Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:35, курсовая работа
Правовое регулирование бухгалтерского и налогового учета осуществляется, как правило, посредством императивных (обязательных) норм, наличие которых исключает возможность выбора способа учета организацией при отражении фактов хозяйственной деятельности и определения налоговых обязательств.
Однако наряду с обязательными нормативно-правовыми предписаниями, отдельными нормами участникам хозяйственных отношений предоставлена возможность определенного выбора в установлении отдельных правил учета, то есть самостоятельного избрания организацией-налогоплательщиком тех или иных методов бухгалтерского и налогового учета. В большинстве случаев осуществление такого выбора является обязательным для налогоплательщика, а его отсутствие может вызвать неблагоприятные финансовые последствия.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ.......................................................................5
1.1. Понятие, формирование и применение учетной политики организации.......................................................................................................5
1.2. Раскрытие и изменение учетной политики организации……………12
1.3 Правовое регулирование отношений, связанных с учетной политикой организации…………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ.......................................................................18
2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета и формы первичных учетных документов ................................................................................................18
2.2. Порядок проведения инвентаризации и технология обработки учетной информации…………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. ..26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...27
Под применением учетной политики необходимо понимать использование избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета в течение отчетного периода с целью отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления отчетности данной организацией. Действующее законодательство содержит ряд требований к применению организацией принятой (утвержденной) учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год2. Аналогичное требование содержится в пункте 6 ПБУ 1/2008. Принятая организацией учетная политика подлежит применению организацией не только в течение отчетного периода, но также и в течение длительного времени – из года в год, т.е. несколько отчетных периодов.
Учетная политика организации должна включать в себя ряд обязательных элементов. В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, основными элементами учетной политики организации являются:
1. Рабочий план счетов
2. Формы первичных учетных
3. Порядок проведения
4. Способы оценки активов и обязательств;
5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6. Порядок контроля за
7. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Одним из элементов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, является рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Рабочий план счетов бухгалтерского
учета утверждается организацией на
основании Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
При формировании учетной политики
организации закреплению
1. формирования первоначальной оценки активов;
2. начисления амортизации
3. оценки активов при их
4. оценки обязательств при их возникновении и исполнении.
Указанные способы должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т. д.)
Правила документооборота и технология обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации.
Под движением первичных документов (документооборотом) в бухгалтерском учете понимается их создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив4. Документооборот организации регламентируется графиком. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.
В учетной политике организации определяется порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
1.2. Раскрытие и изменение учетной политики организации
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности5.
Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:
В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным.
Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 18 ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:
Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам. В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации6
Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности:
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика (п. 24 ПБУ 1/2008)
Изменение учетной политики организации
допускается только по основаниям и
в порядке, установленным
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год, изменение учетной политики может производиться в случаях:
При этом необходимо учитывать, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.
Таким образом, утверждение способа ведения бухгалтерского учета указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в течение отчетного периода.
При изменении учетной политики необходимо учитывать следующее:
Правовое регулирование
1. Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2. Положением по
ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации,
3. Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н., которое пришло на смену ПБУ 1/98 и действует с 1 января 2009 года. ПБУ 1/2008 имеет особое значение, поскольку данный нормативный акт непосредственно (наиболее подробно) регулирует вопросы, связанные с формированием , раскрытием и изменением учетной политики.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета и формы первичных учетных документов
Рабочий план счетов бухгалтерского
учета представляет собой схему
регистрации и группировки
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при утверждении рабочего плана счетов организация самостоятельно не вправе вводить дополнительные синтетические счета. Подобные счета могут быть введены в рабочий план счетов организации только для учета специфических операций по согласованию с Минфином России. Для этого используются свободные номера счетов.
Вместе с тем, организация может не использовать какие-либо синтетические счета в связи с отсутствием операций, подлежащих отражению на таких счетах, или в силу организации бухгалтерского учета, которой не предусматривается использование отдельных счетов. Это касается применения, например, счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 42«Торговая наценка» и т. п.
Информация о работе Формирование и раскрытие учетной политики предприятия