Формирование бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 15:21, реферат

Описание работы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой источник информации для внешнего пользователя о финансовом состоянии предприятия. В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран.

Содержание работы

Введение
1. Формирование бухгалтерской отчетности
1.1 Правила формирования и требования к составлению бухгалтерской отчетности
1.2 Состав бухгалтерской отчетности
1.3 Регулирование бухгалтерской финансовой отчетности на международном уровне
1.3.1 Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности
1.3.2 Формирование международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности
1.3.3 Переход к международным стандартам финансовой отчетности
1.4 Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2009г.
1.5 Проблемы и перспективы представления отчетности в электронном виде
Выводы и рекомендации
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1 формирование бух отчетности.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

- фактические затраты на выкуп  собственных акций (долей) у акционеров (участников) для последующей перепродажи  или аннулирования таких акций (долей);

- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал  общества. Суммы таких долгов  показывают вместе с другой  дебиторской задолженностью в  строке 240 разд. II баланса.

В составе пассивов необходимо отражать итоги разд. IV и V бухгалтерского баланса, за исключением доходов будущих периодов (строка 640 разд. V баланса).

Универсальная формула для расчета чистых активов выглядит так:

ЧА = (разд. I + разд. II - стоимость СА - задолженность УК) - (разд. IV + разд. V - доходы БП),

где ЧА - стоимость чистых активов организации;

разд. I - итог разд. I бухгалтерского баланса;

разд. II - итог разд. II бухгалтерского баланса;

стоимость СА - стоимость собственных акций (долей), выкупленных у акционеров (участников) для последующей перепродажи или аннулирования;

задолженность УК - задолженность учредителей (участников) по взносам в уставный капитал;

разд. IV - итог разд. IV бухгалтерского баланса;

разд. V - итог разд. V бухгалтерского баланса;

доходы БП - доходы будущих периодов (строка 640 разд. V баланса).

Акционерные общества оценивают стоимость чистых активов ежеквартально по окончании каждого квартала, а также по итогам года. Об этом говорится в п. 5 Порядка.

Из положений Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон №14-ФЗ) следует, что общества с ограниченной ответственностью могут определять величину чистых активов только по итогам года.

Обязанность контролировать размер чистых активов возложена на все общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества на основании п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК РФ соответственно.

В ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что перешедшие на УСН организации освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет. Они должны вести лишь бухучет основных средств и нематериальных активов. Доходы и расходы такие организации учитывают в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса.

Компании, перешедшие на уплату ЕНВД, не освобождены от ведения бухгалтерского учета. Каких-либо особенностей в отношении хозяйственных обществ, применяющих спецрежимы в виде УСН или ЕНВД, не содержится ни в Законе №14-ФЗ, ни в Законе №208-ФЗ.

Кроме того, в Гражданском кодексе закреплено требование, согласно которому акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше после выплаты дивидендов (п. 3 ст. 102 ГК РФ).

Общества с ограниченной ответственностью также имеют право распределять чистую прибыль между участниками общества (ст. 28 Закона №14-ФЗ). Размер чистой прибыли определяется по правилам бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н).

Таким образом, хозяйственные общества, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, рассчитывают величину чистых активов в общем порядке по данным бухгалтерского учета [30].

Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности (п. 6 Порядка). Этот показатель отражается в Форме №3 "Отчет об изменении капитала", которая входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. Однако по собственному усмотрению фирма вправе сдавать эту форму ежеквартально.

1.5 Проблемы  и перспективы и представления  отчетности в электронном виде

Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ). Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику выбор способа сдачи отчетности: лично, через представителя, по почте с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80) [13].

При этом отдельные категории налогоплательщиков обязаны подавать в налоговый орган отчетность только в электронном виде. К ним относятся [25]:

- налогоплательщики, среднесписочная  численность работников которых  за предшествующий календарный  год превышает 100 человек, а также  вновь созданные (в том числе  при реорганизации) организации, численность  работников которых превышает  указанный предел;

- налогоплательщики, отнесенные к  категории крупнейших в соответствии  со ст. 83 НК РФ.

Порядок расчета среднесписочной численности работников утвержден Приказом Росстата от 12.11.2008 №278. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована) (п. 3 ст. 80 НК РФ). Указанные сведения представляются по форме "Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год". Рекомендации по поводу порядка заполнения данной формы приведены в Письме Минфина России и ФНС России от 26.04.2007 №ЧД-6-25/353@.

Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены Приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.2007 №ММ-3-06/308@.

Налогоплательщики, не подпадающие под данные критерии, также имеют право подавать в налоговые органы отчетность в электронном виде, но это не является их обязанностью. Аналогичное мнение приведено в Письме Минфина России от 10.12.2008 №03-02-08/26.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, если налогоплательщик должен прилагать к налоговой декларации документы, он имеет право представить их в электронном виде [25].

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Порядок). Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления интернет-отчетности утверждены Приказом МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации).

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик после подготовки отчетов в соответствии с утвержденным форматом подписывает ее электронной цифровой подписью и отправляет в адрес налогового органа.

Далее в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик должен получить следующие документы (п. 6.7.2 Методических рекомендаций) [13]:

- квитанцию о приеме налоговой  декларации (отчетности) в электронном  виде;

- протокол входного контроля  налоговой декларации (отчетности);

- подтверждение оператора.

Протокол входного контроля высылается обратно в налоговый орган в течение суток. Выходные и праздничные дни в учет не берутся (п. 6.7.4 Методических рекомендаций).

Если в протоколе содержится информация о том, что отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки. Затем по исправленной отчетности он должен повторить процедуру сдачи (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Если же налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию о приеме отчетов в электронном виде или протокол входного контроля, он заявляет об этом налоговому органу и/или оператору и при необходимости повторяет процедуру сдачи отчетов (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).

Таким образом, под сдачей отчетности в электронном виде финансисты понимают передачу данных по телекоммуникационным каналам связи. При этом на практике многие бухгалтеры понимают под этим магнитный носитель (дискету, диск или флэш-карту) и бумажный вариант отчетности. В Письме от 10.03.2009 №03-02-07/1-119 Минфин разъясняет: обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде исполняется передачей соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи.

По результатам анализа информации по состоянию на 01.07.2008 по 27 управлениям ФНС по субъектам РФ доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, превышает 50%, то есть, достигнут плановый показатель 2010 г. В среднем по России доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, - 45,1%. При этом доля налогоплательщиков, имеющих доступ и воспользовавшихся данной услугой, значительно ниже и составляет в среднем по России 9% (177 640 налогоплательщиков) [25].

В целях выполнения плановых показателей представления налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых более 100 человек, налоговых деклараций (расчетов) по ТКС, обеспечения налогоплательщикам возможности доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации рекомендован ряд мероприятий:

- продолжать осуществление на  постоянной основе информационно-разъяснительных  мероприятий;

- организовывать персональные  встречи с руководителями организаций  и индивидуальными предпринимателями;

- направлять уведомления о необходимости  представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде  по ТКС, о предоставлении налоговыми  органами информационных услуг  по каналам связи и через  Интернет налогоплательщикам, представляющим  налоговые декларации (расчеты) в  электронном виде по ТКС.

Таким образом, намерения налоговиков перевести всех налогоплательщиков на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи весьма серьезны. Понятно, что на пути перехода к представлению налогоплательщиками отчетности в электронном виде возникает много трудностей, начиная со стоимости программных продуктов для этих целей и квалификации персонала, заканчивая большими проблемами с ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Не говоря уже о том, что без посредника в лице специализированного оператора связи сегодня сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи просто невозможно. Для решения всех этих вопросов потребуется ряд законодательных актов и новый порядок представления отчетности в электронном виде, утвержденный Минфином. Но у тех организаций, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, выбора нет, а остальным необходимо планировать переход на этот вид представления отчетности в самом ближайшем будущем, осваивать новые технологии.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 24.12.2007 №03-01-13/9-269, представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Соответственно, такой налогоплательщик будет привлечен к ответственности по ст. ст. 119 и 126 НК РФ. Однако в определении ВАС РФ. от 14.02.2008 №1475/08 сказано, что положения Налогового кодекса не предусматривают ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме. Общество, которое обязано было представлять отчетность в электронном виде, представило декларацию на магнитном носителе вместе с бумажным вариантом. Налоговики отказали в приеме декларации, сославшись на обязанность представления ее по телекоммуникационным каналам связи. Общество повторно подало декларацию по телекоммуникационным каналам связи уже с пропуском сроков ее представления, после чего было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу отчетности [25].

По мнению судей, п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде, то есть сдача декларации на бумажном носителе соответствует закону. Поскольку ст. 119 НК РФ ответственность за представление декларации по неустановленной форме не предусмотрена, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Бухгалтерская отчетность является одним из основных элементов бухгалтерского учета, высшей формой обобщения и детализации информации, накопленной на счетах бухгалтерского учета.

Современная бухгалтерская отчетность должна быть полезна для понимания и оценки реальной доходности организации, рисков, связанных с вложениями и сотрудничеством с ней, прогнозирования ее деятельности.

Все организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность. Это положение установлено Федеральным Законом РФ №129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Современная бухгалтерская отчетность должна быть полезна для понимания и оценки реальной доходности организации, рисков, связанных с вложениями и сотрудничеством с ней, прогнозирования ее деятельности.

Изучив вопросы формирования бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в условиях перехода на Международные стандарты финансовой отчетности, можно заключить, что в течение последних лет в нашей стране медленно, но неуклонно менялась методика бухгалтерского учета для составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Однако, сегодня по-прежнему сохраняются существенные проблемы, в частности, касающиеся отражению финансовых результатов предприятия в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, в целом подходят для Российской Федерации, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике.

В последнее десятилетие в мировом сообществе, и прежде всего среди профессионалов, велись оживленные дискуссии и споры по вопросу о том, целесообразно или нет создавать международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних коммерческих предприятий. Комитет (Совет) по МСФО провел на этот счет обширное исследование, а также ряд конференций и посвятил данной проблематике не одно свое заседание. В процессе обсуждения этих вопросов не удалось достичь полного консенсуса. Представители одной группы стран считали, что в разработке таких МСФО нет необходимости, а другие придерживались противоположной точки зрения. Совет по МСФО после долгих раздумий и дискуссий принял в конечном итоге следующее решение:

- создать упрощенный вариант  МСФО специально для непубличных  компаний (средних и малых предприятий);

Информация о работе Формирование бухгалтерской отчетности