Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа
В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»5, резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ), другие оценочные резервы – являются оценочными значениями.
Основная цель курсовой работы: всестороннее изучение теоретических и практических вопросов формирования и учета резервов организации.
Основные задачи работы: определение понятия резервов организации, их состава и видов, ознакомление с нормативно-правовой базой по данному вопросу, а также отражение основных методологических принципов организации бухгалтерского учета резервов на предприятиях.
Введение. 3
1. Теоретические основы организации учета резервов организации. 5
1.1. Понятие и состав резервов организации. 5
1.2. Нормативное регулирование формирования и использования резервов организации. 7
2. Действующая практика организации бухгалтерского учета резервов организации. 14
2.1. Методологические принципы учета резервов под снижение стоимости материальных активов. 14
2.2. Основы организации бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам. 16
2.3. Практика организации бухгалтерского учета резервов под обесценение вложений в ценные бумаги. 19
2.4. Принципы организации учета резервов предстоящих расходов. 23
Заключение. 26
Список литературы. 28
Оглавление
Введение. 3
1. Теоретические основы организации учета резервов организации. 5
1.1. Понятие и состав резервов организации. 5
1.2. Нормативное регулирование формирования и использования резервов организации. 7
2. Действующая практика организации бухгалтерского учета резервов организации. 14
2.1. Методологические принципы учета резервов под снижение стоимости материальных активов. 14
2.2. Основы организации бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам. 16
2.3. Практика организации бухгалтерского учета резервов под обесценение вложений в ценные бумаги. 19
2.4. Принципы организации учета резервов предстоящих расходов. 23
Заключение. 26
Список литературы. 28
В условиях современной экономики бухгалтеру очень важно хорошо знать правила ведения бухгалтерского учета, права и льготы налогообложения, формирование различных фондов и капиталов и т.д. Еще очень важно знать при работе на предприятии правила формирования учета и анализа резервов организации, при этом бухгалтер должен разбираться, когда обязательно создание резерва, а когда можно воздержаться от этого, как создавать и использовать резерв для получения наибольшей прибыли и безубыточности предприятия.
В связи с очередными нововведениями, призванными еще на шаг приблизить российские стандарты бухгалтерского учета к МСФО, возникает необходимость создания оценочных резервов и оценочных обязательств1.
Не смотря на то, что создание резервов и признание оценочных обязательств сильно усложняет бухгалтерский учет, делать это необходимо. Ведь в соответствии с требованиями действующего законодательства, организация должна предоставлять информацию, точно отражающую ее финансовое положение. Именно поэтому вопрос о формировании и учете резервов на предприятии является очень важным и актуальным.
Чтобы избежать резких скачков себестоимости изготавливаемой продукции (работ, услуг) и равномерно распределить свои предстоящие расходы на весь финансовый год, долгое время российские фирмы пользовались правом создания резервов предстоящих расходов. Однако с 2011 г. такие резервы получили новое значение - сегодня с точки зрения бухгалтерского учета они представляют собой оценочные обязательства компании. Так как правила учета оценочных обязательств в некоторых случаях допускают вариантность их учета, то оценочные обязательства должны стать элементом бухгалтерской учетной политики юридического лица2.
Чем же отличаются оценочные резервы от оценочных обязательств?
Понятие «оценочное обязательство» было введено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». ПБУ 8/2010 пришло на смену ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»3.
В соответствии с п. 4 ПБУ 8/20104, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Этот термин для целей бухгалтерского учета появился совсем недавно, в отличие от термина «оценочные резервы».
Оценочные резервы представляют собой резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих рисков (убытков).
В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»5, резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ), другие оценочные резервы – являются оценочными значениями.
Основная цель курсовой работы: всестороннее изучение теоретических и практических вопросов формирования и учета резервов организации.
Основные задачи работы: определение понятия резервов организации, их состава и видов, ознакомление с нормативно-правовой базой по данному вопросу, а также отражение основных методологических принципов организации бухгалтерского учета резервов на предприятиях.
Формирование денежных фондов организации (предприятия) начинается с момента его создания и является важнейшей стороной его деятельности.
В процессе своей деятельности в
условиях предпринимательского риска
и нестабильности хозяйственных
отношений организации могут
создавать соответствующие
Бухгалтерское право традиционно делит все виды резервов, создаваемых организациями, на две крупные категории - на добровольные и обязательные. К обязательным видам резервов относятся, так называемые, оценочные резервы, в состав которых включены резервы по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей и под обесценение финансовых вложений. Эти виды резервов, создаются организациями в обязательном порядке при наличии у фирмы определенных условий.
Несколько
иначе дело обстоит с так называемыми
резервами предстоящих
Согласно указанной норме
Вместе с тем с 01.01.2011 г. данная норма была исключена из Положения № 34н. Напомним, что такие поправки в указанный документ были внесены Приказом Минфина Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.1997 г. № 3».
Отмена пункта 72 Положения № 34н привела лишь к утрате самого бухгалтерского понятия «резервов предстоящих расходов» и практически не повлияла на возможность резервирования сумм предстоящих расходов, большинство из которых сегодня с точки зрения бухгалтерского учета рассматриваются как оценочные обязательства организации. На это указывает пункт 4 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 13.12.2010 г. № 167н и вступившего в силу с 2011 г. Более того, в настоящее время речь идет уже не о праве организации, а об обязанности отражения в учете оценочных обязательств под предстоящие расходы.
Создание таких оценочных
Иначе говоря, составляя приказ об учетной политике в целях бухгалтерского учета, налогоплательщик должен предусмотреть методику расчета сумм оценочных резервов.
В нормативных актах определение оценочных резервов не раскрывается, но перечисляются резервы: по сомнительным долгам; под обесценение финансовых вложений, в том числе ценных бумаг и других объектов, относящихся к финансовым вложениям; под снижение стоимости материальных ценностей7.
Размер, порядок формирования и срок, на который создаются оценочные резервы, регулируются НК РФ8, хотя решение о начислении оценочных резервов принимается организацией. Согласно ст. 266 НК РФ хозяйствующие субъекты имеют возможность создавать резервы по сомнительным долгам, под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (ст. 300).
Согласно МСФО возможно создание резервов под обесценение внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов), инвестиций, удерживаемых до погашения, дебиторской задолженности, не предназначенной для перепродажи. В российских стандартах по бухгалтерскому учету (РСБУ) создание названных резервов, как правило, не предусматривается. В то же время по российским стандартам возможно сформировать резервы под обесценение материально-производственных запасов, финансовых вложений, не имеющих рыночных котировок, сомнительной дебиторской задолженности. В МСФО создание этих резервов не регулируется.
Порядок оценки активов в учете и отчетности по российским и международным стандартам отличен. В бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно российским (ПБУ 5/01, ПБУ 14/07, ПБУ 19/02)9 и международным (МСФО 7, 16, 32, 36, 38, 39)10 стандартам активы отражаются с учетом их обесценения по величине, не превышающей возмещаемой стоимости. В РСБУ снижение стоимости отдельных активов предусмотрено через создание совокупности резервов, а по другим активам сумма уценки (обесценения) относится на счет нераспределенной прибыли без определения и формирования оценочного резерва. В качестве примера можно привести порядок учета уценки нематериальных активов, которые могут отражаться по текущей стоимости в бухгалтерской отчетности. При этом текущая рыночная стоимость определяется исключительно по данным активного рынка аналогичных нематериальных активов.
К нормативным актам, регулирующим порядок формирования и использования оценочных резервов, следует отнести НК РФ, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 10/99 «Расходы организации»11, ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», рекомендации и иные документы Минфина России, Федеральной службы по финансовым рынкам России и т.д.
Нормативной базой устанавливаются
виды оценочных резервов, даты признания
расходов в виде отчислений в резервы,
доходов при восстановлении неи
В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета12.
Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»».
Перечень создаваемых резервов, порядок их создания, предельный размер отчислений в резервы, а также способы учета отражаются в учетной политике организации13.
Порядок резервирования, утвержденный учетной политикой организации, не может изменяться в течение года, так как принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому.
Для формирования резервов предстоящих расходов организация составляет специальный расчет (смету), в котором она рассчитывает размер ежемесячных отчислений, составленный по сведениям о предполагаемой годовой сумме затрат.
Как правило, величина создаваемого резерва определяется организацией самостоятельно в расчете на год, резерв начисляется ежемесячно из расчета 1/12 его годовой суммы.
В бухгалтерском учете для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты производства или издержки обращения, в соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-экономической деятельности организации и Инструкции по его применению» предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов».
Резервируемые суммы учитываются в разрезе целевого назначения.
Организация в конце отчетного периода должна проводить инвентаризацию резервов предстоящих расходов. Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и тому подобного и при необходимости корректируется14.
Информация о работе Действующая практика организации бухгалтерского учета резервов организации