Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 15:21, реферат
Описание работы
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой источник информации для внешнего пользователя о финансовом состоянии предприятия. В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран.
Содержание работы
Введение 1. Формирование бухгалтерской отчетности 1.1 Правила формирования и требования к составлению бухгалтерской отчетности 1.2 Состав бухгалтерской отчетности 1.3 Регулирование бухгалтерской финансовой отчетности на международном уровне 1.3.1 Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности 1.3.2 Формирование международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности 1.3.3 Переход к международным стандартам финансовой отчетности 1.4 Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2009г. 1.5 Проблемы и перспективы представления отчетности в электронном виде Выводы и рекомендации Библиографический список
- фактические затраты на выкуп
собственных акций (долей) у акционеров
(участников) для последующей перепродажи
или аннулирования таких акций
(долей);
- задолженность участников (учредителей)
по взносам в уставный капитал
общества. Суммы таких долгов
показывают вместе с другой
дебиторской задолженностью в
строке 240 разд. II баланса.
В составе пассивов необходимо отражать
итоги разд. IV и V бухгалтерского баланса,
за исключением доходов будущих периодов
(строка 640 разд. V баланса).
Универсальная формула для расчета чистых
активов выглядит так:
ЧА = (разд. I + разд. II - стоимость СА - задолженность
УК) - (разд. IV + разд. V - доходы БП),
где ЧА - стоимость чистых активов организации;
разд. I - итог разд. I бухгалтерского баланса;
разд. II - итог разд. II бухгалтерского
баланса;
стоимость СА - стоимость собственных
акций (долей), выкупленных у акционеров
(участников) для последующей перепродажи
или аннулирования;
задолженность УК - задолженность учредителей
(участников) по взносам в уставный капитал;
Акционерные общества оценивают стоимость
чистых активов ежеквартально по окончании
каждого квартала, а также по итогам года.
Об этом говорится в п. 5 Порядка.
Из положений Федерального закона от
08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" (далее - Закон №14-ФЗ)
следует, что общества с ограниченной
ответственностью могут определять величину
чистых активов только по итогам года.
Обязанность контролировать размер чистых
активов возложена на все общества с ограниченной
ответственностью и акционерные общества
на основании п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК РФ соответственно.
В ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ
"О бухгалтерском учете" установлено,
что перешедшие на УСН организации освобождаются
от обязанности вести бухгалтерский учет.
Они должны вести лишь бухучет основных
средств и нематериальных активов. Доходы
и расходы такие организации учитывают
в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового
кодекса.
Компании, перешедшие на уплату ЕНВД,
не освобождены от ведения бухгалтерского
учета. Каких-либо особенностей в отношении
хозяйственных обществ, применяющих спецрежимы
в виде УСН или ЕНВД, не содержится ни в
Законе №14-ФЗ, ни в Законе №208-ФЗ.
Кроме того, в Гражданском кодексе закреплено
требование, согласно которому акционерное
общество не вправе объявлять и выплачивать
дивиденды, если стоимость чистых активов
меньше уставного капитала и резервного
фонда либо станет меньше после выплаты
дивидендов (п. 3 ст. 102 ГК РФ).
Общества с ограниченной ответственностью
также имеют право распределять чистую
прибыль между участниками общества (ст.
28 Закона №14-ФЗ). Размер чистой прибыли
определяется по правилам бухгалтерского
учета в соответствии с Планом счетов
(Приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н).
Таким образом, хозяйственные общества,
применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД,
рассчитывают величину чистых активов
в общем порядке по данным бухгалтерского
учета [30].
Информация о стоимости чистых активов
раскрывается в промежуточной и годовой
бухгалтерской отчетности (п. 6 Порядка).
Этот показатель отражается в Форме №3
"Отчет об изменении капитала", которая
входит в состав годовой бухгалтерской
отчетности. Однако по собственному усмотрению
фирма вправе сдавать эту форму ежеквартально.
1.5 Проблемы
и перспективы и представления
отчетности в электронном виде
Налогоплательщики обязаны представлять
в установленном порядке в налоговый орган
по месту учета налоговые декларации (расчеты),
если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах
(ст. 23 НК РФ). Налоговый кодекс предоставляет
налогоплательщику выбор способа сдачи
отчетности: лично, через представителя,
по почте с описью вложения или по телекоммуникационным
каналам связи (ст. 80) [13].
При этом отдельные категории налогоплательщиков
обязаны подавать в налоговый орган отчетность
только в электронном виде. К ним относятся
[25]:
- налогоплательщики, среднесписочная
численность работников которых
за предшествующий календарный
год превышает 100 человек, а также
вновь созданные (в том числе
при реорганизации) организации, численность
работников которых превышает
указанный предел;
- налогоплательщики, отнесенные к
категории крупнейших в соответствии
со ст. 83 НК РФ.
Порядок расчета среднесписочной численности
работников утвержден Приказом Росстата
от 12.11.2008 №278. Сведения о среднесписочной
численности работников за предшествующий
календарный год представляются налогоплательщиком
в налоговый орган не позднее 20 января
текущего года, а в случае создания (реорганизации)
организации - не позднее 20-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором организация
была создана (реорганизована) (п. 3 ст.
80 НК РФ). Указанные сведения представляются
по форме "Сведения о среднесписочной
численности за предшествующий календарный
год". Рекомендации по поводу порядка
заполнения данной формы приведены в Письме
Минфина России и ФНС России от 26.04.2007 №ЧД-6-25/353@.
Критерии отнесения организаций - юридических
лиц к крупнейшим налогоплательщикам,
подлежащим налоговому администрированию
на федеральном и региональном уровнях,
утверждены Приказом Минфина России и
ФНС России от 16.05.2007 №ММ-3-06/308@.
Налогоплательщики, не подпадающие под
данные критерии, также имеют право подавать
в налоговые органы отчетность в электронном
виде, но это не является их обязанностью.
Аналогичное мнение приведено в Письме
Минфина России от 10.12.2008 №03-02-08/26.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, если налогоплательщик
должен прилагать к налоговой декларации
документы, он имеет право представить
их в электронном виде [25].
Порядок представления налоговой декларации
в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи утвержден Приказом МНС
России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении
Порядка представления налоговой декларации
в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи" (далее - Порядок). Методические
рекомендации об организации и функционировании
системы представления интернет-отчетности
утверждены Приказом МНС России от 10.12.2002
№БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании
системы представления налоговых деклараций
и бухгалтерской отчетности в электронном
виде по телекоммуникационным каналам
связи" (далее - Методические рекомендации).
При представлении налоговых деклараций
и бухгалтерской отчетности в электронном
виде по телекоммуникационным каналам
связи налогоплательщик после подготовки
отчетов в соответствии с утвержденным
форматом подписывает ее электронной
цифровой подписью и отправляет в адрес
налогового органа.
Далее в течение суток (без учета выходных
и праздничных дней) с момента отправки
налоговой декларации (бухгалтерской
отчетности) налогоплательщик должен
получить следующие документы (п. 6.7.2 Методических
рекомендаций) [13]:
- квитанцию о приеме налоговой
декларации (отчетности) в электронном
виде;
- протокол входного контроля
налоговой декларации (отчетности);
- подтверждение оператора.
Протокол входного контроля высылается
обратно в налоговый орган в течение суток.
Выходные и праздничные дни в учет не берутся
(п. 6.7.4 Методических рекомендаций).
Если в протоколе содержится информация
о том, что отчетность не прошла входной
контроль, то налогоплательщик устраняет
указанные в протоколе ошибки. Затем по
исправленной отчетности он должен повторить
процедуру сдачи (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).
Если же налогоплательщик не получил
от налогового органа квитанцию о приеме
отчетов в электронном виде или протокол
входного контроля, он заявляет об этом
налоговому органу и/или оператору и при
необходимости повторяет процедуру сдачи
отчетов (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).
Таким образом, под сдачей отчетности
в электронном виде финансисты понимают
передачу данных по телекоммуникационным
каналам связи. При этом на практике многие
бухгалтеры понимают под этим магнитный
носитель (дискету, диск или флэш-карту)
и бумажный вариант отчетности. В Письме
от 10.03.2009 №03-02-07/1-119 Минфин разъясняет:
обязанность представления налоговых
деклараций (расчетов) в налоговый орган
по установленным форматам в электронном
виде исполняется передачей соответствующих
данных по телекоммуникационным каналам
связи.
По результатам анализа информации по
состоянию на 01.07.2008 по 27 управлениям ФНС
по субъектам РФ доля налогоплательщиков,
имеющих возможность доступа к персонифицированной
информации о состоянии расчетов с бюджетом,
превышает 50%, то есть, достигнут плановый
показатель 2010 г. В среднем по России доля
налогоплательщиков, имеющих возможность
доступа к персонифицированной информации
о состоянии расчетов с бюджетом, - 45,1%.
При этом доля налогоплательщиков, имеющих
доступ и воспользовавшихся данной услугой,
значительно ниже и составляет в среднем
по России 9% (177 640 налогоплательщиков)
[25].
В целях выполнения плановых показателей
представления налогоплательщиками, среднесписочная
численность работников которых более
100 человек, налоговых деклараций (расчетов)
по ТКС, обеспечения налогоплательщикам
возможности доступа по каналам связи
и через Интернет к персонифицированной
информации рекомендован ряд мероприятий:
- продолжать осуществление на
постоянной основе информационно-разъяснительных
мероприятий;
- организовывать персональные
встречи с руководителями организаций
и индивидуальными предпринимателями;
- направлять уведомления о необходимости
представления налоговых деклараций
(расчетов) в электронном виде
по ТКС, о предоставлении налоговыми
органами информационных услуг
по каналам связи и через
Интернет налогоплательщикам, представляющим
налоговые декларации (расчеты) в
электронном виде по ТКС.
Таким образом, намерения налоговиков
перевести всех налогоплательщиков на
сдачу отчетности по телекоммуникационным
каналам связи весьма серьезны. Понятно,
что на пути перехода к представлению
налогоплательщиками отчетности в электронном
виде возникает много трудностей, начиная
со стоимости программных продуктов для
этих целей и квалификации персонала,
заканчивая большими проблемами с ЭЦП
(электронно-цифровая подпись). Не говоря
уже о том, что без посредника в лице специализированного
оператора связи сегодня сдать отчетность
по телекоммуникационным каналам связи
просто невозможно. Для решения всех этих
вопросов потребуется ряд законодательных
актов и новый порядок представления отчетности
в электронном виде, утвержденный Минфином.
Но у тех организаций, которые обязаны
сдавать отчетность в электронном виде,
выбора нет, а остальным необходимо планировать
переход на этот вид представления отчетности
в самом ближайшем будущем, осваивать
новые технологии.
По мнению Минфина, высказанному в Письме
от 24.12.2007 №03-01-13/9-269, представление налогоплательщиком
налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем
виде и (или) неустановленным способом
является неисполнением налогоплательщиком
обязанности. Соответственно, такой налогоплательщик
будет привлечен к ответственности по
ст. ст. 119 и 126 НК РФ. Однако в определении
ВАС РФ. от 14.02.2008 №1475/08 сказано, что положения
Налогового кодекса не предусматривают
ответственность за сдачу декларации
по неустановленной форме. Общество, которое
обязано было представлять отчетность
в электронном виде, представило декларацию
на магнитном носителе вместе с бумажным
вариантом. Налоговики отказали в приеме
декларации, сославшись на обязанность
представления ее по телекоммуникационным
каналам связи. Общество повторно подало
декларацию по телекоммуникационным каналам
связи уже с пропуском сроков ее представления,
после чего было привлечено к налоговой
ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременную
сдачу отчетности [25].
По мнению судей, п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено,
что налоговая декларация представляется
в налоговый орган по установленной форме
на бумажном носителе или в электронном
виде, то есть сдача декларации на бумажном
носителе соответствует закону. Поскольку
ст. 119 НК РФ ответственность за представление
декларации по неустановленной форме
не предусмотрена, арбитражный суд пришел
к правильному выводу об отсутствии оснований
для привлечения общества к ответственности.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Бухгалтерская отчетность является одним
из основных элементов бухгалтерского
учета, высшей формой обобщения и детализации
информации, накопленной на счетах бухгалтерского
учета.
Современная бухгалтерская отчетность
должна быть полезна для понимания и оценки
реальной доходности организации, рисков,
связанных с вложениями и сотрудничеством
с ней, прогнозирования ее деятельности.
Все организации должны сдавать бухгалтерскую
отчетность. Это положение установлено
Федеральным Законом РФ №129-ФЗ "О бухгалтерском
учете". Современная бухгалтерская
отчетность должна быть полезна для понимания
и оценки реальной доходности организации,
рисков, связанных с вложениями и сотрудничеством
с ней, прогнозирования ее деятельности.
Изучив вопросы формирования бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации в условиях
перехода на Международные стандарты
финансовой отчетности, можно заключить,
что в течение последних лет в нашей стране
медленно, но неуклонно менялась методика
бухгалтерского учета для составления
бухгалтерской и налоговой отчетности.
Однако, сегодня по-прежнему сохраняются
существенные проблемы, в частности, касающиеся
отражению финансовых результатов предприятия
в соответствии с МСФО. Требования, изложенные
в МСФО, в целом подходят для Российской
Федерации, поэтому задача дальнейшего
реформирования отечественного учета
заключается в том, чтобы соответствовать
им не только теоретически, но и на практике.
В последнее десятилетие в мировом сообществе,
и прежде всего среди профессионалов,
велись оживленные дискуссии и споры по
вопросу о том, целесообразно или нет создавать
международные стандарты финансовой отчетности
для малых и средних коммерческих предприятий.
Комитет (Совет) по МСФО провел на этот
счет обширное исследование, а также ряд
конференций и посвятил данной проблематике
не одно свое заседание. В процессе обсуждения
этих вопросов не удалось достичь полного
консенсуса. Представители одной группы
стран считали, что в разработке таких
МСФО нет необходимости, а другие придерживались
противоположной точки зрения. Совет по
МСФО после долгих раздумий и дискуссий
принял в конечном итоге следующее решение:
- создать упрощенный вариант
МСФО специально для непубличных
компаний (средних и малых предприятий);