Формирование и раскрытие учетной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Правовое регулирование бухгалтерского и налогового учета осуществляется, как правило, посредством императивных (обязательных) норм, наличие которых исключает возможность выбора способа учета организацией при отражении фактов хозяйственной деятельности и определения налоговых обязательств.
Однако наряду с обязательными нормативно-правовыми предписаниями, отдельными нормами участникам хозяйственных отношений предоставлена возможность определенного выбора в установлении отдельных правил учета, то есть самостоятельного избрания организацией-налогоплательщиком тех или иных методов бухгалтерского и налогового учета. В большинстве случаев осуществление такого выбора является обязательным для налогоплательщика, а его отсутствие может вызвать неблагоприятные финансовые последствия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ.......................................................................5
1.1. Понятие, формирование и применение учетной политики организации.......................................................................................................5
1.2. Раскрытие и изменение учетной политики организации……………12
1.3 Правовое регулирование отношений, связанных с учетной политикой организации…………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ.......................................................................18
2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета и формы первичных учетных документов ................................................................................................18
2.2. Порядок проведения инвентаризации и технология обработки учетной информации…………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. ..26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух. фин. отчетности.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

Под применением учетной политики необходимо понимать использование  избранных организацией способов ведения  бухгалтерского учета в течение  отчетного периода с целью  отражения фактов финансово-хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете  и составления отчетности данной организацией. Действующее законодательство содержит ряд требований к применению организацией принятой (утвержденной) учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно  из года в год2. Аналогичное требование содержится в пункте 6 ПБУ 1/2008. Принятая организацией учетная политика подлежит применению организацией не только в течение отчетного периода, но также и в течение длительного времени – из года в год, т.е. несколько отчетных периодов.

Учетная политика организации должна включать в себя ряд обязательных элементов. В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, основными элементами учетной  политики организации являются:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. Порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

4. Способы оценки активов и обязательств;

5. Правила документооборота и  технология обработки учетной  информации;

6. Порядок контроля за хозяйственными  операциями;

7. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Одним из элементов, подлежащих закреплению  в учетной политике организации, является рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические  счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его  применению, утвержденных приказом Минфина  России от 31 октября 2000 года № 94н. Рабочий  план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических  и аналитических счетов (включая  субсчета), необходимых для ведения  бухгалтерского учета организацией. В соответствии со статьей 9 ФЗ  «О  бухгалтерском учете»  все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами3. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При принятии учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Утверждаемые формы первичных учетных документов должны содержать обязательные реквизиты, установленные в п. 2 статьи  9  ФЗ «О бухгалтерском учете». Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются для целей представления обособленными подразделениями организации информации о своей деятельности. Они должны быть построены таким образом, чтобы в формах содержались все показатели, необходимые для последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Учетная политика организации должна регламентировать порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. При этом порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

При формировании учетной политики организации закреплению подлежат способы оценки активов и обязательств. К ним можно отнести способы:

1. формирования первоначальной  оценки активов;

2. начисления амортизации активов;

3. оценки активов при их списании;

4. оценки обязательств при их  возникновении и исполнении.

Указанные способы  должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т. д.)

Правила документооборота и технология обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации.

Под движением первичных документов (документооборотом) в бухгалтерском учете понимается их создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив4. Документооборот организации регламентируется графиком. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.

В учетной политике организации  определяется порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

1.2.  Раскрытие и изменение  учетной политики организации

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности5.

Обязанность по приданию гласности  бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

  • согласно законодательству Российской Федерации (например: ОАО, банки, биржи, страховые организации, инвестиционные фонды — пункт 1 статьи 16 ФЗ « О бухгалтерском учете»);
  • согласно учредительным документам;
  • по собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие учетной  политики организации не является обязательным.

Придание учетной политике организации  гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 18 ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим  раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

  • способы амортизации основных средств;
  • способы амортизации нематериальных и иных активов;
  • способы оценки производственных запасов;
  • способы оценки товаров;
  • способы оценки незавершенного производства;
  • способы оценки готовой продукции;
  • способы признания выручки  от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
  • другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации,  финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Нормативные акты, непосредственно  регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам. В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации6

Анализ норм законодательства о  бухгалтерском учете позволяет  отнести к заинтересованным пользователям  бухгалтерской отчетности, в частности:

  • учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • орган, уполномоченный управлять государственным имуществом — для государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.

Существенные способы ведения  бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика (п. 24 ПБУ 1/2008)

Изменение учетной политики организации  допускается только по основаниям и  в порядке, установленным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» принятая организацией учетная политика применяется  последовательно из года в год, изменение учетной политики может производиться в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по  бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Согласно пункту 10 ПБУ 1/2008 применение организацией нового способа ведения бухгалтерского учета должно предполагать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий хозяйствования . Существенное изменение условий хозяйствования  организации может быть связано с реорганизацией,  изменением видов деятельности и т. п.

При этом необходимо учитывать, что  не считается изменением учетной  политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной  деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место  ранее или возникших впервые  в деятельности организации.

Таким образом, утверждение способа  ведения бухгалтерского учета указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в течение отчетного периода.

При изменении учетной политики необходимо учитывать следующее:

  1. изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением и пр.) руководителя организации (п. 11 ПБУ 1/2008). Возможны 
    два варианта оформления: составление акта, содержащего полный текст учетной политики, или составление акта, содержащего только текст изменений;
  2. изменение учетной политики должно быть обоснованным. В приказе об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения;
  3. изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008)

 

    1. Правовое регулирование отношений, связанных с учетной политикой организации

Правовое регулирование отношений, связанных с формированием и  применением учетной политики организации  для целей бухгалтерского учета  осуществляется:

1.    Федеральным законом  от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»;

2.       Положением по  ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденным  приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н;

3. Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н., которое  пришло на смену ПБУ 1/98 и действует с 1 января 2009 года. ПБУ 1/2008 имеет особое значение, поскольку данный нормативный акт непосредственно (наиболее подробно) регулирует вопросы, связанные с формированием , раскрытием  и изменением учетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Рабочий план счетов  бухгалтерского учета и формы  первичных учетных документов

Рабочий план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных  операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета конкретной организацией.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при утверждении  рабочего плана счетов организация  самостоятельно не вправе вводить дополнительные синтетические счета. Подобные счета  могут быть введены в рабочий  план счетов организации только для  учета специфических операций по согласованию с Минфином России. Для  этого используются свободные номера счетов.

Вместе с тем, организация может  не использовать какие-либо синтетические счета в связи с отсутствием операций, подлежащих отражению на таких счетах, или в силу организации бухгалтерского учета, которой не предусматривается использование отдельных счетов. Это касается применения, например, счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 42«Торговая наценка» и т. п.

Информация о работе Формирование и раскрытие учетной политики предприятия