Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать финансовое состояние предприятия, выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
Определить значение финансового состояния для развития предприятия;
Проанализировать соотношение собственного и заемного капитала предприятия;
Дать оценку финансового состояния на основе ликвидности баланса.
Введение..................................................................................................................3
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
1.1.Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение……..…....5
1.2.Цели и методы финансового анализа…………………………..…………....6
1.3.Задачи, основные направления и информационное обеспечение
анализа финансового состояния предприятии.....................................................8
2. Методологические основы оценки и анализа финансового положения
2.1.Основные принципы и последовательность проведения анализа финансового состояния предприятия…………………………………………..11
2.2.Оценка и анализ финансовой независимости……………….………….….14
2.4.Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..16
3. Оценка и анализ действующего предприятия
3.1.Краткая характеристика анализируемого предприятия………………...…23
3.2.Оценка и анализ финансовой независимости предприятия……………....23
3.3.Оценка и анализ результативности функционирования
предприятия.…………………………………………..………………………....27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..34
Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности.
Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение позиции с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей.
Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.
Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным Показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.
Финансово-экономический анализ может осуществляться разными методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования и факторного анализа, исследование операции и т.д.). Каждый из экономико- математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в аналитической работе.[5]
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия
Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи:
1. На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
2. Прогнозировать возможные
финансовые результаты, экономическую
рентабельность исходя из реальных
условий хозяйственной деятельности,
наличия собственных и заемных
ресурсов и разработанных
моделей финансового
3. Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.[6]
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения:
. структуры капитала
. эффективности и интенсивности использования капитала;
. платежеспособности и
. запаса финансовой
Анализ
финансового состояния
. с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и
прогнозирования возможности
. с аналогичными данными других
предприятий, что позволяет
. с аналогичными данными за
предыдущие годы для изучения
тенденции улучшения или
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
. множество субъектов анализа, пользователей информацией о
деятельности предприятия;
. разнообразие целей и
. наличие типовых методик,
. ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
. ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
. максимальная открытость
Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.
Практика
финансового анализа уже
. горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим
. вертикальный (структурный) анализ – определение структуры
финансовых показателей;
. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной
тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
. анализ относительных
. сравнительный анализ, который делится на:
внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.[7]
2. Методологические
основы оценки и анализа
2.1. Основные принципы и
Методики анализа финансового состояния основаны на определенных принципах, методах и последовательности проведения анализа. Остановимся на наиболее общих из них, которые используются при оценке финансового состояния по всем направлениям.
Как уже отмечалось ранее, информационной базой оценки и анализа финансового положения служит бухгалтерская отчетность предприятия, Однако периодическая отчетность – это ещё «сырая» информация, которую необходимо некоторым образом трансформировать и обработать исходя из целей анализа финансового состояния. После этого проводится аналитическое чтение уже подготовленных данных бухгалтерской отчетности.
Основной принцип аналитического чтения бухгалтерских отчетов – это дедуктивный метод, то есть от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика анализа финансового состояния выработала основные методы чтения отчетности предприятий. Так А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин выделяют 6 основных методов.
Согласно классификации Н.А. Блатова, относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации:
Для удобства проведения оценки и
анализа финансового состояния
данные отчетности принято визуально
представлять в виде сравнительного
аналитического баланса. Сравнительный
аналитический баланс получается из
исходного баланса путем
Все эти методы используются для построения различных моделей, с помощью которых проводятся оценка и анализ финансового положения предприятий. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Дескриптивные модели (модели описательного
характера) являются основными для
оценки финансового состояния