Формирование бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансовой отчетности организации – это часть финансового и соответственно экономического анализа, связанная с исследованием финансового состояния и финансовых результатов организации на основе данных ее финансовой отчетности. Финансовое состояние, или способность организации финансировать свою деятельность, характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения, интенсивностью и эффективностью использования.

Содержание работы

Введение
1. Формирование бухгалтерской отчетности
1.1 Правила формирования и требования к составлению бухгалтерской отчетности
1.2 Состав бухгалтерской отчетности
1.3 Регулирование бухгалтерской финансовой отчетности на международном уровне
1.3.1 Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности
1.3.2 Формирование международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности
1.3.3 Переход к международным стандартам финансовой отчетности
1.4 Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2009г.
1.5 Проблемы и перспективы представления отчетности в электронном виде
Выводы и рекомендации
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Для формирования годовой отчетности бухгалтеру дается 3 месяца. Последним днем представления отчетности за год является 31 марта года, следующего за отчетным. До этого срока годовую отчетность нужно представить каждому учредителю, а также в налоговые органы и в статуправление.

Кроме того, опубликовать годовую отчетность организация может не позднее 1 июня следующего года.

Для организаций, которые созданы в 2008 году, имеет значение дата их государственной регистрации (ст. 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете"):

Если организация была создана в период с 1 января по 30 сентября 2008 года, то первым отчетным годом для нее будет период с даты государственной регистрации по 31 декабря 2008 года;

Если организация была создана в период с 1 октября по 31 декабря 2008 года, то первым отчетным годом для нее будет период с даты государственной регистрации по 31 декабря 2009 года. В этом случае показатели за 4 квартал 2008 года должны быть включены в состав показателей бухгалтерской отчетности за следующий год. Таким образом, составлять годовую бухгалтерскую за 2008 года этой организации не нужно.

Организации должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Если организация была зарегистрирована после 1 октября и до конца года вела хозяйственную деятельность, то налоговики требуют представления бухгалтерской отчетности организации за 4 квартал этого года.

Кроме того, если включить показатели 4 квартала в отчетность за следующий год, как это установлено ПБУ 04/99, то возникнут разногласия с налоговыми органами.

Дело в том, что организация должна отчитываться перед налоговой инспекцией по налогам. Основой для расчета сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, является бухгалтерский учет (за исключением налога на прибыль). Отчетными периодами по налогам является квартал (НДС, ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на имущество).

При камеральной проверке налоговых деклараций по этим налогам налоговый инспектор опирается на бухгалтерскую отчетность, которую представила организация.

1.2 Состав бухгалтерской  отчетности

В состав годовой отчетности коммерческой организации включается:

- бухгалтерский баланс (форма  №1);

- отчет о прибылях и  убытках (форма №2);

- отчет об изменениях  капитала (форма №3);

- отчет о движении денежных средств (форма №4);

- приложение к бухгалтерскому  балансу (форма №5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение.

Некоммерческим организациям рекомендовано включать в состав годовой отчетности отчет о целевом использовании бюджетных средств (форма №6). А вот Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (формы №3, 4, 5) им представлять не обязательно. Правда, при условии, что отсутствуют соответствующие данные.

Некоторым организациям разрешено в составе годовой отчетности представлять только Бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2). К таким организациям относятся:

- общественные объединения, которые не осуществляют предпринимательской  деятельности и не имеют оборотов  по продаже товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества);

- субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить  аудиторскую проверку.

Если же малое предприятие обязано проводить ежегодную аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, то не заполнять указанные формы можно только при отсутствии соответствующих данных.

Промежуточная отчетность состоит только из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем это касается всех организаций без исключения.

Существует дифференцированный подход к объему информации, который представляется в составе бухгалтерской отчетности разными типами коммерческих организаций (письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 года №16-00-10/3).

Большинство организаций, которые не являются крупными, могут составлять бухгалтерскую отчетность по типовым формам, которые в Приложении к приказу Минфина РФ от 22.07.03 №67н.

Принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по типовым формам организация может только в том случае, если показатели, приведенные в типовых формах, позволяют представить всю необходимую информацию о деятельности организации. При этом в учетной политике организации необходимо указать, что в качестве форм бухгалтерской отчетности предприятие использует типовые формы, утвержденные приказом Минфина №67н.

Субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации могут не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности формы №3, 4 и 5, если данные для заполнения этих форм отсутствуют (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Более того, если какие-либо показатели отсутствуют, то организации могут исключать из типовых форм отдельные строки.

Каждая организация может на основе этих образцов разработать и утвердить как часть учетной политики свои собственные формы отчетности, которые учитывают особенности деятельности данной организации.

Например, крупные коммерческие организации, которые ведут несколько видов предпринимательской деятельности, должны увеличить объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, и включить больше показателей, чем организация, средняя по величине. Для этого они могут добавить в бухгалтерскую отчетность другие формы, разработанные самостоятельно.

Таким образом, будут выполнены общие требования к бухгалтерской отчетности, которые установлены законодательством: достоверности, полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.

У ряда организаций бухгалтерская отчетность имеет свои особенности. Например, если организация находится в стадии реорганизации или же имеет дочерние или зависимые общества.

Кроме того, особенности бухгалтерской отчетности могут зависеть от вида деятельности, который ведет предприятие. Это относится к страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Для них Минфин РФ утвердил особые формы бухгалтерской отчетности:

- страховые организации - приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 года №113н "О формах бухгалтерской  отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора";

- негосударственные пенсионные  фонды - приказом Минфина РФ от 21 февраля 2001 года №15н "О формах  бухгалтерской отчетности негосударственных  пенсионных фондов";

- профессиональными участниками рынка ценных бумаг - совместным постановлением ФКЦБ и Минфина РФ от 11 декабря 2001 г. №33/№109н "Об утверждении положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг", а также распоряжение ФКЦБ от 14 августа 2002 года №991/р "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг".

При составлении бухгалтерской отчетности указанные организации обязаны руководствоваться положениями ПБУ 04/99.

Кредитные и бюджетные организации составляют бухгалтерскую отчетность в особом порядке. Положения ПБУ 04/99 на них не распространяются.

Для бюджетных организаций Минфин РФ утвердил Инструкцию о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 21 января 2005 года №5н).

1.3 Регулирование  бухгалтерской финансовой отчетности  на международном уровне

1.3.1 Необходимость и предпосылки  международной стандартизации бухгалтерского  учета и отчетности

Глобализация рынков капитала обусловила потребность в единой мировой системе финансовой отчетности. Использование различных национальных стандартов финансовой отчетности затрудняет работу инвесторов по сравнению возможностей и принятию обоснованных финансовых решений.

Различия в стандартах приводят к дополнительным затратам компаний и фирм, формирующих финансовую информацию на основе многочисленных моделей отчетности для привлечения капитала на различных рынках, и вызывают неясность в отношении того, какие цифровые данные являются наиболее "реальными".

В этой связи проблемы гармонизации учета и отчетности стали особенно актуальны [5].

Вопрос о необходимости замены, действовавшей в нашей стране в течение нескольких десятилетий системы учета на новую, адекватную требованиям рыночной экономики, стал очевидным уже в начале 80-х годов ХХ в., когда только делались первые шаги к рыночной экономике. Поэтому не случайно среди первых проектов гуманитарной помощи Запада нашей стране оказались и те из них, которые были направлены на преобразование действовавшей системы бухгалтерского учета. Одним из них оказался проект, финансируемый ООН. Члены ее Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности принимали непосредственное участие в работе нашей комиссии по подготовке Плана счетов бухгалтерского учета, который в конечном итоге был внедрен в 1992 г. и действовал во многих организациях России до конца 2001 г.

Проблема гармонизации бухгалтерского учета чрезвычайно сложна и многогранна, т.к. национальные системы учета имеют множество специфических особенностей, приводящих к значительным сложностям в выполнении работ по сравнительному анализу финансовых результатов деятельности организаций в разных странах.

В ряде стран (Франция, Германия) многие учетные стандарты соответствуют государственным законам, обязательным к исполнению, в других (США, Великобритания), большинство стандартов носит рекомендательный характер. Поскольку эти стандарты не имеют юридической силы, любая компания может исполнять их лишь в той степени, в какой она считает это оправданным и выгодным. Таким образом, даже в рамках одной страны имеются значительные расхождения в практике ведения учета и подготовки отчетности. Дело еще более осложняется с выходом компаний на международный рынок – необходимо в той или иной степени руководствоваться законами и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций (МНК) явилось одним из решающих факторов в актуализации проблемы гармонизации учета.

Первые МНК появились около сорока лет назад. В то время их влияние на мировые экономические процессы было незначительным. Однако сейчас они становятся все более реальной экономической силой, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится, в настоящее время, около трети всего международного капиталистического экспорта.

Различия в национальных учетных стандартах могут быть как по форме (горизонтальное или вертикальное представление баланса, упорядоченность балансовых статей, количество и наименование отчетных форм, структура годового отчета и т.п.), так по существу (переоценка статей отчетности, пересчет иностранных валют, консолидация финансовой отчетности и т.д.).

В большинстве стран составление отчетности базируется на оценке статей по себестоимости. Иное положение в латиноамериканских странах, длительное время страдавших от гиперинфляции. Компаниям этих стран вменяется предоставление бухгалтерской отчетности, пересчитанной при помощи общего индекса цен.

В процессе работы составителей и использователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета, которая имеет два подхода ее решения: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие понятия.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система национальных стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, то есть находились в относительной "гармонии" друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1996 года. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФР, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Информация о работе Формирование бухгалтерской отчетности