Финансовый анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать финансовое состояние предприятия, выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
Определить значение финансового состояния для развития предприятия;
Проанализировать соотношение собственного и заемного капитала предприятия;
Дать оценку финансового состояния на основе ликвидности баланса.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3

1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
1.1.Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение……..…....5
1.2.Цели и методы финансового анализа…………………………..…………....6
1.3.Задачи, основные направления и информационное обеспечение
анализа финансового состояния предприятии.....................................................8

2. Методологические основы оценки и анализа финансового положения
2.1.Основные принципы и последовательность проведения анализа финансового состояния предприятия…………………………………………..11
2.2.Оценка и анализ финансовой независимости……………….………….….14
2.4.Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..16

3. Оценка и анализ действующего предприятия
3.1.Краткая характеристика анализируемого предприятия………………...…23
3.2.Оценка и анализ финансовой независимости предприятия……………....23
3.3.Оценка и анализ результативности функционирования
предприятия.…………………………………………..………………………....27

Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.docx

— 90.74 Кб (Скачать файл)

Практика  финансового анализа позволяет  выявить основные  методы  чтения финансовой отчетности.

Горизонтальный  (временный)  анализ  позволяет  осуществить   сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный  (структурный)  анализ  позволяет   определить   структуру итоговых  финансовых  показателей  с  выявлением  влияния   каждой   позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый  анализ  позволяет  осуществить  сравнение  позиции  с  рядом предшествующих  периодов  и  определить  тренд,  т.е.   основную   тенденцию динамики     показателей,     исключающей      случайные      влияния      и индивидуальные   особенности   отдельных   периодов.   С   помощью    тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

Анализ  относительных показателей (коэффициентов) позволяет  осуществить расчет отношений данных отчетности,  определить взаимосвязи показателей.

Факторный  анализ  позволяет  определить  влияние  отдельных   факторов (причин)  на  результативный  показатель   с   помощью   различных   приемов исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия  (сравнение   внутрихозяйственное   по   отдельным Показателям хозяйствующего субъекта), так и вне,  т.е.  сравнение показателей   данного хозяйствующего   субъекта   с    показателями   конкурирующих      субъектов хозяйствования,    со    средними общеэкономическими данными.

Финансово-экономический  анализ может осуществляться разными  методами. К количественным  методам  относят  статистические   (наблюдение,   сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка,  группировка, ряды   динамики,   индексы   и   т.д.),   экономико-математические   (методы математического программирования, экономико-математического моделирования  и факторного анализа, исследование операции  и  т.д.).  Каждый  из  экономико- математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые  в аналитической работе.[5]

 

1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение  анализа финансового состояния предприятия

Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять  недостатки  в финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансового  состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо  решать  следующие задачи:

    1.  На  основе  изучения   взаимосвязи   между   разными   показателями производственной,  коммерческой  и  финансовой  деятельности   дать   оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов  и  их  использованию  с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

    2.  Прогнозировать  возможные   финансовые   результаты,   экономическую  рентабельность  исходя  из  реальных  условий  хозяйственной   деятельности, наличия собственных и заемных  ресурсов и разработанных   моделей  финансового состояния  при разнообразных вариантах  использования ресурсов.

    3.  Разрабатывать  конкретные  мероприятия,   направленные   на   более эффективное  использование  финансовых  ресурсов  и  укрепление  финансового состояния предприятия.[6]

Для оценки устойчивости финансового состояния  предприятия  используется система  показателей, характеризующих изменения:

         . структуры капитала предприятия  по его  размещению  и   источникам образования;

         . эффективности и интенсивности  использования капитала;

         . платежеспособности и кредитоспособности  предприятия;

         . запаса финансовой устойчивости  предприятия.

Анализ  финансового состояния предприятия  основывается  главным  образом  на относительных  показателях,  так  как  абсолютные  показатели  баланса  в условиях  инфляции  сложно  привести  к  сопоставимому  виду.  Относительные показатели   финансового   состояния    анализируемого   предприятия   можно сравнить:

         .  с  общепринятыми  «нормами»   для   оценки   степени   риска   и

           прогнозирования возможности банкротства;

         . с аналогичными данными других  предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

         . с аналогичными данными за  предыдущие годы для изучения  тенденции улучшения или ухудшения  финансового состояния предприятия.

Анализом  финансового состояния  занимаются  не  только  руководители  и  соответствующие службы предприятия, но  и  его  учредители,  инвесторы  –  с целью изучения эффективности  использования  ресурсов;  банки  –  для  оценки условий  кредитования  и  определения  степени  риска;  поставщики   –   для своевременного получения платежей;  налоговые  инспекции  –  для  выполнения плана поступления средств в  бюджет и  т.д.  В  соответствии  с  этим  анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний  анализ  проводится  службами  предприятия,  его  результаты используются  для  планирования,  контроля  и  прогнозирования   финансового состояния  предприятия.  Его  цель  –  обеспечить  планомерное   поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким  образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных  и финансовых  ресурсов,  контролирующими  органами   на   основе   публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность  выгодного  вложения  средств, чтобы  обеспечить максимум прибыли и исключить  потери. Внешний  анализ  имеет  следующие особенности:

         .  множество  субъектов   анализа,  пользователей   информацией   о

           деятельности предприятия;

         . разнообразие целей и интересов  субъектов анализа;

         . наличие типовых методик, стандартов  учета и отчетности;

         . ориентация анализа только на  внешнюю отчетность;

         . ограниченность задач анализа  при  использовании только  внешней отчетности;

         . максимальная открытость результатов  анализа  для  пользователей информации о деятельности предприятия.

Как  известно,  предприятие  –  сложное  формирование,   состоящее   из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди  партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Перечень  основных  партнерских  групп, их   вклад   в   хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего  участия и интересы,  которых  они  добиваются  в  предпринимательской  деятельности, систематизированы.

Основные  партнерские группы заинтересованы в успехах  предприятия,  так  как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

К не  основным  партнерским  группам  относятся  группы,  опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании,  аудиторские  и юридические фирмы и т. д.

Практика  финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов  анализа:

         . горизонтальный (временной) анализ  –  сравнение  каждой  позиции

           отчетности с предыдущим периодом;

         .  вертикальный  (структурный)  анализ  –  определение   структуры

           финансовых показателей;

         . трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчетности  с  рядом предшествующих периодов и определение тренда, то  есть  основной

тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

         . анализ относительных показателей  (финансовых  коэффициентов)  – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

         . сравнительный анализ, который  делится на:

    внутрихозяйственный – сравнение основных  показателей  предприятия  и дочерних предприятий, подразделений;

    межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

    факторный анализ  –  анализ  влияния  отдельных  факторов  (причин)  на результативный показатель.[7]

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологические  основы оценки и анализа финансового  положения

  

2.1.  Основные принципы и последовательность  проведения анализа финансового  состояния предприятия

Методики  анализа финансового состояния  основаны на определенных принципах, методах  и последовательности проведения анализа. Остановимся на наиболее общих из них, которые используются при оценке финансового состояния по всем направлениям.

Как уже  отмечалось ранее, информационной базой  оценки и анализа финансового  положения служит бухгалтерская  отчетность предприятия, Однако периодическая  отчетность – это ещё «сырая»  информация, которую необходимо некоторым  образом трансформировать и обработать исходя из целей анализа финансового  состояния. После этого проводится аналитическое чтение уже подготовленных данных бухгалтерской отчетности.

Основной  принцип аналитического чтения бухгалтерских  отчетов – это дедуктивный  метод, то есть от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится  историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика  анализа финансового состояния  выработала основные методы чтения отчетности предприятий. Так А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин выделяют 6 основных методов.

  1. горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав отчетности;
  2. вертикальный (структурный) анализ. В его основе лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  3. трендовый (динамический) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  4. анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями бухгалтерского отчета и определение взаимосвязи показателей.[8]

Согласно классификации  Н.А. Блатова, относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации:

  • коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной показатель финансового состояния (абсолютный) составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей;
  • коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих разный экономический смысл.
  1. сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным параметрам деятельности фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  1. факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Для удобства проведения оценки и  анализа финансового состояния  данные отчетности принято визуально  представлять в виде сравнительного аналитического баланса. Сравнительный  аналитический баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия  за отчетный период. Обязательными  показателями сравнительного аналитического баланса являются: абсолютные величины по статьям исходного отчетного  баланса на начало и конец периода; удельные веса статей баланса в валюте баланса на начало и конец периода; изменение в абсолютных величинах; изменение в удельных весах; изменение  в процентах к величинам на начало периода (темп прироста статьи баланса); изменение в процентах  к изменению валюты баланса (темп прироста структурных изменений  – показатель динамики структурных  изменений); цена одного процента роста  валюты баланса и каждой статьи –  отношение величины абсолютного  изменения к проценту абсолютного  изменения на начало периода.[9]

Все эти методы используются для  построения различных моделей, с  помощью которых проводятся оценка и анализ финансового положения  предприятий. Можно выделить три  основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели (модели описательного  характера) являются основными для  оценки финансового состояния предприятий. К ним относятся: построение системы  отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических  разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, системы финансовых коэффициентов, аналитические записки  к отчетности. Все эти модели основаны на использовании бухгалтерской  отчетности.

Информация о работе Финансовый анализ