытки отчётного года списываются с дебета счёта 84 в кредит счетов:
– 82 «Резервный капитал» – при списании за счёт средств резервного капитала;
– 75 «Расчёты с учредителями» – при погашении убытка за счёт целевых взносов учредителей организации;
– 80 «Уставный капитал» – при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации;
– 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» – при списании за счёт нераспределённой прибыли прошлых лет.
Процедура списания чистой прибыли или убытка отчётного года в бухгалтерском учёте носит название «реформация баланса».
Аналитический учёт по счёту
84 должен обеспечить формирование информации
по направлениям использования средств.
При этом средства нераспределённой
прибыли, использованные в качестве
финансового обеспечения
Следует отметить, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н не предусмотрено открытие к счёту 84 субсчетов для учёта фондов накопления, социальной сферы и фондов потребления.
Остатки фондов накопления следует присоединить к нераспределённой прибыли.
Остатки фонда социальной сферы следует присоединить:
– в части, образованной из прибыли после уплаты налога на прибыль, – к нераспределённой прибыли (счёт 84);
– в части дооценки объектов социальной сферы – к счёту 83;
– в части безвозмездно полученных объектов – к счёту 98;
– в части объектов и средств, полученных в ходе приватизации, – к счёту 83.
2. Инвентаризация
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства РФ. 1996. №48. Ст. 5369.) при реорганизации или ликвидации предприятия обязательно проведение инвентаризации его имущества. Приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 г. №49 были закреплены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. №9). Согласно данным указаниям инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризация проводится при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Для целей инвентаризации под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от места его нахождения, а также все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащего организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по тем или иным причинам.
Для проведения
инвентаризации в организации создается
постоянно действующая
Сведения
о фактическом наличии
Фактическое
наличие имущества при
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные
документы подписывают все
В конце
документа материально
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
При проведении инвентаризации
отдельных видов имущества, порядок
инвентаризации которого регулируется
специальными правовыми актами, используются
рекомендуемые ими формы
3. Особенности составления отчетности
Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей
15 Закона о бухгалтерском учете
государственные и
В соответствии с пунктом 7 статьи 274 БК РФ федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Кроме того, состав бухгалтерской
отчетности унитарного предприятия
определяется собственником имущества
и включает дополнительные формы
отчетности. В частности, все унитарные
предприятия обязаны
Отчет руководителя ГУП представляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. №1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2001 №725).
В соответствии с данным постановлением руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по установленной форме (согласно приложению №1 к постановлению №1116). Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.
Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово – хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы: