Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:09, курсовая работа
Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;
Введение………………………………………………………....……....5
1. Методика проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции………………………………………………………………….….7
1.1 Прибыль – роль и значение в условиях рынка…………….………7
1.2 Методика расчёта влияния факторов на прибыли от реализации продукции……………………………………………...………………….…13
1.3 Резервы увеличения прибыли от реализации продукции, работ, услуг………………………………….…………………………...……….…21
2. Факторный анализ прибыли от реализации на примере ОАО «СПЕКТР»……………………………………….………………………..…25
2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества «СПЕКТР»…………………………….……….…...……………25
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации предприятия ОАО «СПЕКТР»………………………………..………….……………....………29
2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции
ОАО «СПЕКТР»………………………….………………………...……….37
Заключение……………………………………….…….………………...….40
Список используемой литературы……….………………………...………
1.3 Резервы увеличения
прибыли от реализации продукции, работ, услуг.
Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. В общем виде резервы увеличения прибыли можно представить на рисунке 4.
Рисунок 4 - Схема подсчета резервов роста прибыли
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:10
Р↑ПV = ∑ПiРП (2)
где Р↑ПV– резерв увеличения суммы прибыли;
П – плановая сумма прибыли на единицу i-ой продукции;
РПi – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу для сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых предприятиях; базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:
Р↑С i= Сфi – Свi (3)
где Р↑Сi – резерв снижения себестоимости продукции за счет i – го вида ресурсов;
Сфi– фактический уровень использования i-го вида производственных ресурсов;
Свi– потенциальный (возможный) уровень использования i-го вида производственных ресурсов.
Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:
Р↓С = ∑Р↓Сi (4)
где Р↓С - общая величина резерва снижения себестоимости продукции. Результаты анализа прибыли за отчетный период (год) используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период. Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:
Р↑П = ∑(∆УДi • Цiпл)/100•(РПiф + Р↑РПi) (5)
где ΔУДi - изменение удельного веса каждого сорта;
Цiпл - отпускная цена соответствующего сорта;
(РПiф + Р↑РПi) - возможный объем реализации продукции.
При использовании выявленных резервов предприятие может увеличивать размер прибыли от реализации продукции, работ, услуг.
2. Факторный анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Монди СЛПК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества «Монди СЛПК»
ОАО «Монди СЛПК» - один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции в России. Компания является частью группы Mondi (подразделение Mondi Business Paper) - лесобумажного бизнеса транснациональной корпорации Anglo American. Mondi Business Paper занимается выработкой бездревесной немелованной бумаги и обладает производственными мощностями в Австрии, Венгрии, Израиле, Словакии, России и ЮАР.
Ставропольское предприятие располагает картоноделательной и тремя бумагоделательными машинами. Общая производительность комбината составляет более 750 тысяч тонн готовой продукции в год. В структуре комбината собственное древесно-подготовительное производство, целлюлозный завод, вырабатывающий около 720 тысяч тонн целлюлозы в год, ТЭЦ, мощность которой вдвое превышает собственные нужды комбината, и комплекс очистных сооружений.
В структуре предприятий СПЕКТР трудится 13,8 тысяч человек. С учетом косвенной занятости, предприятие формирует рабочие места предположительно для 28 тысяч человек, от его работы зависит доход около 100 тысяч человек из близлежащих районов республики.
Предприятие обеспечивает более сорока процентов рынка офисной и офсетной бумаги в России, производит газетную бумагу, картон для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-лайнер».
ОАО «СПЕКТР» специализируется на выпуске офисной, офсетной, газетной бумаги, картона, ведет лесозаготовительную деятельность. Используемые (заготовляемые) породы деревьев: ель, сосна, пихта, осина, берёза. Объем потребления древесины в год - 3 млн. кбм, из них 2 млн. кбм. заготавливается силами комбината.
Юридический адрес комбината: 167026 Сыктывкар, пр. Бумажников, 2.
ОАО «СПЕКТР» - один из крупнейших производителей бумаги и целлюлозы в России с общим объемом производства около 700 тысяч тонн продукции в год. Комплекс имеет полную интеграцию с рядом лесных холдинговых компаний, ТЭЦ и линиями производства целлюлозы. По результатам проверки независимым аудитом, финансово-экономическое положение предприятия признано устойчивым. Хотя, как и на любом предприятии такого масштаба, отмечены дебиторская и кредиторская задолженности, величины которых почти уравновешиваются.
В последнее время «узким местом», лимитирующим производство, является обеспечение предприятия лесосырьем. Основная доля лесосырья доставляется па предприятие автотранспортом - в среднем по 5 тысяч кубометров в сутки, железной дорогой всего 1-1,5 тысячи кубометров в сутки.
Концепцию техперевооружения ОАО «СПЕКТР» условно можно свести к трем пунктам. Главное это повышение производительности труда, а также качества и конкурентоспособности продукции до мирового. Второе: снижение, а на перспективу практически исключение ручного труда за счет автоматизации всех производственных процессов. Третье: обеспечение строгой экологичности проектов нововведений, чтобы, повышая производительность и качество продукции, не усиливать вредного воздействия на природу, а еще лучше - снижать его.
Принципом сбытовой политики стало «производство необходимого потребителю товара», а не «продажа производимого».
Структуру управления на предприятии можно обозначить как линейно-функциональную. То есть это такая форма управления, при которой комбинируются линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. При такой схеме управления компанией выделяют, как правило, штаб, объединяющий специалистов-управляющих по направлениям деятельности фирмы, называемый советом директоров или советом управляющих. Этот орган задает стратегию развития компании, участвует в решении вопросов на стыке проблем, а также принимает отчеты от элементов структуры линейного управления.
Производственная структура предприятия включает в себя 24 цеха: ЦДПС, варочный цех, отбельный цех, ЦРЩиПИ, БМ-11, БМ-14, БМ-15, КДМ-21, ПВВ (ТММ и ХГММ), цех приготовления химикатов, цех по отгрузке готовой продукции, РМЗ, АТЦ, УКРО, ПВПС, ОГК, ПГНП, служба связи, служба эксплуатации КИПиЛ, СК «Бумажник», управление энергетики, куда входят: энергетический цех, ЭРЦ, ТГС и В, ЭМУ, ТЭЦ.
Компания является ведущим производителем картона для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и картона для упаковки пищевых продуктов.
Показатели объема выручки от продажи продукции приведены в таблице 1.
Таблица 1 Показатели объема выручки от продажи продукции
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем выручки от |
|||
продаж, млн. руб |
|||
Бумаги, всего, в т.ч. |
9231 |
103 10 |
11508 |
- офсетная |
3685 |
3573 |
4215 |
- офисная |
3610 |
4354 |
4701 |
-газетная |
1767 |
2170 |
2431 |
Картон, всего, в т.ч. |
2518 |
2795 |
3242 |
-топ лайнер |
1475 |
1705 |
1783 |
Доля от общего объема |
|||
выручки, % |
|||
Бумаги, всего, в т.ч. |
74 |
74 |
71 |
- офсетная |
29 |
26 |
26 |
- офисная |
29 |
31 |
29 |
-газетная |
14 |
16 |
15 |
Картон, всего, в т.ч. |
20 |
20 |
20 |
-топ лайнер |
12 |
12 |
11 |
Из таблицы 1 видно, что объем выручки от продаж растет, так в 2011 году он составил 1 1508 млн. руб., что на 1198 млн. руб. больше, чем в 2010 году, и па 2277 млн. руб. больше, чем в 2009. Доля объема выручки от продаж бумаги в 2011 году составила 71%, что па 3% ниже, чем в 2010 и 2009 годах. Доля объема выручки от продаж картона за 2009-2011 года не менялась и равна 20%.
Основные технико-экономические показатели ОАО «СПЕКТР» приведены в Приложении А.
Рост товарной продукции в 2011 году по отношению к 2009 году составляет 27,9%), а в денежном выражении рост составил 3230514 тыс. руб., по отношению к 2010 году рост составил 14,12%, то есть 1870455 тыс. руб.
Стоимость основных производственных фондов увеличилась по сравнению с 2009 годом на 1464887 тыс. руб., или на 13,76%, но сравнению с 2010 годом па 4,8%.
Численность ППП в 2011 году составила 5109 человека, в т.ч. рабочих - 3847 человек, т.е. снизилась па 417 человек по сравнению с 2009 годом и на 232 человека по сравнению с 2010 годом. Фонд оплаты труда в 2011 году составил 1267122 тыс. руб., что на 60467 тыс. руб. ниже, чем в 2010 году, то есть па 4,55%.
За анализируемый период наблюдается постоянный рост выручки от реализации продукции, так в 2011 году выручка составила 16208052 тыс. руб., что на 28,13%) выше, чем в 2009 году, и на 12,66%о выше, чем в 2010 году.
Себестоимость реализованной продукции также выросла и составила в 2011 году 10564723 тыс. руб., что на 13,4%) выше, чем в 2010 году. Затраты на 1 рубль реализованной продукции за период 2009-2011 гг. остались без изменений и равны 0,71 руб. Прибыль от реализованной продукции в 2011 году составила 3209820 тыс. руб., что на 421976 тыс. руб. выше, чем в 2010 году. А чистая прибыль за анализируемый период снижается со 1461219 тыс. руб. в 2009 году до 699008 в 2011 году.
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации предприятия ОАО «СПЕКТР»
Для проведения факторного анализа прибыли от реализации необходимо подробно изучить структуру величин, которые характеризуют итоговый показатель – прибыль. Для этого проведём вертикальный (структурный) анализ отчёта о прибылях и убытках. Источник информации – отчёт о прибылях и убытках ОАО «СПЕКТР».
Таблица 2 Вертикальный анализ отчёта о прибылях и убытках
ОАО «СПЕКТР» за 2009-2011 гг
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Выручка от реализации |
100 |
100 |
100 |
Себестоимость реализации |
65,9 |
67,4 |
68,3 |
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Коммерческие расходы |
8,2 |
7,6 |
7,9 |
Управленческие расходы |
7,9 |
6,5 |
7,4 |
Общие затраты |
82 |
81,5 |
83,6 |
Прибыль (убыток) от реализации |
18 |
18,5 |
16,4 |
Налоги |
3,5 |
3,3 |
2,4 |
Чистая прибыль |
4,4 |
8,5 |
6,2 |
Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации продукции