Деловая репутация как объект нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:17, реферат

Описание работы

Деловая репутация или «Гудвилл» существует у любой организации, желает она того или нет. Истоки ее формирования находятся в самой компании и определяются её отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой, размерами, возрастом, историей развития, видами и масштабами бизнеса. Важна при этом также индивидуальность компании, определяемая фирменным стилем, то есть рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать её, иметь «говорящие» сами за себя признаки (название, логотип, символика, корпоративная цветовая гамма и др.). Наличие всего этого позволяет не только распознавать компанию, но и объяснять людям, что она собой представляет, а иногда даже чем занимается.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 24.25 Кб (Скачать файл)

 

    1. Деловая репутация как объект нематериальных активов

 

Деловая репутация или «Гудвилл»  существует у любой организации, желает она того или нет. Истоки ее формирования находятся в самой  компании и определяются её отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой, размерами, возрастом, историей развития, видами и масштабами бизнеса. Важна при этом также индивидуальность компании, определяемая фирменным стилем, то есть рядом атрибутов, позволяющих  идентифицировать её, иметь «говорящие»  сами за себя признаки (название, логотип, символика, корпоративная цветовая гамма и др.). Наличие всего  этого позволяет не только распознавать компанию, но и объяснять людям, что  она собой представляет, а иногда даже чем занимается. В дополнение к этому различные контактные аудитории могут также узнавать организацию по таким признакам, как здание, в котором она находится, интерьер офисов, вывески, её инфраструктурные элементы.

Деловая репутация организации  является одним из видов нематериального  актива - это оценка фирмы, предприятия, бизнесмена со стороны смежников, контрагентов, потребителей; представление партнеров  о фирме, благоприятствующее её деятельности и учитываемое в условиях хозяйствования; «доброе имя» фирмы. Рассматривается  как составляющая нематериальных активов  в одном ряду с авторскими правами, торговой маркой. Обычно деловая репутация  фирмы оценивается качественными  показателями, но применимы и количественные показатели, например, в виде разности между прибылью, получаемой фирмой, и средним уровнем прибыли  в отрасли, выпускающей аналогичную  продукцию.

Сегодня актуальны вопросы отражения  в отчётности деловой репутации, а также оценки предполагаемых рисков и дохода или убытков в связи  с возможным страхованием. Для  признания деловой репутации  в составе нематериальных активов  должны быть выполнены следующие  условия:

1) приобретаемое предприятие утрачивает статус самостоятельного юридического лица;

2) деловая репутация отражается отдельно в учёте и отчётности при совершении сделки купли-продажи предприятия;

3) отражение деловой репутации в документации зависит от положительного или отрицательного её значения.

Положительная деловая репутация  организации - надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих  экономических выгод, учитывается  в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательная деловая репутация  организации - скидка с цены, предоставляемая  покупателю в связи с отсутствием  факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей, опыта управления.

Таким образом, в качестве нематериального  актива может быть учтена только положительная  деловая репутация.

Величина приобретённой деловой  репутации организации для целей  бухгалтерского учёта определяется расчётным путем как разница  между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов  и обязательств по бухгалтерскому балансу  организации на дату её покупки. Деловая  репутация организации при приобретении объектов приватизации на аукционе или  по конкурсу определяется как разница  между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной стоимостью проданной организации. Приобретённая  деловая репутация организации  амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. При положительной деловой репутации  организации амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учёте  путём равномерного уменьшения её первоначальной стоимости. А отрицательная деловая  репутация равномерно относится  на финансовые результаты организации  как прочий доход. Для развития организации  считается, что деловая репутация - это бесценный капитал, который  нарабатывается годами, но может быть безвозвратно утерян в результате даже одного неверного поступка. Пострадать может деловая репутация под воздействием внутренних факторов, обусловленных собственными стратегическими или тактическими ошибками, ну и «благодаря» внешним обстоятельствам, не зависящим непосредственно от деятельности компании.

Одним из важнейших факторов, влияющих на деловую репутацию, является деловое  доверие физических лиц и организаций. В процессе взаимоотношений у  них формируются общие взгляды, представления, мнения, интересы, они  делятся информацией, соображениями, принимают совместные решения. Длительные продуктивные связи, обусловленные  разделяемыми материальными и моральными ценностями, создают предпосылки  для доверительных отношений  и повторных сделок. Это говорит  о том, что доверие организации  со стороны субъектов бизнеса  является основой формирования её деловой  репутации. Вопрос - как его сформировать.

Доверие к организации является многоаспектным понятием. Его можно  представить в виде пяти наиболее важных современных представлений  о компании:

1. компетентность,

2. честность,

3. последовательность,

4. забота,

5. резонанс ценностей.

Представление о компетентности базируется на вере потребителей и деловых партнёров  в том, что компания располагает  знаниями и навыками ведения бизнеса, которым она занимается.

Понятие честности подразумевает  готовность компании соблюдать условия  договоров, вести дела по справедливости, то есть не пытаться мошенничать и  вводить участников бизнеса в  заблуждение, не вовлекать их сознательно  в противозаконные и неэтичные  действия.

Следующий элемент доверия организации - забота - стал важным сравнительно недавно. В конце концов, представления  о компетентности, честности и  последовательности реализуются в  настоящее время многими компаниями. На этом фоне забота способна стать  новым фактором дифференциации.

Представление о заботе связывается  с двумя составляющими: ценность в обмен на деньги и мотивированные работники. Безусловно, компания должна приносить потребителям её товаров  и услуг определённые выгоды (ценности), адекватные установленной цене, ожиданиям  и восприятиям клиентов. При этом работники компании должны быть мотивированы на проявление заботы о качестве предоставляемых  ими товаров или услуг, высокий  уровень сервисного обслуживания.

Последняя составляющая доверия организации - резонанс ценностей. Она предполагает веру партнёров компании в то, что  она не нарушает принятого в обществе и на рынке «консенсуса ценностей» по ключевым вопросам, связанным с  функционированием продукта, а также  по дополнительным вопросам - например, таким, как защита окружающей среды  и этики.

Компания, реализующая в реальной практике рассмотренные выше представления  о доверии организации, вполне может  иметь хорошую деловую репутацию. Тем не менее, доверие не является единственной характеристикой понятия  «деловая репутация компании». Деловая  репутация тесно связанна также  с такими понятиями как имидж, бренд, известность, респектабельность, авторитетность. Чтобы более глубоко  раскрыть её содержание, необходимо разобраться  в факторах и предпосылках её формирования и развития. Деловая репутация  компании зависит от множества факторов, которые можно классифицировать по различным признакам. В наиболее обобщённом виде их можно разделить  на две группы: внутренние и внешние  факторы.

 

                   2. Факторы, влияющие на величину  деловой репутации

Важнейшими внутренними факторами, оказывающими влияние на репутацию  современной организации, являются также наличие у неё перспективного видения, миссии и стратегии, которые  свидетельствуют о понимании  компанией своего предназначения и  её стремлении динамично развиваться. Организация, которая не имеет ориентиров развития, не вызывает доверия у  деловых партнёров и потребителей, не представляет интереса для инвесторов.

Не менее важными факторами, оказывающими влияние на деловую  репутацию, являются платёжеспособность и финансовая устойчивость компании, то есть её способность прибыльно  работать в течение длительного  времени. Это в свою очередь определяется объемами и качеством реализуемых  товаров (работ, услуг), уровнем организации  производства и труда, технико-технологическими и другими факторами.

Особую значимость в формировании деловой репутации компании в  настоящее время имеет использование  современных информационных технологий. Они позволяют повысить прозрачность, информационную и инвестиционную открытость организации, что, с одной стороны, обеспечивает более широкий доступ клиентам и партнёрам по бизнесу  к информации о ней, а, с другой стороны, быстрота распространения  недостоверной или негативной информации может неблагоприятно отражаться на её репутации. Кроме того, этой информацией  могут воспользоваться конкуренты данной компании.

Качество менеджмента и кадровый потенциал также являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на формирование и развитие деловой  репутации организации. Во главе  компании должен стоять лидер, являющийся профессионалом, эффективным менеджером, неординарной личностью, способной  повести людей к достижению поставленных целей. Наличие такой личности, безусловно, повышает репутацию компании в деловом мире.

Менеджерский корпус также должен обладать такими качествами, как профессионализм  и компетентность, умение управлять  людьми, делегировать полномочия и  брать на себя ответственность, вступать в коммуникации с деловыми партнерами, соблюдать деловую этику. Сотрудники организации, их профессионализм, мотивацию  к достижению поставленных целей, стиль  поведения, этические нормы непосредственно  влияют на репутацию компании. Хотя высшее руководство, несомненно, является стержнем компании, должно выражать и  поддерживать те идеи, которые будут  реализовывать подчинённые, именно от сотрудников зависит воплощение миссии и целей организации.

Среди внутренних факторов, влияющих на формирование и развитие деловой  репутации, особую роль играет корпоративная  культура, то есть нормы и ценности, которых придерживаются сотрудники. Корпоративная культура представляет собой сложную композицию важных предположений, принимаемых и разделяемых  членами коллектива. Она проявляется  в отношениях между людьми в организации, которые базируются на общих ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, убеждениях и нормах. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать  неотъемлемой частью внутренней жизни  как руководства, так и сотрудников  компании. Корпоративная культура призвана решать, с одной стороны, задачи внутренней интеграции, а, с другой стороны, внешней  адаптации, связанной с нахождением  организацией своей ниши на рынке  и её приспособлением к постоянно  изменяющемуся внешнему окружению. Следовательно, корпоративная культура может быть отнесена и к категории  внешних факторов, оказывающих влияние  на формирование деловой репутации  компании.

Среди внешних факторов, оказывающих  влияние на деловую репутацию  организации, следует также отметить спонсорскую, общественную и благотворительную деятельность. Осуществляя спонсорскую поддержку культурных, спортивных и общественных мероприятий, организации формируют или укрепляют свой имидж и деловую репутацию. Благотворительность также свидетельствует о желании компании участвовать в решении социальных проблем наиболее уязвимых слоёв общества, финансово неблагополучных учреждений и территорий. Являясь свидетельством стабильности развития компании, её успешности, благотворительность, безусловно, создаёт предпосылки положительного восприятия данной организации.

Двойственную природу влияния  на деловую репутацию имеют также  корпоративные коммуникации. Они  играют важную роль как внутри самой  организации, так и во внешнем  ее окружении. Если внутренние коммуникации призваны устанавливать и поддерживать взаимодействия между людьми и структурными подразделениями в самой компании, то внешние коммуникации направлены на организацию взаимодействия с  субъектами её внешнего окружения (потребители, поставщики, инвесторы, кредиторы, органы власти и др.). Во внешней среде  они также служат средством позиционирования положительного имиджа организации, формируют  представления о её потенциале, успехах, предназначении, социальной ответственности. Особое значение при этом имеет освещение  деятельности компании в средствах  массовой информации. Комплекс позитивной информации о ней в СМИ играет важную роль в «раскручивании» компании и её позитивного образа.

Репутация организации также зависит  от имиджа отрасли, в которой она  осуществляет свою деятельность, и  имиджа территории (региона), где она  расположена. Ещё большую значимость в процессе формирования деловой  репутации компании имеют характер и длительность взаимоотношений  с потребителями, партнёрами по бизнесу, органами власти.

Рассмотренные факторы, оказывающие  влияние на формирование деловой  репутации компании, не являются исчерпывающими, к тому же они тесно взаимосвязаны. Поэтому при решении задач  в области репутационного менеджмента  необходимо идентифицировать указанные  факторы, оценить степень их важности и взаимозависимости, проводить  мониторинг их изменения и своевременно вносить корректировку в целевые  установки и полученные непредвиденные промежуточные результаты.

Одним из важнейших элементов нематериальных активов фирмы является её деловая  репутация, которую зарабатывают годами и непосильным трудом все уважающие  себя компании. Казалось бы, самым сложным  является приобретение репутации, но не менее сложным и важным является поддержание и защита деловой  репутации предприятия от различных  угроз.

Информация о работе Деловая репутация как объект нематериальных активов