Факторный анализ прибыли от реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;

Содержание работы

Введение………………………………………………………....……....5
1. Методика проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции………………………………………………………………….….7
1.1 Прибыль – роль и значение в условиях рынка…………….………7
1.2 Методика расчёта влияния факторов на прибыли от реализации продукции……………………………………………...………………….…13
1.3 Резервы увеличения прибыли от реализации продукции, работ, услуг………………………………….…………………………...……….…21
2. Факторный анализ прибыли от реализации на примере ОАО «СПЕКТР»……………………………………….………………………..…25
2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества «СПЕКТР»…………………………….……….…...……………25
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации предприятия ОАО «СПЕКТР»………………………………..………….……………....………29
2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции
ОАО «СПЕКТР»………………………….………………………...……….37
Заключение……………………………………….…….………………...….40
Список используемой литературы……….………………………...………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Факторный анализ прибыли от реализации продукции.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

 

В выручке от реализации 2011 года полная себестоимость составляла 968,3%, в то время как в 2010 году она составила – 67,4%, а в 2009 году – 65,9%, т.е. наблюдается постоянный рост себестоимости продукции. Следовательно, прибыль от реализации в отчетном году составляла 16,4%, в предыдущем  году – 18,5%, а в 2009 году – 18%, т.е. в период с 2009-2010 гг наблюдается рост прибыли от реализации продукции, несмотря на то, что себестоимость увеличилась. Положительное влияние на это оказало уменьшение коммерческих и управленческих расходов. В 2011 году наряду с увеличением себестоимости продукции увеличились и общие расходы, в следствии чего прибыль от реализации уменьшилась. С учетом выплаты налогов чистая прибыль от основной деятельности составила в отчётном периоде 4,4% в выручке (т.е. 4,4 коп. на рубль выручки), в предыдущем – 8,5%, а в 2009 году – 6,2%.

Вертикальный  анализ доходов по отчету о прибылях и убытках  наглядно показал удельный вес каждого вида полученных доходов в общей их сумме.

Динамику отдельных  показателей во времени можно  изучить с помощью горизонтального  анализа отчетности, который позволяет оценить увеличение или уменьшение каждой статьи отчетности на конец отчетного периода по сравнению с его началом (Таблица 3).

 

Таблица 3  Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках ОАО «СПЕКТР»  за 2009-2011 гг

Наименование  показателя

2009

2010

2011

2010/

2009,%

2011/

2010,%

2011/

2009,%

 Выручка  (нетто) от продажи товаров,  продукции, работ, услуг 

16025459

18604408

19660915

116,1

105,7

122,7

 Себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ, услуг

10564723

12541543

13435064

118,7

107,1

127,2

 Валовая  прибыль

5460736

6062865

6225851

111,0

102,7

114,0

 Коммерческие  расходы

1310453

1421380

1559620

108,5

109,7

119,0

Управленческие  расходы

1269531

1208870

1452173

95,3

120,2

114,4

 Прибыль  (убыток) от продаж (строки 010-020-030-040)

2880752

3432615

3214058

119,2

93,6

111,6

 Проценты  к получению

10351

2159

7531

20,9

348,8

72,8

 Проценты  к уплате

165442

187767

109781

113,5

58,5

66,4

 Доходы от  участия в других организациях

1393

8190

7175

609,8

87,6

515,1

 Прочие  доходы

1872296

855822

1057301

45,7

123,6

56,5

 Прочие  расходы

3231337

1779733

2214212

55,2

124,5

68,5

 Прибыль  (убыток) до налогообложения

1368013

2331286

1962072

170,4

84,2

143,4

 Текущий  налог на прибыль

559938

622004

476604

118,2

76,6

85,1

 Чистая прибыль  (убыток) отчетного периода

699008

1573062

1220092

225,0

77,6

174,5


 

Анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 2, свидетельствует о том, что несмотря на финансовый кризис, хозяйствующий субъект в отчетном году добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности. Прибыль от продаж в 2009 году составила 2880752 тыс.руб., в 2010 году- 3432615 тыс.руб. и в 2011 году 3214058 тыс. руб.

За   период с 2010 по 2011 г. прибыль снизилась  на 6,4%, однако, по сравнению с 2009 г. прибыль предприятия возросла на 11,6%. 

За истекший период выросла выручка от продажи продукции: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 5,7%, по сравнению с 2009 г. – на 22,7%.

Проведем расчет факторных влияний на прибыль  от продаж продукции методом цепных подстановок.11 Сущность этого метода заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подстав-ляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Полученный результат сравнивается с базовым значением результирующего показателя, и это дает оценку влияния первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с предыдущим дает оценку влияния второго фактора.

Процедура повторяется  до тех пор, пока в исходную базовую  формулу не будет подставлено  фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов. Существует правило: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем – качественных факторов, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

  Прибыль от реализации товарной продукции находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топлива, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. 

Для проведения анализа составим аналитическую  таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и  отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Таблица 4  Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от реализации

Показатели

2010

2011

1. Выручка от  продаж

18604408

19660915

2. Себестоимость  продукции

12541543

13435064

3. Коммерческие  расходы  

1421380

1559620

4.  Управленческие  расходы

1208870

1452173

5. Прибыль (стр.1-2-3-4)

3432615

3214058


 

Используемые сокращения:

ВР – выручка от реализации продукции;

З – затраты на производство (себестоимость);

КР – коммерческие расходы;

ПР – прибыль.

Определим влияние факторов на сумму  прибыли компании следующим образом:

1. Изменение  прибыли   за  счет изменения выручки от  реализации (тыс.руб.):

ПР0 = ВР0 - З0 - КР0 - УР0 = 18604408 – 12541543 – 1421380 – 1208870 = 3432615

ПРвр =  ВР1 – З0 – КР0 – УР0 = 19660915 – 9316227 – 2292850 – 2957740 =  5094098

∆ПРвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0 – (ВР0 - З0 - КР0 - УР0)  = 5094098 – 3432615 = 1661483

2. Изменение прибыли за счет  изменения себестоимости (тыс.руб.):

ПРсс =  ВР1 – З1 – КР0 – УР0  = 19660915 – 13435064 – 2292850 – 2957740 =  975261

∆ПРсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0 – (ВР1 - З0 - КР0 - УР0) = 975261 – 5094098 = - 4118837

3. Изменение прибыли за счет  изменения коммерческих расходов (тыс.руб):

ПРкр =  ВР1 – З1 – КР1 – УР0 = 19660915 – 13435064 – 1559620 – 2957740 =  1708491

∆ПРкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0 – (ВР1 - З1 - КР0 - УР0)  = 1708491 – 975261 = 733230

4. Изменение прибыли за счет  изменения управленческих расходов (тыс.руб.):

ПРур =  ВР1 – З1 – КР1 – УР1 = 3214058

∆ПРур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1 – (ВР1 - З1 - КР1 - УР0) = 3214058 – 1708491 = 1505567

5. Проверка правильности расчетов:

∆ПР = ПР1 – ПР0 = ∆ПРвр + ∆ПРcc + ∆ПРкр + ∆ПРур

∆ПР =  3214058 – 3432615 = 1661483 + (- 4118837) + 733230 + 1505567 =

= -218557 тыс.руб.

Несмотря на увеличение  выручки от продаж   прибыль предприятия снизилась на 218557 тыс.руб.

Расходы - это факторы обратного  влияния по отношению к прибыли. Таким образом, перерасход по  себестоимости  продукции привел к снижению суммы  прибыли от продажи на 4118837   тыс.руб.

Экономия на коммерческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 733230 тыс.руб.

Экономия на управленческих расходах привела к увеличению суммы прибыли  на 1505567  тыс.руб.

  Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.

Таблица 5 Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продажи отчетного периода

Показатели - факторы

Сумма, тыс. руб.

1. Выручка от продаж

1661483

2. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг

- 4118837

3. Коммерческие расходы

733230

4. Управленческие  расходы

1505567

Совокупное  влияние факторов

-218557


 

По данной таблице  видно, что значительное увеличение величины себестоимости  оказало  наиболее существенное отрицательное  влияние на величину прибыли. Из этого можно сделать вывод, что организации необходимо сокращать затраты связанные с производством  продукции, а также делать все необходимое для того чтобы предвидеть изменения цен и спроса на те или иные товары, услуги реализацией которых она занимается.

2.3 Расчёт резервов  увеличения прибыли от реализации продукции

 ОАО «СПЕКТР»

   Резервы  увеличения суммы прибыли определяются  по каждому виду товарной продукции  (выполняемых работ, услуг). Основными  их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Призведём расчёт резервов увеличения прибыли:

  1. Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо ранее выявленный резерв роста объема реализации выполненных работ, услуг умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу оказанных услуг соответствующего вида:

2496 * 0,083=207,1.

  Резерв роста  объемов реализации по первому  виду работ (подача и уборка вагонов) обусловлен естественным темпом роста и заключением новых договоров в 2012 году.

  1. Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида работ умножается на планируемый объем выполнения работ с учетом резервов его роста:

17,04 * 200=3408

  Снижению себестоимости могут послужить следующие факторы. Во-первых, большую часть себестоимости составляет арендная плата и обслуживание «тяжелого» оборудования, необходимого лишь при больших объемах работ, которые не наблюдались в прошедших периодах. В 2012 году планируется отказ от аренды этого оборудования. Во-вторых, при росте объемов реализации постоянные издержки останутся прежними, а переменные возрастут пропорционально объемам. Таким образом, складывается резерв для снижения себестоимости по погрузочно-разгрузочным работам.

  1. Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества производимой продукции. Он подсчитывается следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции. Обобщим выявленные резервы роста прибыли:

Таблица 6 Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

Источник резерва

Величина резерва

Увеличение  объема продаж

207,1

Снижение себестоимости

3408

Итого

3615,1


 

  Из таблицы  6 видно, что основным резервом увеличения прибыли служит снижение себестоимости. Данный резерв составляет 3408 тыс. руб. А резерв прибыли за счёт увеличения объёма продаж составил 207,1 тыс.руб. Общую прибыль от данных видов работ за 2012 год планируется увеличить на 3615,1 тыс. руб.

Создать резервы  увеличения прибыли можно так  же за счёт новых рынков сбыта, на которых  цена реализации будет больше, а  следовательно,  предприятие сможет увеличить размер своей прибыли.. За счёт новых поставщиков так  же можно создать резервы увеличения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наибольшее  значение в жизнедеятельности любого предприятия является необходимость достижения увеличения финансового результата и максимализации прибыли от всех видов деятельности. Именно достижение прибыли определяет направление развития, как маленькой компании, так и крупной фирмы.

Вот почему, проблемы формирования доходов, распределения  и использования прибыли в настоящее время имеют важное значение в повышении эффективности любого производства. В настоящих условиях работы предприятий имеется немало вопросов, связанных с повышением роли прибыли и рентабельности, которые требуют своего дальнейшего решения.

В этой ситуации правильное толкование таких сложных, разноплановых экономических категорий, как доход и прибыль, приобретает особую актуальность.

Проблемы анализа  формирования, а особенно использования  прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.

В процессе анализа  использования прибыли необходимо установить обоснованность структуры  ее распределения по каждому направлению во взаимосвязи с показателями: рентабельность производства и продаж, величина прибыли и инвестиций на одного работника и на один рубль основных средств, коэффициент финансовой устойчивости и обеспеченности собственными оборотными средствами. Менеджмент финансовых результатов предполагает экономически обоснованное воздействие на факторы, способствующие наращиванию прибыли. Например, увеличение коммерческих расходов оправдано при условии роста товарооборота и активным продвижением товаров на рынки сбыта.

Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации продукции